Международно-правовые акты в системе регулирования гражданскими правоотношениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:43, доклад

Описание работы

Известно, что право регулирует общественные отношения. При этом в науке принято выделять два вида общественных отношений: внутригосударственные и международные (межгосударственные). Ранее считалось, что внутригосударственные общественные отношения регламентируются только внутригосударственным правом. Международное право характеризовалось исключительно как регулятор межгосударственных отношений1. Впоследствии в отечественной литературе появился другой подход, сторонники которого стали рассматривать международное право инструментом регулирования определенных внутригосударственных отношений.

Файлы: 1 файл

Международно-правовые акты в системе регулирования гражданских правоотношений.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Положения ряда федеральных законов противоречат требованиям соответствующих конвенций либо содержат некорректные формулировки. В частности, некорректными воспринимаются претензии российского законодателя на регулирование посредством российского гражданского закона отношений, которые уже урегулированы международным договором РФ. Для правильного применения положений соответствующего договора необходимо совершенствовать законодательные установления, ориентирующие правоприменителя и участников гражданских отношений на применение положений договора.

10. Международные договоры, направленные  на регулирование гражданских  отношений с иностранным элементом, могут применяться к обычным (неосложненным  иностранным элементом) гражданским  отношениям. Основными вариантами  такого возможного применения являются: а) выбор сторонами внутренней гражданско-правовой сделки в качестве регулятора положений международного договора; б) распространение государством действия договора на некоторые внутренние отношения, если это не противоречит объекту и цели данного договора.

11. Категории "субъекты гражданско-правовых  отношений" и "участники отношений, регулируемых гражданским законодательством" - не равнозначны, поскольку понятие "гражданское законодательство" не охватывает международные  договоры РФ, а также нормы общего международного права, в силу которых иностранные государства и международные организации, а также их представители приобретают возможность становиться участниками гражданских правоотношений в России.

Международные договоры являются самостоятельным регулятором гражданско-правовых отношений с участием иностранных государств, международных организаций, а также их представителей. Гражданско-правовой статус указанных субъектов характеризуется известной спецификой. Наличие иммунитета от гражданской юрисдикции делает их особыми субъектами гражданских правоотношений.

12. Гражданские отношения с участием  международных (межгосударственных) организаций  регламентируются комплексом правовых  регуляторов: международными договорами  РФ (уставами международных организаций и дополнительными соглашениями организации с Российской Федерацией как государством пребывания), внутренними правилами организации, а также гражданским законодательством РФ. Последнее применяется для регулирования вопросов, которые не нашли разрешения в правилах международной организации и соответствующих международных соглашениях. Соотношение данных регуляторов между собой определяется в каждом конкретном случае, в зависимости от наличия международного соглашения, степени разработанности внутренних правил организации.

13. В международных договорах  о правах человека, регулирующих  личные неимущественные и имущественные отношения в Российской Федерации, используется категория "гражданское право". С одной стороны, в международных документах гражданское право идет в связке с политическим правом, с другой, используется как категория процессуальная. Поэтому значение данной категории в международных договорах и гражданском законодательстве различается.

Международные договоры о правах человека, провозглашая право каждого лица на определение его гражданских прав и обязанностей (прав и обязанностей в гражданском процессе), являются нормативной базой для утверждения новых подходов, связанных с восприятием российской правовой системой некоторых позитивных начал общего права (Common Law): а) возвышения роли суда; б) увязки субъективного права с его судебной защитой, при которой последняя становится неотъемлемой характеристикой права; в) признания права подлежащим судебной защите, исходя не из формального разграничения права на частное и публичное, но из возможности его фактической реализации.

14. Международные договоры, предметом  которых являются основные права  и свободы человека и гражданина, с одной стороны, служат основой для закрепления отдельных элементов гражданско-правового статуса лица во внутригосударственных российских актах, а с другой непосредственно закрепляют отдельные элементы гражданско-правового статуса лица

Положения актов гражданского законодательства РФ и указанных договоров обладают юридической совместимостью. Наиболее распространенным вариантом их непосредственного действия в правовой системе РФ является их совместное применение с актами гражданского законодательства РФ, учитывающее практику международных контрольных органов.

15. В связи с тем, что некоторые субъекты гражданского права России могут воспользоваться возможностью защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейском суде по правам человека, функционирующем в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., возникает вопрос о соотношении механизма защиты гражданских прав по гражданскому законодательству РФ и Конвенции. Можно выделить следующие аспекты проблемы: а) При обращении в Европейский суд складывается новое правоотношение - международное правоотношение, даже если спор носит гражданско-правовой характер. Субъектами такого правоотношения являются соответствующий заявитель (индивид или коллективное образование), государство и Европейский суд. Если нарушенное государством субъективное гражданское право физического или юридического лица будет предметом рассмотрения Европейского суда, речь уже не может идти о защите субъективного гражданского права. Суд будет рассматривать дело о нарушении конвенционного права.

Постановление Суда может привести, в конечном итоге, к защите нарушенного субъективного гражданского права, но во всяком случае для этого требуется решение российских судебных органов. Решение Европейского суда по своему характеру не имеет на сегодняшний момент такого действия на территории России, которое бы непосредственно приводило к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав. Решение Суда не устанавливает гражданские права и обязанности, а констатирует наличие или отсутствие нарушения Конвенции.

Однако, положительное решение в пользу лица может означать подтверждение субъективного гражданского права лица и, как следствие, использование им после вынесения решения любого из внутригосударственных способов защиты (ст. 12 ГК РФ).

Справедливая компенсация не носит восстановительного характера подобно тому, который носит гражданско-правовая ответственность государства за акты власти по российскому законодательству (ст. ст. 16, 1069 -1071 ГК РФ), хотя имеет определенные схожие черты. Компенсацию можно рассматривать как международно-правовую санкцию имущественного характера, накладываемую на государство за нарушение им прав других лиц.

В результате, перед отдельным индивидом государство реально может нести гражданскую ответственность по гражданскому законодательству РФ и международную ответственность по Европейской конвенции. б) Процедура рассмотрения дела о нарушении прав человека в Европейском суде является самостоятельной: Суд занимается рассмотрением дел только о нарушении прав, изложенных в Конвенции. При этом гражданские права (то, что принято относить к гражданским правам) понимаются так, как это закреплено в Конвенции и как их толкует Суд.

Защита Европейским судом нарушенного права осуществляется в рамках особого механизма, отличного от внутригосударственного механизма защиты гражданских прав. Специальное, несовпадающее с гражданским законодательством РФ значение категории "гражданские права", а также особый круг субъектов-заявителей, особая процедура рассмотрения ситуации по Конвенции не позволяет нам рассматривать обращения субъектов гражданских отношений РФ в Европейский суд как единую процедуру (в продолжение начатой в РФ) защиты гражданских (имущественных и личных неимущественных) прав. Поэтому рассмотрение Европейским судом дела не относится к способам защиты гражданских прав (ст. 12). в) Решение Европейского суда может также служить основанием для пересмотра действующего гражданского законодательства, не соответствую-• щего Конвенции. Европейский суд не может признать недействительным российский правовой акт, но его решение может послужить основанием для признания правового акта недействительным российским судом (ст. 13 ГК РФ).

16. В системе регуляторов гражданских  отношений в Российской Федерации  особое место занимают прецеденты Европейского суда по правам человека. С учетом новизны многих норм Конвенции для российской правовой системы именно прецеденты Европейского суда позволяют наполнить положения Конвенции реальным содержанием.

Ответ на вопрос, являются ли прецеденты Европейского суда источником российского права, должен быть отрицательным, поскольку законодательство РФ не дает оснований для такого вывода. Прецеденты Европейского суда не являются источником права, но оказывают влияние на регулирование гражданских отношений в России.

Таким образом, соотношение международных договоров с актами гражданского законодательства РФ характеризуется многовариантностью и зависит от множества факторов. Такое соотношение определяется международным правом в целом, конкретными международными договорами, а также российским законодательством. Действие в правовой систёме России разносистемных источников требует формулирования принципов их соотношения и взаимодействия. Данная задача относится, прежде всего, к предмету науки международного права. На ее решение направлена и настоящая работа.

 
 

 


 



Информация о работе Международно-правовые акты в системе регулирования гражданскими правоотношениями