Методическое обеспечение библиотечной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:59, автореферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенностей методического обеспечения библиотечной деятельности.
Объект исследования – библиотечная деятельность.
Предметом исследования является методическое обеспечение библиотечной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Информационно-рекламный сервис методических служб

В условиях модернизации библиотечной отрасли инновационно-методическая деятельность является важным фактором формирования профессионального статуса библиотечных специалистов, обеспечения адекватного их реагирования на изменение социально-профессиональной среды. Методические службы (МС), независимо от модификации их наименований (специалисты указывают более 20 модификаций), призваны формировать высокий уровень информационной культуры библиотекарей, их новое профессиональное мышление, обеспечивать профессиональное непрерывное повышение квалификации. Управляя интеллектуальными, организационными и технологическими ресурсами, сотрудники современных методических служб все большее внимание уделяют консалтинговой деятельности: дают рекомендации и советы, разъясняют проблемы, создают проекты по совершенствованию информационного обслуживания, разрабатывают перспективные программы развития библиотек в современном социуме. Создание информационного пространства становится самым приоритетным направлением модернизации и обновления деятельности методических служб. 4

В современную парадигму деятельности МС органично вписывается осуществление оптимального информационного сервиса (ИС), ориентированного на повышение уровня информированности библиотечных специалистов: предоставление информации (в том числе опережающего характера) на основе систематического отслеживания сведений о новациях, вводимых в практику; о планируемых нововведениях; о документальном потоке новых, а также готовящихся к выпуску изданий; о трансформации профессиональной деятельности; обучение поиску, оценке и использованию релевантной информации по самым актуальным приоритетным направлениям.

Важнейшим компонентом ИС является информационно-рекламный методический комплекс (ИРМК) «Библио-информ». Его основные составляющие:

- планшет «Наша визитная карточка». Содержит ознакомительную информацию, основные производственные характеристики: количество библиотек, объем фонда, в том числе на электронных носителях, объем электронного каталога и ЭБД, число читателей, посещений, книговыдач, рекламных акций, количество компьютеров, реестр информационных услуг, условия доступа к интернет-информации, количество клубов по интересам, штат. Рекламный текст: «Наши библиотеки – это центры информации и культуры. Они – гостеприимное место для чтения и досуга, гарантия свободы выбора книг»;

- информ-карты «Библионовации» (информация об инновациях) со следующими параметрами:__ описание инновации; источник информации; область применения; рекомендации по применению; ожидаемый результат, результат внедрения;

- досье «Программное проектирование и управление проектами» для обучения библиотекарей целевому программному планированию, оказания содействия в осуществлении программ по различным аспектам деятельности (как способ формирования проектной культуры) с позициями: название; цели, задачи, идеи; основные мероприятия; источники финансирования; инвестор; спонсоры; формы участия в реализации; конечные результаты; исполнители; рекомендации по разработке;

- информационно-рекламный баннер «Как сделать рекламу интересной?». Представляет советы и рекомендации по эффективной рекламе, проведению конструктивных акций по улучшению репутации и позитивной известности библиотеки в обществе, цветные фотографии лучших образцов рекламной продукции, оформления интерьеров библиотек, книжных выставок;

- ежеквартальные информ-релизы «Ваш деловой кейс»: информация о новых изданиях, полезных публикациях, в том числе из Интернет-сайтов, нововведениях, грантах, презентациях, конференциях, семинарах, печатной продукции методической службы. Рекламный призыв: «Если вы хотите иметь высокий рейтинг у читателей, воспользуйтесь новой информацией!»;

- прайс-листы «Авторитетное мнение». Знакомят с мнениями известных библиотековедов, писателей, философов о библиотеке, книге, информации, с развернутыми аннотациями, резюме наиболее актуальных рассматриваемых проблем, а также содержат высказывания, афоризмы, цитаты. Например: Общество обязано обеспечить всем людям возможность пользоваться благами чтения. Хартия книги Пустить книги в оборот, сделать известными – нравственная обязанность библиотеки. Н. Рубакин Городская библиотека... должна занимать свое собственное, привлекательное для публики помещение. А. Чехов5

- шорт-листы «Деловое чтение библиотекаря». Предоставляют библиотекарям возможность получать информацию о новых книгах авторов, пользующихся заслуженным авторитетом в профессиональной среде, таких, например, как: Езова С. А. Культура общения библиотекарей; Вохрышева Е. В., Стрельников В. Н. Медиатехнологии – путь в будущее современных библиотек; Борисова О.О. Реклама в библиотеке; Качанова Е.Ю. Инновация в библиотеках; Галимова Е.Я. Библиотечный сервис; Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец XX – начала XXI ав.); Тищенко М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления; Столяров Ю. Н. Защита библиотечного фонда; Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве.

Библиографические описания сопровождаются текстовыми блоками и фактографической информацией, цветными фотографиями книжных обложек;

- рекламные проспекты «Книги – юбиляры года» с информацией о юбилейных датах в истории книгоиздания, об истории создания уникальных шедевров классической литературы, об издательской истории и судьбах замечательных произведений с отзывами известных литераторов и критиков, деятелей культуры и науки, списками литературы для библиотекарей, полнотекстовыми приложениями наиболее значимых источников, фотоматериалами (портреты авторов, обложки книг, иллюстрации к ним известных художников);

- информационно-библиографические досье (ИБД) «Престижные литературные премии», информирующие о литературных премиях, их лауреатах, отзывах критиков, рецензиях на книги-лауреаты с аналитическими аннотациями, полнотекстовыми приложениями отдельных материалов;

- CD-обозрения «Новости электронной книги», предлагающие информацию об электронных книгах, журналах и аудиокнигах;

- автоматизированная справочная система «Справочное бюро библиотекаря» – диалоговое окно, оперативно обновляемое, адекватное современным актуальным проблемам профессиональной деятельности;

- web-сайт «Служба поддержки профессионального статуса» (СППС). Обеспечивает функцию поиска информации о способах, приемах, формах, акциях поддержки профессионального статуса библиотечного специалиста;

- система информационного обеспечения библиотечных специалистов (СИОБС), включающая комплекс устных форм оперативного методического информирования по:

- организации профессионального чтения библиотечных специалистов: библиоинформбюро «Деловое чтение библиотекаря»; цикл «Читаем библиотечную классику»; дайджесты «По страницам журнала "Библиотечное дело"», «Новые профессиональные издания для вас»; час нестандартных идей «Идеи для обновления выставочной работы», «Как привлечь молодых к чтению»; Дни специалиста для библиотекарей «Образовательные инициативы библиотек», «Формирование и поддержка интереса к чтению»;6

- формированию и совершенствованию круга чтения, углублению читательской культуры библиотекаря: цикл «Беседы с библиотекарем о литературе», раскрывающий темы: «Представляем лауреатов премии "Национальный бестселлер"», «В зеркале мнения – современная женская проза», «Представляем бестселлеры зарубежных романистов»; тренинг-практикум «Современная литература: имена, книги, премии»; интеллект- релизы «Судьба России в русской классике», «Голоса Серебряного века», «Читаем классику сегодня»; цикл «Книжное знакомство», представляющий книги современных авторов: А. Кабакова, Ю. Арабова, Д. Быкова, Б. Акунина, М. Шишкина, О. Спавниковой, М. Вишневецкой, Л. Петрушевской, Е. Поповой;

- ознакомлению с лучшим опытом библиотечной практики и перспективными инновационными проектами методом практического показа и демонстрации, лучших образцов: библиолекции «У нас в библиотеке», Молодежные Библиотечные Ассамблеи (МБА), конкурсная программа «Три возраста библиотечной профессии», стендовая презентация «Библио-успех года», «Выставка в библиотеке: от проекта до презентации».

Современная парадигма библиотечной деятельности выдвигает на первый план обучение новым технологиям, чтобы библиотекари могли находить, оценивать и использовать релевантную информацию. Поэтому особое значение приобретает статус методических служб, их роль в создании информационного сервиса и внедрении НИТ. Информационное пространство МС обеспечивает информационную поддержку библиотечного специалиста и создает благоприятные условия для формирования его информационной компетентности и информационной культуры.

Весь массив сведений о перспективных направлениях развития библиотек, осуществления рекламно-имиджевой политики, наиболее востребованных и эффективных методах предоставления пользователям необходимой информации для их успешного существования в современном обществе аккумулируется в рекламно-информационном пространстве методической службы, составляя в целом инновационный фонд идей, технологий и практик информационного обслуживания в системе «методист – библиотекарь – информационные ресурсы – пользователь».7

Интенсификация информационной составляющей методической службы (МС) направлена на выработку у библиотечных специалистов умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями, на формирование более глубокого понимания ими миссии своего учреждения и осознанную выработку стратегии его развития в постоянно изменяющейся социокультурной, экономической, профессиональной, информационной ситуации и, в конечном итоге, на достижение прогнозируемого уровня информационного обслуживания пользователей.

2. Инновационно-методические особенности библиотечной деятельности

2.1. Научно-методическая  работа библиотек и реализация  инноваций

Осуществление инновационных процессов предполагает научную, методическую и организационную поддержку нововведений. Выполнение данного комплекса работ связывается с деятельностью специализированного подразделения библиотеки (методического отдела, инновационно-методического отдела и пр.).

Деятельность методических служб является одним из дискуссионных вопросов современного библиотековедения. Проблемам реорганизации научно-методических служб библиотек посвящены работы С. А. Басова, Б. Н. Бачалдина, А. Н. Ванеева, Г. М. Кормишиной, Е. С. Мартина, И. М. Сусловой, Е. А. Фенелонова и других исследователей.8

На рубеже 1980-1990-х гг. в специальной литературе появляются предложения специалистов по реорганизации методической работы. Подчеркивается, что методические службы утратили свои былые возможности. В деятельности методистов стали накапливаться негативные явления, главным из которых считалась утрата их творческой активности. Отмечалось, что методист стал напоминать механического проводника вышестоящих указаний, а методический центр превращаться в исполнительный орган, лишенный самостоятельности в решении многих вопросов, касающихся перспектив развития библиотечного дела.

Многие методические службы не смогли адаптироваться к новым условиям, были преобразованы в другие отделы, с трудом решали свои задачи. Проводимая реорганизация методических служб привела к утрате многих направлений методической деятельности, в том числе и функций по распространению передового библиотечного опыта.

С. Г. Матлина, анализируя причины сложившейся ситуации, указывает на то, что некритическое заимствование чужого «передового» опыта не могло обеспечить ожидаемого социального эффекта, так как новые, социально значимые приемы и методы библиотечной работы копировались без учета внешних условий и внутренних возможностей библиотеки-реципиента. Кроме этого, одной из причин низкой эффективности распространения новшеств называется нерациональная система сбора информации о «новом». Она, по мнению Матлиной, во-первых, не охватывала те нестандартные, смелые идеи, которые по каким-либо причинам остались невостребованными в библиотеке. Во-вторых, так называемые «информкарты» и другие формы учета первичной информации о нововведениях редко заполнялись библиотекарями-новаторами. В то же время, не всегда фиксировалась информация о нововведениях и методистами. Если же в методическом отделе и документировалась разработка, то чаше она оказывалась «бледной копией» исходной творческой находки.9

С. А. Басовым было предложено рассматривать методические службы в качестве структур по управлению нововведениями в библиотеках. В функции новых структур включены: разработка научно-методических документов; создание информационной системы о нововведениях; проведение прикладных исследований; научное обоснование управленческих решений; оказание практической помощи библиотекам во внедрении новшеств; повышение квалификации библиотечных кадров; управленческое консультирование. Е. С. Мартиным был осуществлен анализ описаний конкретных нововведений (на примере библиотек Молдавии), который показал, что их организаторы не могут четко определить и зафиксировать в документе цели, задачи, результаты нововведений, объяснить необходимость его осуществления.

Информация о работе Методическое обеспечение библиотечной деятельности