Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:59, автореферат
Целью работы является рассмотрение особенностей методического обеспечения библиотечной деятельности.
Объект исследования – библиотечная деятельность.
Предметом исследования является методическое обеспечение библиотечной деятельности.
Проблема состояла и в том, что отсутствовали универсальные критерии полезности нововведений, на основе которых осуществлялся отбор идей для внедрения. Если в одной библиотеке, подчеркивает С. Г. Матлина, творческая находка (оригинальная выставка, литературный вечер и пр.) является эффективным решением, то для другой библиотеки эта инновация будет чужеродной, не соотносится ни с читательской аудиторией, ни с возможностями сотрудников, ни с традициями обслуживания.
В качестве основных трудностей, отрицательно сказывающихся на внедрении новшеств, были названы: неудовлетворительное материально-техническое оснащение библиотек, организационные и социально-психологические условия их деятельности. Созрели необходимые предпосылки для изменения принципов, задач и содержания методической работы. Новые условия и новые задачи требовали создания нового облика научно-методической службы адаптирующейся к интересам и потребностям коллективов библиотек, развивающей не свойственные ей прежде направления работы: прогнозирование, менеджмент, маркетинг, социологические исследования, новые виды научно-методических услуг: разработку по заказам и продажу методических пособий, организацию консультаций, стажировок, курсов, лекций, рекламы. Появляются публикации, выступающие с открытой критикой реорганизации методической работы и предложениями упорядочить этот процесс. Авторы этих работ считают необоснованным включение в функции отделов новых видов деятельности в ущерб традиционным. Подчеркивалось, что изменения коснулись только организации коммерческой деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли методисты, остались без внимания. Ставятся задачи планомерного сочетания научных, аналитических, методических, педагогических и организационных функций научно-методического труда. Было также предложено считать назначением методической службы содействие адекватному реагированию библиотек на глобальные изменения социальной системы. Для этого считалось целесообразным в ее функции включать: диагностику состояния и уровня адаптации библиотек к изменениям; разработку положений управления, маркетинга, экономики, социологии, психологии, а также собственно форм, методов, средств библиотечной работы, связанной с освоением и внедрением нововведений.
Предлагалось совместить научно-методическую
работу с организацией инновационной
деятельности и маркетинга и именовать
эти отделы службами библиотечного маркетинга и инновационно-методической
работы или инноваций и библиотечного
маркетинга. Б. Н. Бачалдиным было предложено
интерпретировать методическую деятельность
как единый замкнутый цикл, состоящий
из пяти взаимосвязанных и взаимозависимых
направлений. К этим направлениям были
отнесены: научно-методическая работа
в помощь совершенствованию обслуживания
читателей и их информационного обеспечения;
работа по обновлению библиотечно-библиографической
технологии; организационно-управленческая
деятельность или менеджмент; экспериментально-
На необходимость интеллектуализации труда методистов указывалось и в работах В. А. Минкиной. В функции методических служб предлагалось включить: выявление и экспертизу новшеств, ознакомление с ними сотрудников библиотек, участие в формировании временных творческих коллективов, обеспечивающих как внедрение новшеств, так и переобучение персонала. Подчеркивалась определяющая роль методистов в совершенствовании системы библиотечного постобразования. Предложено обязательным элементом программ постобразования, ориентированных на инновацию, рассматривать обучение библиотекарей инвестиционному проектированию, поиску деловых партнеров, а также продвижению собственного опыта на рынке библиотечных услуг. В качестве конструктивных мер предлагалось на базе научно-методических отделов создавать одновременно маркетинговые и консалтинговые инновационные подразделения. Для этого необходимо соблюдать определенные требования: осуществлять переобучение сотрудников, использовать унифицированные формы фиксации библиотечных инновационных предложений, создать в масштабе всей страны корпоративный банк библиотечных инноваций.
И. М. Суслова предложила преобразовать методические службы в профессиональные консультационные организации. Консультирование рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности, позволяющий устранить неадекватность между требуемой многофункциональностью методической работы и существующей структурной организацией методических служб.
Специфика управленческого консультирования характеризуется как разновидность экспертной помощи. Реализация данной идеи видится Сусловой в формировании независимых автономных методических центров (служб). В их задачи предлагается включить: консультирование по стратегическому планированию; изучению потенциального читательского спроса; определению номенклатуры библиотечных услуг; организации библиотечной рекламы; юридическим вопросам, социальным и психологическим аспектам руководства коллективами, методам и формам управления и т. д.
Привлечение сторонних специалистов в библиотеки используется во многих зарубежных библиотеках. В частности Дж. Бэрри рассмотрена целесообразность передачи библиотечных функций по контракту сторонним организациям и привлечения управленческих фирм к организации работы по управлению качеством обслуживания.
Таким образом, в профессиональном библиотечном сообществе осмыслена важность научной и организационно-методической поддержки инновационных процессов. Авторами библиотековедческих работ предложены пути реорганизации методических служб в новые структуры, подчеркнута роль научных исследований, консалтинговой деятельности и общественных коммуникаций в содержании их работы. Однако остаются не рассмотренными многие вопросы, принципиально важные для развития библиотечных инноваций:
- методы исследований и их возможные направления;
- полномочия методистов при постановке и решении инновационных задач;
- критерии выбора оснований, позволяющих определить приоритеты в работе методической службы, будь то научные исследования, внедрение новшеств или общественные коммуникации;
- контроль эффективности инноваций и документирование инновационных отношений участников инновационной деятельности.11
Реализация инноваций связана с решением множества организационных проблем. Традиционно в библиотеках они решались методическими отделами библиотек, занимающихся распространением передового библиотечного опыта. Сегодня они стремятся к распространению инноваций, но при этом суть содержания деятельности осталась прежней, объемы ее сокращаются. Основными причинами такого сокращения, по мнению специалистов, является слабая эффективность этой работы, нечеткость функций методических отделов и целей методистов в реализации инноваций, неразработанность технологии сбора и использования информации о «новом». Существовавшая система информационного обеспечения инноваций не охватывала те новшества, которые по каким-либо причинам остались невостребованными в библиотеке, а сами библиотекари практически не фиксировали свои инновационные разработки.
Смысл инновационной деятельности для многих библиотечных специалистов, и методистов в том числе, виделся в обобщении уже достигнутого опыта, а не в создании новшеств и реализации инноваций. При этом нередкостью являлось то, что за инновации принимались не внедренные новшества, а инновационные идеи, не проверенные практикой. Идеи инициировались в библиотеках без предварительной оценки ситуации, исследований, проектной работы. Как правило, из поля зрения методистов выпадали многие значимые вопросы управления нововведениями: эффективность инновационной деятельности; продвижение и распространение инновационных идей в профессиональном сообществе (за пределы системы); инновационная активность отдельных библиотек (отделов) и сотрудников (достижения и резервы); оценка возможностей использования инновационного потенциала отрасли (новых разработок) и пр.
Ускоренные темпы технологического обновления библиотек требуют от сотрудников методических служб иного отношения к вопросам реализации инноваций, ставят их перед необходимостью решения следующих задач:
- реорганизации научно-исследовательской деятельности, ее ориентации на использование методов диагностики ситуации, оценки возможностей и перспектив обновления библиотек, анализ рынка разработок в отрасли;
- обучения библиотечных сотрудников методикам исследовательского труда, позволяющего им оценивать инновационную ситуацию, определять объекты изменений, осознанно формулировать инновационную потребность, использовать методы проектной работы для реализации инноваций и привлекать общественность к решению инновационных задач;
- создания корпоративного (регионального/
- развития посреднической деятельности, позволяющей библиотекам находить партнеров (разработчиков, инвесторов, консультантов, экспертов) для решения инновационных задач;
- применения методов управленческого консультирования при разработке и реализации инновационных программ и проектов библиотек;
- осуществления самостоятельных проектных разработок по заявкам библиотек.
Деятельность методической службы может быть направлена на собственную библиотеку, сеть библиотек, профессиональное библиотечное сообщество, читательскую общественность. В каждом конкретном случае такая служба может играть различные роли: научно-исследовательского института, инновационной организации, образовательного (консультационного) центра для библиотек различных типов или рекламного агентства, службы общественных коммуникаций.12
Представляется, что в современных условиях инновационно-методическая служба может взять на себя функции инновационной организации, стать участником инновационного процесса. В контексте определения функций методических служб последовательность инновационного процесса необходимо рассматривать следующим образом:
- анализ инновационной ситуации, изучение противоречий и условий, требующих инновационных изменений целесообразно производить сотрудникам той библиотеки, где эти изменения необходимы. Его выполнение позволит библиотекам осмыслить инновационную потребность, составить заявку на разработку новшества и обратиться в инновационно-методическую службу. Главное условие этого этапа – осознание потребности (составление заявки). На этом этапе методическая служба – консультационный/учебный центр (проводит обучение библиотекарей методикам анализа инновационной ситуации, документированию потребности в новшестве, консультирует в ходе выполнения исследований);
- поиск новшеств на рынке (производится методической службой в соответствии с заявкой библиотеки);
- заказ на разработку новшества и адаптация новшества к условиям конкретной библиотеки (заказ осуществляется службой, она курирует проектную деятельность, выступает посредником между библиотекой-заказчиком новшества и разработчиком);
- выполнение цикла проектных работ по разработке и внедрению новшества по заказам библиотек (выполняется службой при наличии соответствующих ресурсов);
- внедрение новшества и построение инновационных коммуникаций (служба обеспечивает взаимодействие между различными участниками инновационной деятельности библиотек);
- оценка эффективности нововведений, определение возможностей трансляции новшества в профессиональной среде (служба привлекает экспертов, оценивает ситуацию, прогнозирует возможности распространения новшеств, способствует развитию профессиональных коммуникаций).
Роль посредника позволяет такой службе оценивать возможности распространения новшества по сети библиотек, определять проблемы, вносить коррективы в инновационный процесс. В целом, в функции этих служб включены:
- информационно-аналитическая (поиск разработчиков; изучение рынка новшеств; анализ инновационного развития библиотек и пр.);
- производственная (организация инициации инноваций; формирование проектных групп для разработки и внедрения новшеств в библиотечное производство);
- управленческая (обеспечение эффективности инновационной деятельное библиотек: информационное обеспечение и управленческое консультирование; оценка эффективности, шансов и угроз инновационного развития; обучение персонала методикам инновационной деятельности; организация инновационных отношений и коммуникаций);
- сбытовая (организация распространения в социальной среде информации о достижениях библиотек (сети библиотек); реклама библиотечных инноваций (новых услуг/продукции) или делегирование рекламной деятельности специализированным структурам библиотеки; организация диффузии инноваций в профессиональной среде и других сферах общественной жизни). Каждый сотрудник службы – это библиотекарь-исследователь, информационный менеджер, тренер и консультант.13
Разработка и совершенствование методической работы, которая в том или ином объеме ведется в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотеки, освоение новшеств, повышение квалификации библиотечных кадров.
Поэтому каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотечным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необходимыми знаниями и навыками ее разработки и совершенствования, уметь самостоятельно принимать методические решения.
Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. И обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.
Информация о работе Методическое обеспечение библиотечной деятельности