Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексно рассмотреть институт личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачи исследования:
1) Определить правовое регулирование личных прав и свобод человека и гражданина;
2) Выделить основные классификации личных прав и свобод;
3) Выявить особенности защиты личных прав и свобод человека и гражданина в отечественном законодательстве;
4) Определить особенности взаимодействия международного и национального права в области защиты личных прав и свобод.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России…………………………………………………………5
1.1 Личные права и свободы: правовое регулирование……………………..5
1.2 Классификация личных прав и свобод человека и гражданина…………...8
Глава 2. Реализация и защита личных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….15
2.1 Защита личных прав и свобод в отечественном законодательстве……...15
2.2 Проблемы взаимодействия международного и национального права в области реализации и защиты личных прав и свобод………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………...…32
То обстоятельство, что нарушения равноправия зачастую совершаются в сфере трудовых отношений, не предопределяет тем самым объекта этого преступления, но значительно суживает его. Статья 19 Конституции РФ провозглашает равенство граждан не только в сфере социально-экономических отношений, но и в любой сфере жизни, в том числе и политической.
Права и свободы человека и гражданина провозглашены не только Конституцией Российской Федерации, но и на более высоком уровне – Международным пактом о гражданских и политических правах, вступившим в силу в СССР 23 марта 1976 г, (далее – Пакт). Статья 26 Пакта закрепляет, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Кроме того, в соответствии с Пактом, каждое участвующее в нем государство, в том числе Российская Федерация, обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; в) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
В случае, если нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина повлекло нанесение существенного ущерба, факультативным объектом данного преступления могут быть общественные отношения по обеспечению здоровья, неприкосновенности личности и ее свободы. Необходимо отметить, что ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека, но только Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С субъективной стороны нарушение равенства нрав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям – преступление всегда умышленное. При этом умысел может быть как прямым, так и косвенным.
При прямом умысле виновный осознает, что он нарушает равноправие граждан и что его действие (бездействие) является общественно опасным, предвидит причинение вследствие этого вреда, их правам и законным интересам и желает этого. При косвенном умысле виновный осознает общественную опасность нарушения равенства прав и свобод человека своим действием (бездействием), предвидит причинение вреда правам и свободам человека, однако сознательно допускает причинение такого вреда либо относится к этому безразлично.
Для наиболее полного представления о составе нарушения прав и свобод человека и гражданина необходимо рассмотреть мотивы и цели этого преступления, которые в данном случае могут быть различными.
«Мотив – побуждение нарушить равноправие гражданина из-за недоброжелательного отношения к его полу, расе, национальности, языку». Как правило, мотивами при совершении указанного преступления являются неприязнь к другой расе, национальности и убеждениям лица, шовинистические или националистические мотивы, а также зависть, месть, корысть. При косвенном умысле специальный мотив зачастую отсутствует. Следует заметить, что мотив или цель не входят в состав преступления в качестве обязательных признаков, следовательно, их наличие не влияет на квалификацию, но должно учитываться при назначении наказания судом.
Субъектом преступления – нарушения прав и свобод человека и гражданина – может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, от которого в той или иной степени зависит решение вопроса осуществления человеком своих прав и свобод.
Законом от 8 декабря 2003 г. ст. 136 УК РФ приведена в новой редакции: «1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
Частью 2 ст. 136 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав рассматриваемого преступления – нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Защита прав
и свобод человека и гражданина законом
– необходимое условие
2.2 Проблемы
взаимодействия международного
и национального права в област
Гарантированность и защита личных прав и свобод человека становится в настоящее время одной из приоритетных задач не только в рамках государства, но и на международном уровне. Социальные конфликты, экологические катастрофы и другие негативные факторы создают постоянную угрозу для жизни человека, нарушают его неотъемлемые права, в частности, право на жизнь и неприкосновенность личности, поэтому постоянный поиск новых форм гарантированное и защиты личных прав и свобод, а также совершенствование уже созданных и функционирующих является одним из наиболее важных вопросов современности.
Исследованием международных актов в сфере реализации личных прав и свобод человека, их взаимодействия с национальным законодательством, а также проблем реализации занимаются многие российские ученые - А.Н. Бабай, И.Л. Бачило, И.И. Лукашук и др.
Международные акты являются достижением совместной деятельности государств в области совершенствования правовых норм и механизмов гарантированности и защиты личных прав и свобод и являются в современый период основополагающими правовыми нормами в данной области, исполнение которых является обязательным для каждого государства.
Однако на практике реализация и защита личных прав и свобод в соответствии с требованиями международных норм связаны с рядом проблем.
Одной из них является отсутствие правового акта, который предусматривает исчерпывающие перечень личных прав и свобод человека, а также международные принципы, обеспечивающие реализацию, гарантированность и защиту личных прав и свобод человека.
Так, А.Н. Бабай и B.C. Тимошенко пишут: «Не ясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы международного права, что является их источниками»15. А.А. Кабалкин и JI. Санникова указывают, что «в отношении общепризнанных принципов и норм международного права существует неопределенность, вызванная отсутствием в международном праве общего нормативного акта с их исчерпывающим перечнем. Вместе с тем во многих конвенциях прямо указывается на необходимость разрешения не урегулированных в них вопросов в соответствии с общими принципами, и лишь при их отсутствии допускается обращение к национальному праву»16.
В конституционном праве и судебной практике различных государств и Российской Федерации под общепризнанными принципами и нормами международного права понимаются принципы и нормы общего международного права, т.е. нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. К ним относятся Всеобщая декларация прав и свобод человека. Личные права и свободы человека, законодательно закреплены в таких международных актах, как Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативные протоколы к нему, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей и др.
По мнению некоторых ученых, сегодня в мире происходит кризис «традиционных универсалистских представлений о правах человека»17. Этот конфликт связан, во-первых, с попытками применения таких представлений о правах человека к религиозным меньшинствам или иным мультиэтническим обществам. Второй проблемой этого конфликта является то, что общая риторика защиты прав человека сталкивается с противоречиями ее практического воплощения через применение оружия и насильственных действий.
Третьим фактором, как считают П.П. Баранов и А.И. Овчинников, является отсутствие моральности и духовности в общественной жизни. Нормативный массив все нарастает, а порядка, согласия, стабильности в общественной жизни не наблюдается. Кризис духовности, преступность, насилие, потеря жизненных ориентиров, упадок морали прогрессирует на фоне разработанных на высоком уровне формально-юридических систем, которые при всем их логическим совершенстве и рациональности не могут сравниться с традиционными, нравственно-религиозными, микроправовыми регуляторами, а технические процессы и формализация правового регулирования внушает тревогу - превращение его в нечто аналогичное машинному производству уничтожает ту главную ценность, которой служит право - справедливость18.
Следующей проблемой являются непосредственно реализация и защита личных прав и свобод человека. Как указывает А.П. Мовчан, реализация личных прав и свобод человека немыслима вне государства. Каждый человек пользуется только такими правами и свободами - социальными, экономическими, политическими, гражданскими и культурными, которые предусмотрены конституцией и законами страны, где этот человек живет. Государства обязаны обеспечить как минимум те права и свободы, которые предусмотрены международным правом, и внутреннее законодательство может расходиться с международными нормами лишь в плане расширения прав и свобод.
Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при тесном взаимодействии с внутренним правом государств19. В связи с этим в современных государствах встает ряд неразрешенных вопросов.
Первый связан с тем, каким образом международные принципы должны реализовы- ваться в государстве и какое место они должны занимать в правовой системе государств.
Среди российских ученых до сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос.
В теории права имеют место многочисленные споры о научной терминологии, о справедливости постановки вопроса вообще, ведь нормы международного публичного права и нормы национального законодательства суверенного государства являются элементами различных правовых систем, с присущими им нетождественными объектами, субъектами, целями, правовой сущностью и пр. В значительной степени такое несоответствие взглядов вызвано известной неопределенностью в существующей терминологии.
На практике данная проблема решается следующим образом: если законодательство государств или государственные механизмы гарантированности и защиты не соответствуют международно-правовым требованиям, то индивид может непосредственно обратиться в международные организации - соответствующие комитеты, международные суды и пр.
Права человека, несмотря на многие позитивные моменты, присущие их доктрине, в последнее десятилетие были серьезно дискредитированы из-за агрессивного навязывания их со стороны Запада тем цивилизациям, которые не хотят принимать их в каких-либо отдельных аспектах, а также агрессивного манипулирования ими в практике так называемых «гуманитарных интервенций», когда в действиях цивилизации-лидера (прежде всего США) очевидно присутствует геополитическая мотивация с целью усилить свою доминирующую позицию в мире. Права человека, демократия защищаются при этом избирательно в зонах особых стратегических интересов США20.
Международное право законодательно закрепило ряд основополагающих принципов, которые должны способствовать гарантии и защите личных прав и свобод человека, однако институты реализации международного права оказались недостаточно эффективными в обеспечении каждому человеку на земле его неотъемлемых личных прав и свобод. Н.Б. Пастухова считает, что современные международные институты международного сообщества «оказались неготовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира»
Международное право вместе с международными институтами, по мнению многих ученых, стали устаревать. И.И. Лукашук указывает на необходимость нового порядка, который призван обеспечить высокий уровень управления и законности и воплотить идею единства человечества21.
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина