Наследование результатов интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование теоретических и практических аспектов наследования интеллектуальной собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. Интеллектуальная собственность
1.1 Понятие интеллектуальной собственности и система ее правовой охраны………………………………………………………………………..4
1.2 Основные институты права интеллектуальной собственности………….6
1.3 Патентное законодательство……………………………………………....15
ГЛАВА II. Наследование
2.1 Общие положения…………………………………………………………18
2.2 Наследственное правоотношение………………………………………...19
2.3 Особенности наследования прав на результаты интеллектуальной
деятельности…………………………………………………………..…..24
2.4 Правовой статус наследников…………………………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………42

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие основания  для приобретения и использования  исключительных прав, важных для определения  объёма передаваемых прав (авторских  прав):

) договор об отчуждении  исключительного права, по которому  правообладатель передаёт или  обязуется передать принадлежащее  ему исключительное право на  результат интеллектуальной деятельности  или на средство индивидуализации  в полном объёме приобретателю  (ст. 1234 ГК РФ). При его наличии  наследник правообладателя может  рассчитывать лишь на получение  вознаграждения, если оно не было  единовременно выплачено при  заключении договора. В свою очередь  наследник приобретателя получает  возможность неограниченного использования  исключительных прав;

) лицензионный (сублицензионный)  договор, по которому обладатель  исключительного права на результат  интеллектуальной деятельности  или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или  обязуется предоставить другой  стороне (лицензиату) право использования  такого результата или такого  средства в предусмотренных договором  пределах (ст. 1235 ГК РФ). При его наличии наследник лицензиара в течение срока действия договора имеет право на получение лицензионных платежей, а наследник лицензиата - на использование исключительных прав в установленных договором пределах;

) договор авторского заказа, которым может быть предусмотрено  отчуждение заказчику исключительного  права на произведение, которое  должно быть создано автором,  или предоставление заказчику  права использования этого произведения  в установленных договором пределах. В этом случае к договору  применяются правила о договоре  об отчуждении исключительного  права, если из существа договора  не вытекает иное. Если же он  заключён с условием о предоставлении  заказчику права использования  произведения в установленных  договором пределах, к нему применяются  положения о лицензионном договоре (ст. 1288 ГК РФ);

) создание служебного  произведения, исключительное право  на которое принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором  между работодателем и автором не предусмотрено иное. При этом право автора, а, следовательно, и его наследников, использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из него, не ограничивается. Кроме того, если работодатель в течение трёх лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнёт использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, документом, подтверждающим правомерность включения в состав наследственной массы исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в рамках служебного задания, может являться трудовой или гражданско-правовой договор работодателя с автором произведения, предусматривающий сохранение за последним исключительных прав в том или ином объёме.

2.4 Правовой статус наследников

 

Рассмотрим правой статус лиц, к которым либо в силу завещания, либо на основании закона перешло  исключительное право в порядке  наследования.

На практике у наследников  иногда возникают затруднения относительно того, как узнать, что наследодатель  был автором того или иного  произведения. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений, а также п. 4 ч. 2 ст. 1259 ГК РФ указывают, что для возникновения  авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей (то есть регистрации, депонирования произведения). Авторское  право распространяется на произведения, созданные в объективной форме (например, на пленке, компакт-диске, в  памяти ЭВМ, на бумаге).

Узнать о наличии прав наследника на произведение можно несколькими  способами.

Во-первых, если есть экземпляр  произведения. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения признается лицо, указанное на экземпляре этого произведения.

Во-вторых, сегодня многие авторы, предполагающие коммерческое использование своего произведения, осуществляют его депонирование  в Российском авторском обществе, куда наследник или нотариус также  может сделать запрос.

В-третьих, у наследодателя  могут остаться какие-либо документы, подтверждающие создание им того или  иного произведения, например, договор  авторского заказа.

Наследники, в отличие  от авторов, являются субъектами нетворческого  характера, то есть лицами, которые  получили право использовать произведение не в силу вложения своего творческого  труда, а в результате того, что  это право к ним перешло  на основании наследования. Однако 4-я ч. ГК РФ не делает различий между  правовым статусом лица, получившего  право на использование произведения в порядке наследования (наследником), и правовым статусом лица, которое приобрело право использовать произведение в силу, например, договора об отчуждении прав на произведение или закона - правообладателем.

Так, например, без разрешения наследников певца А. Вертинского  в книжных магазинах появился песенник "Любимые романсы", который  включал в себя семь произведений Вертинского. Тем самым издательство грубо нарушило авторское право  наследников. Издательство допустило  и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они  указали, что стихи написал неизвестный  поэт, хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес  решение в пользу наследников, и  они получили компенсацию от издательства.

Согласно ст. 1116 ГК РФ наследниками по закону могут быть только физические лица, а вот к наследованию по завещанию могут призываться  также указанные в нем юридические  лица, существующие на день открытия наследства. Данная формулировка означает, что  право на использование произведения может перейти и к юридическому лицу, если таковое автор укажет в завещании.

Отметим, что статья 1151 ГК РФ, согласно которой в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто  из наследников не имеет права  наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто  из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество  умершего считается выморочным, то есть переходит к государству, в  отношении объектов авторского права  не применяется. В данной ситуации законодатель применил специальную норму, которая  содержится в ч. 2 ст. 1283 ГК РФ: в случае отсутствия наследников исключительное право на произведение переходит  в общественное достояние. Переход  произведения в общественное достояние  в соответствии со ст. 1282 ГК РФ означает, что данное произведение может свободно использоваться любым лицом без  чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)8.

Следует заметить, что завещание - это наиболее приемлемая форма  запрета внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений либо определение объема и признаков  подобных действий. Завещание как  юридический факт порождает правоотношение с обязанностями на стороне преемника  исключительного права на произведение. Какова же юридическая сила писем, дневников  или посмертных записок, остается неясным.

Авторы учебника «Гражданское право» под редакцией Е.А. Суханова, отмечают, что «участие федерального государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, возникающих в данной сфере, носит  исключительный характер, обусловленный  особой общественной (публичной) значимостью  использования некоторых охраняемых объектов9. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом не только авторских и изобретательских (патентных), но даже и других «промышленных прав», например на товарный знак или знак обслуживания». Тем самым, переход исключительного права на произведение в общественное достояние в случае отсутствия наследников стимулирует развитие науки, литературы и искусства.

Но важно и указать  на мнение авторов, отмечающих, что  положение ч. 2 ст. 1283 ГК РФ входит в  противоречие с положением ч. 2 ст. 1151 ГК РФ, в которой говорится о  том, что любое имущество и  имущественные права при отсутствии наследников или отказа наследников  переходят государству, и в данной норме отсутствует формулировка «если иное не предусмотрено законом».

В отличие от положений  ранее действовавшего Закона «об авторском праве», действующее законодательство не говорит о переходе имущественных прав автора в порядке наследования, заменяя эту норму на формулировку, согласно которой «исключительное право на произведение переходит по наследству» (ст. 1283 ГК РФ). Переход исключительного права к наследнику означает, что в отношении последнего начинает действовать ст. 1270 ГК РФ, которая указывает, что правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым, не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Это означает, что к наследникам автора переходит право на перевод, переработку, практическую реализацию произведения, сообщение по кабелю или в эфир, публичное исполнение произведения, прокат, импорт, публичный показ, распространение произведения или его оригиналов. Положения ч. 1 ст. 1270 ГК РФ также предусматривают правило, согласно которому «правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение». Это же правомочие переходит и к наследникам, которые, приобретая право на использование произведения, согласно терминологии ГК РФ получают статус правообладателя.

Отдельно понятие «наследник»  в авторском праве не используется. Согласно терминологии, используемой ГК РФ, понятие «правообладатель»  является шире и включает в себя понятие «наследник». Однако, по обоснованному  мнению некоторых авторов, объем  правомочий наследника и правообладателя  не всегда может быть одинаковым. Часть 2 ст. 1268 ГК РФ предусматривает, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается  согласившимся на обнародование  этого произведения.

Таким образом, приобретатель  прав, получивший права, например, на литературное произведение по договору об отчуждении исключительных прав, в частности, автоматически  получает право на обнародование  произведения. В то же время согласно ч. 3 ст. 1268 ГК РФ, «произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно  выраженной им в письменной форме (в  завещании, письмах, дневниках и  тому подобном)». Такое законодательное  положение означает, что лицо, получившее исключительное право на необнародованное произведение, может не обладать правом на его обнародование, если воля автора произведения была письменно зафиксирована  и из нее явным образом понятно, что автор возражал против обнародования  своего произведения.

Поэтому нельзя согласиться  с мнением, изложенным в литературе, согласно которому «правовой режим  исключительных прав наследников тождественен режиму прав автора…». Как уже отмечалось выше, если произведение не было обнародовано при жизни автора и содержится прямой запрет на обнародование такого произведения, то наследник, формально  получивший исключительные права на данное произведение, не может большинство  из них использовать. Исключением, скорее всего, из этого правила станет право  на перевод, поскольку сам наследник  как лицо, правомерно обладающее правами  на объект авторского права, может самостоятельно осуществить перевод и переработку  произведения без его обнародования. Поэтому в данном вопросе в  законодательстве содержится некая  неопределенность. С одной стороны, наследник является лицом, к которому перешли все исключительные права. С другой стороны, наследник не может  их использовать, поскольку практически  любое использование исключительных прав, например, право на воспроизведение  или публичное исполнение произведения, в любом случае приведет к нарушению  запрета автора как творческого  субъекта на обнародование произведения.

Таким образом, если автор  передаст потенциальному наследнику исключительные права на необнародованное произведение по договору об отчуждении исключительных прав, к последнему перейдет право  на обнародование этого произведения, а соответственно, и возможность  реализовать свои исключительные права  на произведение. В то время как, если это же лицо получит исключительные права на необнародованное произведение в порядке наследования, то наследник  фактически не сможет воспользоваться  исключительными правами на произведение, поскольку любое их использование  приведет к нарушению воли автора на запрет, касающийся обнародования  произведения.

Говоря также о разном статусе правообладателя и наследника, необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст.1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает  охрану авторства, имени автора и  неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих  полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени  автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными  лицами.

Информация о работе Наследование результатов интеллектуальной деятельности