Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексно рассмотреть институт личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачи исследования:
1) Определить правовое регулирование личных прав и свобод человека и гражданина;
2) Выделить основные классификации личных прав и свобод;
3) Выявить особенности защиты личных прав и свобод человека и гражданина в отечественном законодательстве;
4) Определить особенности взаимодействия международного и национального права в области защиты личных прав и свобод.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России…………………………………………………………5
1.1 Личные права и свободы: правовое регулирование……………………..5
1.2 Классификация личных прав и свобод человека и гражданина…………...8
Глава 2. Реализация и защита личных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….15
2.1 Защита личных прав и свобод в отечественном законодательстве……...15
2.2 Проблемы взаимодействия международного и национального права в области реализации и защиты личных прав и свобод………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………...…32
Все остальные основные права человека называются относительными, это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), то есть права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам). Указанные права реализуются путем правоприменения. При этом для осуществления такого права необходим правоприменительный акт, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его. Субъект власти (применитель) в данном случае жестко связан с законом и фактическими обстоятельствами либо обладает определенной свободой усмотрения.
Относительные права могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения и в других случаях, установленных законом.
Часть 15 Конституции РФ предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Россия является участником ряда международных актов по правам человека. Принятие Международного билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976), внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Все лица, проживающие в государстве — участнике пактов, или те, на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национальности либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Данное требование обязывает все государства, присоединившиеся к пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с их требованиями. Таким образом, международные правовые акты приобретают приоритет над внутригосударственным законодательством. Поэтому гражданин, гражданские или политические права которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
Следовательно, в современных условиях основными правами человека являются права, содержащиеся как в конституции государства, так и вмеждународных правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если какое-либо право человека не вошло в конституцию, то оно должно быть признано государствомосновным, независимо от его формального закрепления в ней.
Права и свободы личности подразделяются на две группы: конституционные (основные) и закрепленные в текущем законодательстве, отраслевые. В ряде случаев необходимость их закрепления предусматривается конституцией или федеральными законами. Например, в ст. 36 Конституции РФ провозглашено право частной собственности на землю, в ч. 3. данной статьи указывается, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Отраслевая конкретизация конституционных личных прав и свобод в значительном объеме осуществляется в нормах отраслей публично-правового блока (уголовное, административное право), в определенном объеме в нормах гражданского и семейного права. В то же время следует подчеркнуть, что при всей важности норм гражданской, уголовной, административной и других отраслей права нормы конституционного права имеют приоритетное значение. Основы института личных прав и свобод должны формироваться в источниках конституционного права и конкретизироваться в иных отраслевых нормах. Отраслевая конкретизация касается не столько собственно конституционных прав и нормативных свобод, сколько процесса их реализации каждым индивидом. Следовательно, можно утверждать, что специфика института личных прав и свобод состоит в том, что он носит комплексный межотраслевой характер.
Таким образом, под основными конституционными правами и свободами человека и гражданина понимаются наиболее важные личные права и свободы, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую оценку.
Институциональный характер современного государственно-правового регулирования исследуемой разновидности прав и свобод свидетельствует о значительных масштабах их государственно-правового обеспечения и высоком уровне юридико-технического воздействия.
Глава 2. Реализация и защита личных прав и свобод человека и гражданина
2.1 Защита
личных прав и свобод в
В отечественном законодательстве долгое время отсутствовало правовое понятие защиты прав и свобод человека и гражданина. Те или иные права и свободы рассматривались как привилегии, дарованные самодержавной властью отдельным сословиям. Впервые в России ответственность за нарушение прав и свобод человека предусматривалась в статьях уголовного законодательства, вошедших в Свод законов Российской Империи в 1903 г. Однако в нем отсутствовала отдельная глава, предусматривающая такую ответственность. Нормы, касающиеся ответственности за посягательства на конкретные права человека, были разбросаны по всему уложению.
Советская власть рассматривала права и свободы человека и гражданина исходя из классовых позиций. Они понимались как защита трудящегося от эксплуатации и вообще от проявлений враждебности к новому общественному строю. Впервые уголовно-правовая норма, посвященная охране трудовых прав граждан, появилась в декрете Совнаркома о восьмичасовом рабочем дне от 29 октября 1917 г. 18 мая 1918 г. была создана Инспекция труда, а 27 апреля 1922 г. издан Декрет Совнаркома «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда», содержащиеся в этом декрете уголовно-правовые нормы вошли в УК 1922 г. (ст. 132, 133).
Принятые в последующем Уголовные кодексы РСФСР в 1922 и 1926 гг. не содержали отдельных глав о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Однако в них имелись отдельные нормы об охране некоторых прав граждан. Так, ст. 83 УК 1922 г. предусматривалась ответственность за агитацию и пропаганду, заключающиеся в возбуждении национальной вражды или розни.
УК 1922 г., отражая
реалии НЭПа, закреплял также ответственност
Принятый в 1926 г. новый Уголовный кодекс также содержал статьи, предусматривающие ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина, таких, как участие в выборах в Советы не имеющих на то права лиц (ст. 91), об охране трудовых прав граждан от незаконных действий нанимателя, о защите свободы совести и вероисповедания.
В Уголовном кодексе 1926 г. впервые в качестве самостоятельного состава преступления выделяется нарушение специальных норм об охране труда. Уголовный кодекс 1926 г. так же, как и 1922 г., предусматривал ответственность за полную или частичную публикацию чужого произведения без согласия автора. 28 апреля 1929 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О религиозных объединениях», которое определило порядок деятельности религиозных объединений, их права и обязанности, порядок регистрации и др. Закрепляя принцип свободы совести и устанавливая уголовную ответственность за нарушение свободы совести и вероисповедания, указанное постановление было направлено не столько на обеспечение свободы совести, сколько на пресечение деятельности, не совместимой с законодательством о культах (например использование молитвенных собраний верующих для пропаганды против Советской власти и пр.).
В 1929 г. Уголовный кодекс 1926 г. был дополнен ст. 91.1, предусматривающей ответственность за воспрепятствование со стороны нанимателя в сельских местностях осуществлению лицами наемного труда принадлежащих им избирательных прав.
В тридцатые годы в советском законодательстве был сделан акцент на соблюдение прав и свобод человека и гражданина как его избирательных прав. С принятием в 1936 г. Конституции СССР, провозгласившей всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, была предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование любым лицом осуществлению избирательного права, а также за подлог избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов, совершенные должностными лицами Советов или членом избирательной комиссии.
Охрана прав и свобод человека и гражданина являлась одной из задач уголовного законодательства, в соответствии со ст. 1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР также предусматривали охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами (ст. 3). Отдельная глава, посвященная уголовной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина, появилась лишь в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. и называлась «Преступления против политических и трудовых прав граждан».
По сравнению
с ранее действовавшим
Таким образом, к моменту принятия Кодекса 1996 г. в уголовном законодательстве России сложилась следующая система норм об охране политических, трудовых и иных прав и свобод граждан. 1) Преступления против политических прав граждан: ст. 132, ст. 133, ст. 134, ст. 137; 2) Преступления против трудовых прав граждан: ст. 138, ст. 139, ст. 139.1 (включена в Кодекс в 1985 г.), ст. 140, ст. 140.1 (включена в Кодекс в 1991 г.); ст. 141. Редакция ст. 138, 140, 141 УК менялась в 1982 г.; 3) Преступления против личных прав и свобод граждан (как уже отмечалось, гл. IV УК 1960 г. называлась «Преступления против политических и трудовых прав граждан»). Личные права и свободы граждан в заголовке указаны не были. Однако в доктрине уголовного права посягательства на личные права и свободы выделялись в качестве самостоятельной классификационной группы. Основанием для этого являлось наличие в рассматриваемой главе статей о преступлениях, выходящих за пределы политических и трудовых прав граждан. В некоторых работах эта группа именовалась «иные преступления, посягающие на основные права и свободы граждан». Это статьи: ст. 135, ст. 126, ст. 142 (исключенная из Кодекса в 1991 г.), ст. 143, ст. 143.1 (включена в УК в 1993 г.).
Конституция Российской Федерации исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). В соответствии с частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Одной из таких гарантий является защита прав и свобод человека и гражданина в уголовно-правовом порядке, предусмотренная ст. 136 УК РФ, которая закрепляет ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от перечисленных признаков. В связи с тем, что рассматриваемый состав находится в главе Уголовного кодекса «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», видовым объектом данного преступления являются общественные отношения, направленные на обеспечение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие равенство указанных прав и свобод.
Нарушение равноправия гражданина может иметь место в различных областях жизни – политической, экономической, социальной. Поэтому представляется не совсем точным отнесение некоторыми авторами этого преступления к группе преступлений против социальных прав и свобод.
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина