Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:43, доклад
Известно, что право регулирует общественные отношения. При этом в науке принято выделять два вида общественных отношений: внутригосударственные и международные (межгосударственные). Ранее считалось, что внутригосударственные общественные отношения регламентируются только внутригосударственным правом. Международное право характеризовалось исключительно как регулятор межгосударственных отношений1. Впоследствии в отечественной литературе появился другой подход, сторонники которого стали рассматривать международное право инструментом регулирования определенных внутригосударственных отношений.
Положения ряда федеральных законов противоречат требованиям
соответствующих конвенций либо содержат некорректные формулировки.
В частности, некорректными воспринимаются
претензии российского законодателя на регулирование посредством российского
гражданского закона отношений, которые
уже урегулированы международным договором РФ. Для правильного
применения положений соответствующего
договора необходимо совершенствовать законодательн
10. Международные договоры, направленные
на регулирование гражданских
отношений с иностранным
11. Категории "субъекты гражданско-правовых
отношений" и "участники отношений,
регулируемых гражданским
Международные договоры являются самостоятельным регулятором гражданско-правовых отношений с участием иностранных государств, международных организаций, а также их представителей. Гражданско-правовой статус указанных субъектов характеризуется известной спецификой. Наличие иммунитета от гражданской юрисдикции делает их особыми субъектами гражданских правоотношений.
12. Гражданские отношения с
13. В международных договорах о правах человека, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения в Российской Федерации, используется категория "гражданское право". С одной стороны, в международных документах гражданское право идет в связке с политическим правом, с другой, используется как категория процессуальная. Поэтому значение данной категории в международных договорах и гражданском законодательстве различается.
Международные договоры о правах человека, провозглашая право каждого лица на определение его гражданских прав и обязанностей (прав и обязанностей в гражданском процессе), являются нормативной базой для утверждения новых подходов, связанных с восприятием российской правовой системой некоторых позитивных начал общего права (Common Law): а) возвышения роли суда; б) увязки субъективного права с его судебной защитой, при которой последняя становится неотъемлемой характеристикой права; в) признания права подлежащим судебной защите, исходя не из формального разграничения права на частное и публичное, но из возможности его фактической реализации.
14. Международные договоры, предметом
которых являются основные
Положения актов гражданского законодательства РФ и указанных договоров обладают юридической совместимостью. Наиболее распространенным вариантом их непосредственного действия в правовой системе РФ является их совместное применение с актами гражданского законодательства РФ, учитывающее практику международных контрольных органов.
15. В связи с тем, что некоторые субъекты гражданского права
России могут воспользоваться возможностью
защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейском суде по правам человека,
функционирующем в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., возникает вопрос о соотношении
механизма защиты гражданских прав по
гражданскому законодательству РФ и Конвенции.
Можно выделить следующие аспекты проблемы:
а) При обращении в Европейский суд складывается
новое правоотношение - международное правоотношение, даже
если спор носит гражданско-правовой характер.
Субъектами такого правоотношения являются
соответствующий заявитель (
Постановление Суда может привести, в конечном итоге, к защите нарушенного субъективного гражданского права, но во всяком случае для этого требуется решение российских судебных органов. Решение Европейского суда по своему характеру не имеет на сегодняшний момент такого действия на территории России, которое бы непосредственно приводило к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав. Решение Суда не устанавливает гражданские права и обязанности, а констатирует наличие или отсутствие нарушения Конвенции.
Однако, положительное решение в пользу лица может означать подтверждение субъективного гражданского права лица и, как следствие, использование им после вынесения решения любого из внутригосударственных способов защиты (ст. 12 ГК РФ).
Справедливая компенсация не носит восстановительного
характера подобно тому, который носит гражданско-правовая
ответственность государства за акты
власти по российскому законодательству
(ст. ст. 16, 1069 -1071 ГК РФ), хотя имеет определенные
схожие черты. Компенсацию можно рассматривать
как международно-правовую санкцию
В результате, перед отдельным индивидом государство реально может нести гражданскую ответственность по гражданскому законодательству РФ и международную ответственность по Европейской конвенции. б) Процедура рассмотрения дела о нарушении прав человека в Европейском суде является самостоятельной: Суд занимается рассмотрением дел только о нарушении прав, изложенных в Конвенции. При этом гражданские права (то, что принято относить к гражданским правам) понимаются так, как это закреплено в Конвенции и как их толкует Суд.
Защита Европейским судом нарушенного
права осуществляется в рамках особого
механизма, отличного от внутригосударственного меха
16. В системе регуляторов
Ответ на вопрос, являются ли прецеденты Европейского суда источником российского права, должен быть отрицательным, поскольку законодательство РФ не дает оснований для такого вывода. Прецеденты Европейского суда не являются источником права, но оказывают влияние на регулирование гражданских отношений в России.
Таким образом, соотношение международных договоров с актами гражданского законодательства РФ характеризуется многовариантностью и зависит от множества факторов. Такое соотношение определяется международным правом в целом, конкретными международными договорами, а также российским законодательством. Действие в правовой систёме России разносистемных источников требует формулирования принципов их соотношения и взаимодействия. Данная задача относится, прежде всего, к предмету науки международного права. На ее решение направлена и настоящая работа.
Информация о работе Международно-правовые акты в системе регулирования гражданскими правоотношениями