Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 09:07, курс лекций
1 Предмет гражданского права. Понятие и классификация имущественных и личных неимущественных отношений. Метод гражданско-правового регулирования.
Предмет гражданского права - это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:
1. Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:
* отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);
44 Особенности правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
Правовой режим имущества выражается в законодательном закреплении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в различном субъектном составе в имущественных и земельных правоотношениях. По общему правилу субъектами права на имущество выступают все члены крестьянского хозяйства, однако на земельный участок им является только один из них – глава крестьянского хозяйства. В соответствии со ст. 9 Закона имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности. Гражданский кодекс в качестве приоритетной рассматривает совместную собственность членов хозяйства. Ст. 280 ГК устанавливает, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не предусмотрено иное. При этом не определены права на имущество самого крестьянского хозяйства как юридического лица, т. е. отсутствует признак обособленного имущества.
По своему составу
имущество крестьянского
Особый правовой режим имущества будут иметь и унитарные предприятия, созданные крестьянским (фермерским) хозяйством. Как известно, имущество унитарного предприятия может находиться в собственности только одного лица – физического или юридического, так как долевая собственность на унитарное предприятие не допускается, его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). При этом собственность физического лица может быть представлена в виде совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому, если в договоре будет установлена долевая собственность членов крестьянского хозяйства на имущество, в случае создания унитарного предприятия его имущество будет принадлежать членам на праве совместной собственности.
Пользование имуществом
крестьянского хозяйства
При выходе одного из членов из состава крестьянского (фермерского) хозяйства общее имущество, как правило, разделу не подлежит. Доля имущества должна компенсироваться денежными средствами. При этом доли членов крестьянского хозяйства в праве совместной собственности на имущество признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное. Порядок выплаты денежной компенсации определяется по взаимной договоренности всех членов, а при возникновении спора – в судебном порядке. Срок выплаты компенсации не должен превышать более 5 лет.
В Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрена возможность получения доли и в натуральном выражении, если член хозяйства выходит с целью создания нового крестьянского хозяйства. В то же время в Гражданском кодексе содержатся нормы, согласно которым земельный участок, унитарное предприятие и средства производства, принадлежащие крестьянскому хозяйству, при выходе одного из членов разделу не подлежат, возможно лишь получение денежной компенсации.
Источниками формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть денежные и материальные средства членов хозяйства, доходы от реализации продукции, работ и услуг, кредиты банков, дотации из бюджета и иные источники, не запрещенные законодательством.
Важное значение в становлении и развитии крестьянских хозяйств, формировании их материально-технической базы играют меры государственной поддержки.
45 Право общей собственности, ее виды.
Право общей
собственности – это
46 Автономное учреждение (порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации).
АУ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ) (далее - Закон)).
АУ является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать счета в кредитных организациях.
АУ может иметь только одного учредителя. Учредителем АУ является: 1) РФ в отношении АУ, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект РФ в отношении АУ, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 3) муниципальное образование в отношении АУ, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В случае если иное не установлено ФЗ или НПА Президента РФ, функции и полномочия учредителя АУ, предусмотренные настоящим ФЗ, осуществляются: 1) федеральным органом исполнительной власти в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ; 2) исполнительным органом гос.власти субъекта РФ в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом гос.власти субъекта РФ; 3) органом местного самоуправления в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией (ст. 6 Закона).
Учредительным документом АУ является устав, утверждаемый его учредителем.
АУ может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 Закона).
Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ. Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом гос.власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.
Порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с ч.8 ст. 5 ФЗ "Об автономных учреждениях" Правительство РФ Постановлением от 24.12.07 N 924 утвердило Правила подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных гос.учреждений (далее - Правила), которые прямо касаются изменения типа существующих федеральных гос.учреждений, но применяются и для изменения типа существующих гос.учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.
Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа (п. 10 ст. 5 Закона).
АУ может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом и иными федеральными законами, причем реорганизация возможна в следующих формах:
1) слияние двух
или нескольких автономных
2) присоединение
к автономному учреждению
3) разделение
АУ на два учреждения или
несколько учреждений
4) выделение
из АУ одного учреждения или
нескольких учреждений
АУ может
быть реорганизовано, если это не повлечет
за собой нарушение
Как было указано выше, автономные учреждения могут создаваться путем изменения типа бюджетного учреждения, но и бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя АУ путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом:
1) Правительством
РФ в отношении автономных
учреждений, созданных на базе
имущества, находящегося в феде
2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
3) органом местного
самоуправления в отношении
Ликвидация же АУ возможна по общим основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Имущество АУ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам АУ, передается ликвидационной комиссией учредителю АУ.
47 Учреждения как субъекты правоотношений – понятие, особенности деятельности, права и обязанности участников.
Учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ).
Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Правовое положение автономных учреждений определяется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения по его обязательствам ответственности не несет.
Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: "Частный музей А.М. Гатина".