Методическое обеспечение библиотечной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:59, автореферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенностей методического обеспечения библиотечной деятельности.
Объект исследования – библиотечная деятельность.
Предметом исследования является методическое обеспечение библиотечной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Автореферат

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что задачей развития библиотек на современном этапе является ориентация на инновационное развитие, что объективно обусловлено принципиальным и динамичным характером перемен в обществе. Учет широкого круга факторов, воздействующих на деятельность библиотек (реформа управления и экономики, ускорение информатизации и др.), влечет за собой необходимость их комплексного обновления. Решение такой сложной задачи требует поддержки процесса обновления, в том числе организационно, информационно, педагогически.

Целью работы является рассмотрение особенностей методического обеспечения библиотечной деятельности.

Объект исследования – библиотечная деятельность.

Предметом исследования является методическое обеспечение библиотечной деятельности.

В первой главе рассматриваются основы методического обеспечения библиотечной деятельности, также изучены основные принципы и приоритетные направления методической деятельности библиотек. Методическое обеспечение должно основываться на аналитической работе, на систематическом анализе состояния и развития, как отдельных библиотек, так и библиотечной системы в целом.

Весь массив сведений о перспективных направлениях развития библиотек, осуществления рекламно-имиджевой политики, наиболее востребованных и эффективных методах предоставления пользователям необходимой информации для их успешного существования в современном обществе аккумулируется в рекламно-информационном пространстве методической службы, составляя в целом инновационный фонд идей, технологий и практик информационного обслуживания в системе «методист – библиотекарь – информационные ресурсы – пользователь».

Во второй главе дается характеристика инновационно-методических особенностей библиотечной деятельности. Также изучена организация работы инновационно-методических служб библиотек. Смысл инновационной деятельности для многих библиотечных специалистов, и методистов в том числе, виделся в обобщении уже достигнутого опыта, а не в создании новшеств и реализации инноваций. При этом нередкостью являлось то, что за инновации принимались не внедренные новшества, а инновационные идеи, не проверенные практикой. Идеи инициировались в библиотеках без предварительной оценки ситуации, исследований, проектной работы.

В заключении изложены основные выводы по работе.

В данной работе были использованы как различные авторефераты, положения, так и учебники.

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Основы методического обеспечения библиотечной деятельности 5

1.1. Принципы и приоритетные направления методической деятельности библиотек 5

1.2. Информационно-рекламный сервис методических служб 10

2. Инновационно-методические особенности библиотечной деятельности 16

2.1. Научно-методическая работа библиотек и реализация инноваций 16

2.2. Организация работы инновационно-методических служб библиотек 21

Заключение 26

Список литературы 28

 

Введение

Актуальность исследования. Ключевой задачей развития библиотек на современном этапе является ориентация на инновационное развитие, что объективно обусловлено принципиальным и динамичным характером перемен в обществе. Учет широкого круга факторов, воздействующих на деятельность библиотек (реформа управления и экономики, ускорение информатизации и др.), влечет за собой необходимость их комплексного обновления. Решение такой сложной задачи требует поддержки процесса обновления, в том числе организационно, информационно, педагогически.

Традиционно подобные задачи успешно решались с помощью 
профессиональной методической деятельности, осуществляемой в 
рамках сформированной в условиях централизованного управления 
системы методического руководства.

В настоящее время, когда методическая деятельность объективно востребована библиотечной практикой, состояние системы методической поддержки оценивается как кризисное.

Целью работы является рассмотрение особенностей методического обеспечения библиотечной деятельности.

Объект исследования – библиотечная деятельность.

Предметом исследования является методическое обеспечение библиотечной деятельности.

Методологическую основу исследования составили идеи ведущих отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам научно-методической работы.

Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б. Н., Гриханова Ю. А., Клюева В. К., Кормишиной Г. М., Столярова Ю. Н., Суворовой В. М., Сусловой И. М., Фенелонова Е. А., Фирсова В. В. и другие.

 

 

1. Основы методического обеспечения библиотечной деятельности

1.1. Принципы и приоритетные направления методической деятельности библиотек

Методическое обеспечение деятельности библиотек всегда осуществлялось на основе единых принципов, которые определяют его содержание, характер и направленность. Основополагающие принципы следующие:

1. Принцип научности. Он означает, что все методические решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, они должны быть результатом научно-исследовательской работы и направлены на совершенствование работы библиотек и преодоление противоречий в их деятельности.1

2. Принцип активности. Данный принцип заключается в том, что методические центры не должны ограничиваться пассивной помощью библиотекам по их запросам, а стремиться активно, влиять на их работу через методические рекомендации, информацию об инновационном библиотечном опыте, результатах НИР и т. д. Важнейшим практическим проявлением этого принципа является поиск и освоение библиотечных инноваций.

3. Принцип рекомендательного характера. Он означает, что методические решения и рекомендации не должны быть обязательными или директивными. Они являются лишь рекомендациями, советами или пожеланиями, из которых библиотекари имеют право выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и условиям работы конкретной библиотеки.

4. Принцип дифференцированного подхода. Методические центры строят свою деятельность с учетом специфики типов библиотек, профессий, образования и практического опыта библиотечных кадров, условий, в которых они работают. Особое внимание при этом необходимо уделять молодым, начинающим библиотекарям.

Методические центры всегда выделяют главное звено (или несколько звеньев), на которое обращается особое внимание, но это не означает, что можно забыть о других направлениях работы библиотек. В настоящее время методическое обеспечение чаще всего направлено на развитие автоматизированных технологий и маркетинговую деятельность библиотек.

5. Принцип непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.2

6. Принцип оперативности. Для совершенствования деятельности библиотек важно оперативно выявлять недостатки и новшества, а затем своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, обеспечивать методическими рекомендациями для повышения уровня их работы.

7. Эффективность методического  обеспечения тесно связана с  его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение должно основываться на аналитической работе, на систематическом анализе состояния и развития, как отдельных библиотек, так и библиотечной системы в целом.

Таким образом, принятие решений базируется на методическом мониторинге, то есть на отслеживании изменений в деятельности библиотек и определении уровня их работы.

В результате аналитической деятельности методистов осуществляется консультационно-методическая помощь не только по просьбе библиотекарей, но и по инициативе и рекомендациям методистов.

Методические разработки ЦБ, как уже было сказано выше, не должны носить директивного характера и обязательно исполняться библиотеками системы. В тоже время ЦБ - методические центры в силу своего статуса сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек.

Неадекватность требуемой многофункциональности методической работы и существующей структурной организации методических служб, во многом сохраняющей принципы прежней системы, может быть преодолена путем формирования профессиональных консультационных организаций, как самостоятельных составляющих методической работы.

Поскольку ее актуальными направлениями являются диагностика состояния и уровня адаптации к изменениям каждой конкретной библиотеки и разработка перспективных программ развития, что называется «управление изменениями».

К приоритетным направлениям деятельности библиотек - методических центров сегодня относятся:

- выявление и распространение инноваций;

- система повышения квалификации библиотечных кадров;

- создание нормативно-инструктивной базы;

- консультирование.

Консультирование - это профессиональная помощь руководителям и специалистам в решении сложных, нестандартных проблем.

Динамика изменений в окружающей среде сегодня настолько высока, а потребности библиотек настолько различны, что диапазон консультирования очень широк и многоаспектен.

В США, Дании, Финляндии и некоторых других странах управленческое консультирование уже давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед ними задачи, усваивать и внедрять инновации. Консалтинговая организация современной методической работы, органично вписывается в традиционную деятельность методистов, поскольку консультирование всегда было частью методической работы.

Специфика консультационной деятельности заключается в том, что она является разновидностью экспертной помощи, которая, оказывается, по заказу руководителей филиалом и имеет для него рекомендательную направленность. Консультант исходит из конкретных проблем библиотеки, начиная работу с диагностики, выявляет вопросы, типовые решения которых адаптируются к специфике заказчика, тем самым облегчается освоение нововведений.3

Одна из главных функций консультанта состоит в повышении квалификации руководителей и библиотекарей. Помогая осуществлять поиск, принятие и реализацию целесообразных решений, он вносит в их сознание новые знания и проводит профессиональный тренинг.

Образовательный характер, способность распознавать общие тенденции, причины как традиционных, так и новых проблем, находить их решение, делают управленческое консультирование связующим звеном между теорией и практикой библиотечного дела.

Организационная структура консультационного центра может быть представлена следующим образом:

- профессиональное ядро составляют эксперты-методисты – специалисты отделов по основным направлениям деятельности библиотеки;

- подразделение специальных услуг (консультирование по юридическим вопросам, социальным и психологическим аспектам руководства коллективами, методам и формам управления).

Современный методист-консультант это:

- носитель общечеловеческих и обще социальных ценностей, так как в своей работе он использует все накопленные знания;

- помощник при выработке каких-либо решений. Методист-консультант формирует условия для принятия этих решений другими, так как его главной задачей является - запуск механизмов самоорганизации и саморазвития для того, чтобы в дальнейшем он стал здесь не нужен.

Консультант при обсуждении любых ситуаций и вопросов:

- учитывает правовые, экономические, политические, психологические, экологические и другие аспекты;

- предвидит соответствующие последствия своих консультаций;

- разбирается во всех уровнях управления, поскольку все они взаимосвязаны;

- привлекает экспертов и специалистов для решения узкопрофессиональных проблем;

- работает с творческим «ядром» организации, способствуя становлению управленческой команды;

- использует групповые методы работы, позволяющие органично соединять исследование, обучение и практическое решение;

- никому и нигде не говорит, кого и по какому вопросу он консультирует, если это не оговорено специально, поэтому ему доверяют библиотекари.

Следовательно, консультирование - это неформальная деятельность, которая является искусством. В экономической системе большинства стран профессиональные консультационные услуги - платные.

Условия реализации платного консультирования

Платными могут стать услуги, заказанные низовыми библиотеками, например, целевые методические пособия, информационные или обучающие семинары. Персонификация: каждый случай оплаты должен рассматриваться с учетом желания библиотекаря получить консультации, его профессиональной пригодности и материальных возможностей.

Информация о работе Методическое обеспечение библиотечной деятельности