Лекции по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 09:07, курс лекций

Описание работы

1 Предмет гражданского права. Понятие и классификация имущественных и личных неимущественных отношений. Метод гражданско-правового регулирования.
Предмет гражданского права - это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:
1. Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:
* отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);

Файлы: 1 файл

ГП (112)изменённая.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

 

44 Особенности правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

Правовой режим  имущества выражается в законодательном  закреплении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Особенность правового  режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в различном субъектном составе в имущественных и земельных правоотношениях. По общему правилу субъектами права на имущество выступают все члены крестьянского хозяйства, однако на земельный участок им является только один из них – глава крестьянского хозяйства. В соответствии со ст. 9 Закона имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности. Гражданский кодекс в качестве приоритетной рассматривает совместную собственность членов хозяйства. Ст. 280 ГК устанавливает, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не предусмотрено иное. При этом не определены права на имущество самого крестьянского хозяйства как юридического лица, т. е. отсутствует признак обособленного имущества.

По своему составу  имущество крестьянского хозяйства  достаточно разнообразно и обусловлено  спецификой ведения сельскохозяйственного  производства. В совместной собственности  его членов находятся: насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, созданные хозяйством унитарные предприятия и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. В общей собственности членов крестьянского хозяйства находятся также плоды, продукция, доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности.

Особый правовой режим имущества будут иметь  и унитарные предприятия, созданные  крестьянским (фермерским) хозяйством. Как известно, имущество унитарного предприятия может находиться в собственности только одного лица – физического или юридического, так как долевая собственность на унитарное предприятие не допускается, его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). При этом собственность физического лица может быть представлена в виде совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому, если в договоре будет установлена долевая собственность членов крестьянского хозяйства на имущество, в случае создания унитарного предприятия его имущество будет принадлежать членам на праве совместной собственности.

Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности, а сделки по распоряжению имуществом – главой хозяйства или уполномоченным им членом хозяйства. Закон предусматривает, что в случае временной потери трудоспособности или длительного отсутствия глава крестьянского хозяйства может уполномочить выполнять свои обязанности одного из членов, а если ведение крестьянского хозяйства осуществляется одним лицом – любого гражданина на основании договора.

При выходе одного из членов из состава крестьянского (фермерского) хозяйства общее имущество, как правило, разделу не подлежит. Доля имущества должна компенсироваться денежными средствами. При этом доли членов крестьянского хозяйства в праве совместной собственности на имущество признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное. Порядок выплаты денежной компенсации определяется по взаимной договоренности всех членов, а при возникновении спора – в судебном порядке. Срок выплаты компенсации не должен превышать более 5 лет.

В Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрена  возможность получения доли и в натуральном выражении, если член хозяйства выходит с целью создания нового крестьянского хозяйства. В то же время в Гражданском кодексе содержатся нормы, согласно которым земельный участок, унитарное предприятие и средства производства, принадлежащие крестьянскому хозяйству, при выходе одного из членов разделу не подлежат, возможно лишь получение денежной компенсации.

Источниками формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть денежные и материальные средства членов хозяйства, доходы от реализации продукции, работ и услуг, кредиты банков, дотации из бюджета и иные источники, не запрещенные законодательством.

Важное значение в становлении и развитии крестьянских хозяйств, формировании их материально-технической базы играют меры государственной поддержки.

 

 

45 Право общей собственности, ее виды.

Право общей  собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения между двумя или более лицами по поводу имущества, которым они владеют, пользуются и распоряжаются сообща. Право общей собственности возникает на неделимые вещи (ч.1 ст.133 ГК РФ) в силу различных оснований: например, при наследовании детьми умершего гражданина принадлежащего ему жилого дома, который не монет быть разделен на части в силу своих технических (конструктивных) особенностей; при совместной покупке вещи, совместной постройке дома, соединении и смешении вещей, состоянии в браке, приватизации квартиры и др. Закон закрепляет два вида общей собственности: долевую и совместную (п.2 ст.244 ГК РФ). Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня оснований возникновения общей долевой собственности. Напротив, совместная собственность может возникнуть лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Общая долевая собственность именуется в законе как собственность с определением доли. Каждому ее участнику принадлежит право на определенную долю (1/2, 1/3, 2/5 и т.д.). Содержание общей долевой собственности составляют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Поскольку имущество на праве общей собственности принадлежит не одному лицу, а двум или более лицам, право каждого из сособственников ограничено точно таким лее правом, принадлежащим любому другое из них. Именно поэтому владение, пользование и распоряжение общей долевой собственностью производится по согласию всех ее участников, независимо от размера доли каждого на них (ст.247 ГК РФ). Если между сособственниками не достигнуто соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения общей собственностью, он определяется судом по иску любого из них, хотя бы и оставшегося в меньшинстве. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст.248 ГК РФ). Соответственно этому каждый сособственник соразмерно своей доле обязан участвовать в уплате налогов, сборах и иных падающих на общее имущество платежах, а также издержках по управлению и содержанию имущества (ст.249 ГК РФ). В отличие от владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью, которые могут производиться лишь по согласию всех ее участников, каждый, сособственник имеет самостоятельное право на отчуждение своей доли другому лицу (п.2 ст.246 ГК РФ). Это объясняется тем, что каждому сособственнику принадлежит именно право на долю в праве на общее имущество. Для отчуждения своей доли другому лицу независимо от способа отчуждения доли (купля-продажа, дарение, мена и др.), а также независимо от того, кому именно желает собственник передать ее, он не должен испрашивать согласия остальных участников общей собственности. Предоставляя сособственнику право на отчуждение своей доли, закон вместе о тем закрепляет за другими участниками общей собственности право преимущественной покупки при продаже одним из них своей доли (ст.250 ГК РФ). Если же происходит отчуждение вещи не путем заключения договора купли-продажи или договора мены, а по иному виду договора (дарение), то отпадает право остальных сособственников на преимущественное приобретение отчуждаемой доли. Сособственники не имеют права преимущественной покупки и тогда, когда доля отчуждается с условием пожизненного содержания отчуждателя. Сособственники имеют право преимущественной покупки при продаже одним из них доли лишь постороннему лицу. Если желание приобрести долю в общей собственности заявили несколько сособственников, то право выбора покупателя предоставляется продавцу. Сособственники имеют право преимущественной покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается постороннему лицу, и на прочих равных условиях. Сособственники не имеют права преимущественной покупки, если доля продается с публичных торгов. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, то продавец вправе продать свою долю любому лицу (п.2 ст.250 ГК). При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех мес. требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (п.3 ст.250 ГК). Законом предусмотрен раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли (ст.252 ГК). Право требовать выдела доли принадлежит каждому сособственнику, а также кредитору участника долевой собственности (ст.255 ГК). Если имущество может быть разделено в натуре без соразмерного ущерба его хозяйственному назначению, то выделяющийся получает долю из общего имущества в натуре. В тех случаях, когда имущество не может быть разделено в натуре, выделяющийся получает денежную компенсацию. Выплата денежной компенсации может быть осуществлена в результате продажи об­щего имущества и распределения вырученной суммы по долям, покупки доли одним или несколькими сособственниками и т.д. Общая совместная собственность в отличие от долевой, может возникнуть лишь в случаях, прямо указанных в законе. Действующее законодательство предусматривает три случая совместной собственности: 1) имущество супругов, нажитое в браке; 2) совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства; 3) собственность лиц, проживающих в приватизированных квартирах. Совместная собственность означает, что право собственности на конкретный объект не делится между собственниками, а принадлежит им сообща, совместно. Никто из участников таких отношений не знает заранее своей конкретной доли, которая может быть определена лишь на случай раздела или выдела. Участники отношений совместной собственности могут заменить их по собственной воле отношениями долевой собственности (п.5 ст.244 ГК РФ). Например, супруги могут заключить "брачный контракт", оговорив в нем конкретные доли каждого в общем, имуществе; участники крестьянского (фермерского) хозяйства также по договору могут определить каждому долю в общей совместной собственности; квартира может быть приватизирована путем создания общей долевой собственности. Однако создание совместной собственности договорным путем противоречит закону (ст.168 ГК). Раздел имущества, находящегося в совместной, собственности, а также выдел из него доли осуществляются по тем же правилам, которые действуют для участников долевой собственности (ст.253 ГК РФ). Выдел доли из совместного имущества может производиться не только по деланию соответствующего участника, но и по инициативе его кредитора, заинтересованного в обращении взыскания на такую долю (ст.255 ГК). Возможность обращения взыскания на долю в совместной собственности подвергнута определенным ограничениям; а) такое взыскание допустимо лишь при условии, что у должника отсутствует другое имущество, пригодное для удовлетворения требований кредитора; б) несогласные с перспективой выдела участники могут выкупить долю должника по цене, отвечающей рыночной стоимости доли, и погасить долг из собранной выручки; если же остальные участники отказываются от выкупа доли должника, то она подлежит продаже с публичных торгов.

 

46 Автономное учреждение (порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации).

АУ признается некоммерческая организация, созданная  РФ, субъектом РФ или муниципальным  образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ) (далее - Закон)).

АУ является юридическим  лицом и от своего имени может  приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать счета в кредитных организациях.

АУ может иметь только одного учредителя. Учредителем АУ является: 1) РФ в отношении АУ, которое  создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект РФ в отношении АУ, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 3) муниципальное образование в отношении АУ, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В случае если иное не установлено  ФЗ или НПА Президента РФ, функции и полномочия учредителя АУ, предусмотренные настоящим ФЗ, осуществляются: 1) федеральным органом исполнительной власти в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ; 2) исполнительным органом гос.власти субъекта РФ в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом гос.власти субъекта РФ; 3) органом местного самоуправления в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией (ст. 6 Закона).

Учредительным документом АУ является устав, утверждаемый его учредителем.

АУ может быть создано  путем его учреждения или путем  изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 Закона).

Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ. Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом гос.власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.

Порядок подготовки предложений  о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с ч.8 ст. 5 ФЗ "Об автономных учреждениях" Правительство РФ Постановлением от 24.12.07 N 924 утвердило Правила подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных гос.учреждений (далее - Правила), которые прямо касаются изменения типа существующих федеральных гос.учреждений, но применяются и для изменения типа существующих гос.учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

Имущество (в  том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа (п. 10 ст. 5 Закона).

АУ может  быть реорганизовано в случаях и  в порядке, которые предусмотрены  Гражданским кодексом РФ, Законом и иными федеральными законами, причем реорганизация возможна в следующих формах:

1) слияние двух  или нескольких автономных учреждений, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника;

2) присоединение  к автономному учреждению одного  учреждения или нескольких учреждений  соответствующей формы собственности;

3) разделение  АУ на два учреждения или  несколько учреждений соответствующей  формы собственности;

4) выделение  из АУ одного учреждения или  нескольких учреждений соответствующей  формы собственности.

АУ может  быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных  прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Как было указано  выше, автономные учреждения могут  создаваться путем изменения  типа бюджетного учреждения, но и бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя АУ путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством  РФ в отношении автономных  учреждений, созданных на базе  имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) органом государственной  власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

3) органом местного  самоуправления в отношении автономных  учреждений, созданных на базе  имущества, находящегося в муниципальной собственности (ст. 18 Закона).

Ликвидация  же АУ возможна по общим основаниям и в порядке, которые предусмотрены  Гражданским кодексом РФ. Имущество  АУ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам АУ, передается ликвидационной комиссией учредителю АУ.

 

 

47 Учреждения как субъекты правоотношений – понятие, особенности деятельности, права и обязанности участников.

Учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ).

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Учреждение  может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Правовое положение автономных учреждений определяется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Частные и бюджетные  учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное  учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения по его обязательствам ответственности не несет.

Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: "Частный музей А.М. Гатина".

Информация о работе Лекции по "Гражданскому праву"