Ликвидация юридических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ Российского законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения.
Задачами данной работы являются:
1) раскрыть понятие и сущность ликвидации как одного из видов прекращения юридического лица;
2) рассмотреть процедуру ликвидации юридического лица;
3) исследовать добровольную и принудительную ликвидацию юридического лица.

Файлы: 1 файл

Ликвидация юр.лиц в РФ.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

 

 

 

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

1) грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

3) осуществление деятельности, запрещенной законом;

4) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.11

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг). В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения.

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

 

 

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».12

Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:

1) непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев;

2) отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

 

 

 

 

 

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

1) справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;

2) справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица. После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц). Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех до пяти с половиной месяцев с момента внесения  юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.13

 

 

 

 

 

 

 

2 Способы ликвидации юридического  лица

2.1 Добровольная ликвидация юридического лица

Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. Его можно вывести исключительно путем толкования нормы, указанной в п. 2 ст. 61 ГКРФ: «Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.»

Исходя из указанной нормы:

           1) в самом общем виде добровольную ликвидацию можно определить как такую ликвидацию, решение о проведении которой принимается самим юридическим лицом (в лице его учредителей (участников) либо органа юридического лица) без какого либо юридически оформленного вмешательства со стороны третьих лиц (по мотиву нецелесообразности дальнейшего существования и т.п.), а также в случае, если юридическим лицом достигнута цель, ради которой оно было создано, или истек срок, на который оно создавалось;

          2) главным основанием для добровольной  ликвидации можно признать решение  об этом учредителей (участников) либо органа юридического лица (поскольку формально истечение срока существования и достижение цели в соответствии с действующим законодательством «поглощаются» наличием такого решения). Ни в одном нормативном акте (речь идет как о действующих, так и об уже утративших силу нормативных актах) или разъяснении судебной практики суть добровольной ликвидации в полной мере не раскрывается. Можно встретить лишь указание на отдельные аспекты. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2009 г. NA42-3783/2008 отмечается, что «добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке»14

           Категорию «добровольность» и  гражданское и иное законодательство  использует весьма активно. В  частности, во многих актах говорится о добровольности как о принципе деятельности в какой-либо сфере; очень много норм, использующих это понятие, мы находим в уголовном. Однако по большей части (есть редкие обратные примеры) законодательство не поясняет, что имеется в виду. Не исследуется этот вопрос и в специальной литературе.

           Во многом в силу, казалось  бы, очевидности его. Как во многом  справедливо было замечено В. Витрянским, «перечень оснований в обычном порядке остается открытым. В конце концов, учредители (участники) юридического лица вольны его ликвидировать в любой момент, когда им заблагорассудится. Законодателя же должно волновать лишь соблюдение установленного им порядка ликвидации.» Однако такой взгляд на современную трактовку закона в части оснований добровольной ликвидации представляется излишне упрощенным. В самом общем виде добровольность можно охарактеризовать следующими основными признаками:

а) действие (бездействие) по собственному желанию, воле, в своем интересе. Этот критерий применим в отношении физических и юридических лиц. Стоит отметить, что добровольность применима не только к действию, но и к бездействию.

Говоря проще, у лица должно быть право выбора, которое также характеризует добровольность: оно должно не только иметь возможность действовать по своему усмотрению, но и иметь возможность отказаться (воздержаться) от совершения действий.

б) действие (бездействие) не должно быть совершено (не совершено) под внешним принуждением (воздействием) любого характера. А именно:

1) не должно быть совершено (не совершено) под влиянием угроз, насилия, вынуждающих жизненных обстоятельств (это критерии для физических лиц, в том числе и для тех, кто принимает решения от имени (и для) юридического лица);

2) не должно быть совершено (не совершено) в силу юридического характера обязанностей и обязательств (т.е. как публичного, так и частного характера);

3) не должно иметь место  воспрепятствование свободному  выбору варианта поведения.

            в) добровольность не должна быть  формальной, фиктивной. Говоря иначе, лицо не должно стоять перед фактическим выбором между и еще более худшим в части последствий

своего поведения (действия или бездействия). Повторяя сказанное о праве выбора, стоит отметить, что должно быть право не делать чего-либо, право отказаться, право не выбирать из альтернатив, отсутствие негативных последствий отказа от того или иного варианта.

Исходя из такого подхода указание в ст. 61 ГКРФ в качестве оснований добровольной ликвидации истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, представляется неверным. Ведь при наступлении соответствующего факта (истечение срока, достижение цели) может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создается ситуация, схожая с той, которую в праве именуют «вынужденная ликвидация»: основания для дальнейшего существования юридического лица утрачены.

В законодательстве нет общей нормы для такой ситуации (в качестве частного случая, описывающего варианты поведения в этой ситуации, можно привести только ст. 25 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»). Между тем законодательство прямо признает возможность создания юридического лица на срок или для достижения определенной цели. 

Первым шагом на пути добровольной ликвидации ст. 61 ГКРФ называет принятие решения учредителем (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. ГК называет субъектами  принятия решения трех лиц:

 

а) учредителя;

б) участников;

в) уполномоченный орган юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в соответствии со ст. 62 ГКРФ обязаны незамедлительно

письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Указанная «незамедлительность» трансформируется в конкретный срок ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и принятия решения о

ликвидации юридического лица они обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации. Указанные лица также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.Данные правила являются общими для всех юридических лиц, однако для некоторых из них законодательство предусматривает дополнительные требования. В частности:

             1) акционерные общества, обязанные в соответствие с нормативными актами раскрывать информацию о форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, также в качестве информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, обязаны раскрывать информацию о направлении акционерным обществом заявления о внесении в ЕГРЮЛ записи о реорганизации или прекращения деятельности акционерного общества;

            2) управляющая компания в течение  одного рабочего дня  с даты  принятия решения о ее ликвидации  обязана уведомить Пенсионный  фонд и ФСФР России о принятом решении.

 Далее регистрирующий  орган на основании полученного  уведомления вносит в        ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое  лицо находится в процессе  ликвидации. Такая запись влечет  правовые последствия:

Информация о работе Ликвидация юридических лиц в РФ