Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование теоретических и практических аспектов наследования интеллектуальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. Интеллектуальная собственность
1.1 Понятие интеллектуальной собственности и система ее правовой охраны………………………………………………………………………..4
1.2 Основные институты права интеллектуальной собственности………….6
1.3 Патентное законодательство……………………………………………....15
ГЛАВА II. Наследование
2.1 Общие положения…………………………………………………………18
2.2 Наследственное правоотношение………………………………………...19
2.3 Особенности наследования прав на результаты интеллектуальной
деятельности…………………………………………………………..…..24
2.4 Правовой статус наследников…………………………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………42
Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие основания для приобретения и использования исключительных прав, важных для определения объёма передаваемых прав (авторских прав):
) договор об отчуждении
исключительного права, по
) лицензионный (сублицензионный)
договор, по которому
) договор авторского заказа,
которым может быть
) создание служебного
произведения, исключительное право
на которое принадлежит
2.4 Правовой статус наследников
Рассмотрим правой статус лиц, к которым либо в силу завещания, либо на основании закона перешло исключительное право в порядке наследования.
На практике у наследников
иногда возникают затруднения
Узнать о наличии прав наследника на произведение можно несколькими способами.
Во-первых, если есть экземпляр произведения. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения признается лицо, указанное на экземпляре этого произведения.
Во-вторых, сегодня многие авторы, предполагающие коммерческое использование своего произведения, осуществляют его депонирование в Российском авторском обществе, куда наследник или нотариус также может сделать запрос.
В-третьих, у наследодателя могут остаться какие-либо документы, подтверждающие создание им того или иного произведения, например, договор авторского заказа.
Наследники, в отличие от авторов, являются субъектами нетворческого характера, то есть лицами, которые получили право использовать произведение не в силу вложения своего творческого труда, а в результате того, что это право к ним перешло на основании наследования. Однако 4-я ч. ГК РФ не делает различий между правовым статусом лица, получившего право на использование произведения в порядке наследования (наследником), и правовым статусом лица, которое приобрело право использовать произведение в силу, например, договора об отчуждении прав на произведение или закона - правообладателем.
Так, например, без разрешения наследников певца А. Вертинского в книжных магазинах появился песенник "Любимые романсы", который включал в себя семь произведений Вертинского. Тем самым издательство грубо нарушило авторское право наследников. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они указали, что стихи написал неизвестный поэт, хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства.
Согласно ст. 1116 ГК РФ наследниками
по закону могут быть только физические
лица, а вот к наследованию по
завещанию могут призываться
также указанные в нем
Отметим, что статья 1151 ГК РФ, согласно которой в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным, то есть переходит к государству, в отношении объектов авторского права не применяется. В данной ситуации законодатель применил специальную норму, которая содержится в ч. 2 ст. 1283 ГК РФ: в случае отсутствия наследников исключительное право на произведение переходит в общественное достояние. Переход произведения в общественное достояние в соответствии со ст. 1282 ГК РФ означает, что данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)8.
Следует заметить, что завещание - это наиболее приемлемая форма запрета внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений либо определение объема и признаков подобных действий. Завещание как юридический факт порождает правоотношение с обязанностями на стороне преемника исключительного права на произведение. Какова же юридическая сила писем, дневников или посмертных записок, остается неясным.
Авторы учебника «Гражданское
право» под редакцией Е.А. Суханова,
отмечают, что «участие федерального
государства как
Но важно и указать
на мнение авторов, отмечающих, что
положение ч. 2 ст. 1283 ГК РФ входит в
противоречие с положением ч. 2 ст. 1151
ГК РФ, в которой говорится о
том, что любое имущество и
имущественные права при
В отличие от положений ранее действовавшего Закона «об авторском праве», действующее законодательство не говорит о переходе имущественных прав автора в порядке наследования, заменяя эту норму на формулировку, согласно которой «исключительное право на произведение переходит по наследству» (ст. 1283 ГК РФ). Переход исключительного права к наследнику означает, что в отношении последнего начинает действовать ст. 1270 ГК РФ, которая указывает, что правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым, не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Это означает, что к наследникам автора переходит право на перевод, переработку, практическую реализацию произведения, сообщение по кабелю или в эфир, публичное исполнение произведения, прокат, импорт, публичный показ, распространение произведения или его оригиналов. Положения ч. 1 ст. 1270 ГК РФ также предусматривают правило, согласно которому «правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение». Это же правомочие переходит и к наследникам, которые, приобретая право на использование произведения, согласно терминологии ГК РФ получают статус правообладателя.
Отдельно понятие «наследник» в авторском праве не используется. Согласно терминологии, используемой ГК РФ, понятие «правообладатель» является шире и включает в себя понятие «наследник». Однако, по обоснованному мнению некоторых авторов, объем правомочий наследника и правообладателя не всегда может быть одинаковым. Часть 2 ст. 1268 ГК РФ предусматривает, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Таким образом, приобретатель прав, получивший права, например, на литературное произведение по договору об отчуждении исключительных прав, в частности, автоматически получает право на обнародование произведения. В то же время согласно ч. 3 ст. 1268 ГК РФ, «произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)». Такое законодательное положение означает, что лицо, получившее исключительное право на необнародованное произведение, может не обладать правом на его обнародование, если воля автора произведения была письменно зафиксирована и из нее явным образом понятно, что автор возражал против обнародования своего произведения.
Поэтому нельзя согласиться
с мнением, изложенным в литературе,
согласно которому «правовой режим
исключительных прав наследников тождественен
режиму прав автора…». Как уже отмечалось
выше, если произведение не было обнародовано
при жизни автора и содержится
прямой запрет на обнародование такого
произведения, то наследник, формально
получивший исключительные права на
данное произведение, не может большинство
из них использовать. Исключением, скорее
всего, из этого правила станет право
на перевод, поскольку сам наследник
как лицо, правомерно обладающее правами
на объект авторского права, может самостоятельно
осуществить перевод и
Таким образом, если автор
передаст потенциальному наследнику исключительные
права на необнародованное произведение
по договору об отчуждении исключительных
прав, к последнему перейдет право
на обнародование этого
Говоря также о разном
статусе правообладателя и
При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.
Информация о работе Наследование результатов интеллектуальной деятельности