Ликвидация юридических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ Российского законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения.
Задачами данной работы являются:
1) раскрыть понятие и сущность ликвидации как одного из видов прекращения юридического лица;
2) рассмотреть процедуру ликвидации юридического лица;
3) исследовать добровольную и принудительную ликвидацию юридического лица.

Файлы: 1 файл

Ликвидация юр.лиц в РФ.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

           1) с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;

             2) полученное уведомление о ликвидации  является основанием для налоговых  органов провести выездную проверку, которая назначается независимо от времени и предмета предыдущей проверки.

Как показывает анализ законодательства, как действующего, так и прошлых лет, к числу обязанностей ликвидаторов можно отнести:

а) осуществление текущей деятельности ликвидируемого юридического лица. Законом в полной мере не решен вопрос о возможном объеме такой текущей деятельности, отчетности перед государственными и иными органами и организациями, получения/отправления почтовых и иных отправлений, делопроизводства и тому подобные вопросы решаются ликвидационной комиссией. Однако относительно иной деятельности юридического лица, т.е., собственно, той деятельности, ради которой оно создавалось (или которуюдо момента начала ликвидационных процедур фактически осуществляло), закон ничего ни говорит;15 

б) выявление всех кредиторов юридического лица, в том числе уведомление кредиторов. Для решения этой задачи ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления  требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Закон также предписывает для ликвидаторов обязанность письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Еще один неопределенный момент-судьба кредиторов по обязательствам, возникшим из деятельности ликвидационной комиссии. Для того, чтобы такие кредиторы не попали в описанную выше неблагоприятную ситуацию регулировать;

             в) выявление должников. Эта функция (обязанность) ликвидатора сформулирована ст. 63 ГК так: «Ликвидационная комиссия принимает меры к получению дебиторской задолженности». В отличие от срока для выявления здесь закон не содержит никаких временных сроков. В отличие от срока для выявления здесь не содержит никаких временных сроков. Очевидно, что выявление должников ликвидируемого юридического лица, а также взыскание по их долгам могут и должны производиться вплоть до составления ликвидационного баланса (окончательного ликвидационного баланса, который служит для расчетов с главными бенефициарами организации) При этом не ясно, что происходит с долгами, которые признаны, выявлены, но не взысканы к моменту подачи документов для внесения записей в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица.

  В качестве решения  этого вопроса можно рассматривать положения ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которой оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. То есть получается, что права могут также входить в состав этого имущества и переходить к указанным лицам;

г) уведомление иных (кроме кредиторов) лиц в случаях, установленных законодательством, о проводимых ликвидационных мероприятиях, а также о некоторых фактах, выявившихся в ходе их. Прежде всего надо отметить необходимость своевременного уведомлениялиц, с которыми ликвидируемое юридическое лицо состоит в трудовых отношениях. Трудовой кодекс содержит здесь несколько ключевых сроков:16

 

1) о предстоящем увольнении  в связи с ликвидацией организации  работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ);

2) о предстоящем увольнении  в связи с ликвидацией организации  работники, заключившие договор на срок до двух месяцев, предупреждаются работодателем в письменной форме под роспись не менее чем за три календарных дня (ст. 292 ТК России);

3) о предстоящем увольнении  в связи с ликвидацией организации  работники, занятые на сезонных  работах, предупреждаются работодателем  в письменной форме под роспись  не менее чем за семь календарных  дней (ст.296 ТК РФ).

д) определение имущественной массы, которая имеется на разных правовых титулах у юридического лица. Вопрос об определении имущества ликвидируемой организации прежде всего важен для расчетов с кредиторами, а также для определения того, не находится ли ликвидируемая организация в состоянии банкротства и не возникает ли обязанность изменить правовой режим ликвидации путем направления соответствующего заявления в арбитражный суд. Однако есть и еще одна сторона проблемы: ликвидатор должен определить и индивидуализировать то имущество, которое не подлежит разделу между кредиторами и имеет специальный правовой режим;

е) своевременное обнаружение признаков несостоятельности и обращение в арбитражный суд с соответствующим обращением. Данная обязанность не вполне четко установлена ГК РФ. Статья 61 ГК указывает, что если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке несостоятельности (банкротства).

 Статья 35 Федерального  закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указывает, что в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.17 ГК России в отношении неудовлетворенных требований кредиторов устанавливает правила:

              1) требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными;

              2) требования кредиторов, не признанные  ликвидационной комиссией, если  кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. 

  3) для некоторых организаций, которые не могут быть ликвидированы  в рамках правового режима банкротства (казенные предприятия), закон устанавливает специальный порядок удовлетворения прав кредиторов (ст. 63 ГК России). Согласно разъяснениям судебной практики для применения субсидиарной ответственности важным является предъявление требования к ликвидируемому учреждению в установленный срок. Для того чтобы реализовать соответствующий механизм субсидиарной ответственности, мало просто вовремя обратиться с требованиями к ликвидатору, надо еще и обратиться в суд с иском к основному должнику-ликвидируемому юридическому лицу (так эту ситуацию рассматривают некоторые суды. К примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 26 февраля 2011 г. NA65-6087/2009: «Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения- основного должника-удовлетворить требование кредитора или

неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств;

необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации»). 

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор должен составить промежуточный ликвидационный баланс (свод информации об имуществе и обязательствах ликвидируемого юр. лица и о порядке действий ликвидатора) , который в самом общем виде содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Законодательство не содержит иных требований к промежуточному балансу.

Помимо расчетов с кредиторами ликвидатор осуществляет также после утверждения промежуточного баланса продажу имущества ликвидируемой организации. Порядок проведения торгов реализуется следующим образом:

а) торги должны быть проведены в форме аукциона или конкурса.

б) торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения имущества для реализации;

в) аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми;

г) в качестве организатора торгов может выступать исключительно организация;

 

 

д) ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, подлежат реализации на торгах организатора торгов на рынке ценных бумаг;

е) извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения;

ж) участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

з) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора;

и) в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее 10 дней, но не позднее одного месяца назначает вторичные торги;

к) аукцион, в котором участвовал один участник, признается несостоявшимся.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор должен составить ликвидационный баланс.

Окончательный ликвидационный баланс-это документ, который:

1) подводит итоги деятельности  ликвидаторов;

2) используется для расчетов  с основными бенефициарами организации;

3) определяет правовую  судьбу имущества, имеющего специальный  правовой режим.

Окончательный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица, принявшим решение о ликвидации. Утверждение ликвидационного баланса дает основание для ликвидатора обратиться к лицу, осуществляющему ведение ЕГРЮЛ, с заявлением о регистрации факта прекращения организации.18

 

2.2 Принудительная ликвидация  юридического лица

В соответствии с Гражданским кодексом граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, а одними из главных принципов гражданского законодательства являются недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и беспрепятственное осуществление гражданских прав. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере относится, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти положения в полной мере относятся и к частному случаю определения участниками (учредителями) юридического лица и (или) его органами дальнейшей судьбы юридического лица. Указанные лица (и (или) органы) в рамках действующего законодательства свободны в определении того:

а) оставлять ли созданное юридическое лицо в его первоначальной организационной форме или преобразовать его в иное юридическое лицо;

б) реорганизовывать ли это лицо каким-либо из иных способов, предусмотренных действующим законодательством (слияние, присоединение, выделение, разделение);

в) прекращать ли существование юридического лица. Говоря иначе, действующее законодательство признает приоритет добровольной реорганизации или ликвидации юридического лица. Однако законодательство предусматривает ряд случаев, когда правовая судьба юридического лица определяется не его участниками (учредителями) и (или) органами, а государственными органами, а также судом (арбитражным судом). В этих случаях мы говорим о принудительной ликвидации и реорганизации юридического лица. Институты принудительной реорганизации и ликвидации урегулированы в действующем законодательстве довольно несистемно.

Для того чтобы понять такое состояние современного законодательства в исследуемой области, надо проанализировать развитие указанных институтов в дореволюционном российском, советском и первом российском пореформенном законодательстве.

            Статья 61 ГК РФ устанавливала, что ликвидация может быть осуществлена по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Первоначально действующий ГК России различал два больших блока оснований для принудительной ликвидации:

1) для всех юридических  лиц (всех видов, форм и типов):

а) либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

 

 

б) либо осуществление деятельности, запрещенной законом;

в) либо осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

2) для религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда:

а) систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям.

Информация о работе Ликвидация юридических лиц в РФ