Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:51, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития. Задачи курсовой работы: - изучить общие теоретические принципы, лежащие в природе развития пенсионной системы в целом, в том числе НПФ; - проанализировать основные функции и задачи, поставленные перед НПФ;
Тема данной курсовой работы
актуальна, так как государственное пенсионное
страхование в России зародилось в начале
двадцатого века, что было гораздо позднее,
чем в большинстве развитых стран. В своем
развитии оно охватило только небольшую
часть населения России, только высшие
слои населения могли пользоваться им.
Но после революции 1917 года оно было практически
отменено.
Однако по прошествии переходного
периода экономической нестабильности
социалистическое государство начало
создавать принципиально новую пенсионную
систему, основанную на принципах конституционно
гарантированного государством пенсионного
обеспечения по старости, которая была
введена в 1927 году. Действовавшая в СССР
система пенсионного обеспечения функционировала
в рамках общей системы социального обеспечения
и социального страхования, которая предусматривала
не только выплаты пенсий и пособий различных
видов, но и различные формы социального,
медицинского, санаторно-курортного обслуживания
трудящихся, содержание и обслуживание
престарелых и нетрудоспособных.
Центральным элементом системы
социальной защиты населения в любой развитой
стране является пенсионное обеспечение.
Повышенный интерес к проблемам пенсионной
системы, а также социальная значимость
пенсионного обеспечения определяется
тем, что в России пенсионеры составляют
одну из самых многочисленных групп населения.
К сожалению, в настоящее время пенсионная
система не отвечает требованиям рыночной
экономики и запросам граждан. Одной из
основных проблем пенсионного обеспечения
является низкий уровень как абсолютных,
так и относительных размеров пенсий,
удовлетворяющие лишь минимальные потребности
ее получателей.
С переходом к рыночным отношениям
все более очевидной становится необходимость
личного участия трудящихся в формировании
средств пенсионного обеспечения. Личная
ответственность за получение приемлемого
дохода после выхода на пенсию считается
в развитых странах общепризнанной обязанностью
человека, О пенсии принято заботиться
самому работнику, и для этого есть достаточно
возможностей. В России до недавнего времени
таких условий было немного.
В настоящее время появляется
право выбора способа защиты населения
от неизбежного снижения его доходов после
прекращения трудовой деятельности и
выхода на пенсию. Так, негосударственные
пенсионные фонды (НПФ) во многих развитых
странах мира доказали необходимость
и высокую эффективность осуществления
дополнительного пенсионного обеспечения
на частной основе.
НПФ в России создаются с начала
1990-х годов. Однако их теоретическое обоснование,
методологическое изучение и практическое
использование еще до конца не раскрыты,
что не позволяет в должной мере использовать
потенциал этого института.
Целью курсовой работы является
оценка современного состояния рынка
пенсионных услуг на базе добровольного
негосударственного пенсионного обеспечения
и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы:
- изучить общие теоретические
принципы, лежащие в природе развития
пенсионной системы в целом, в
том числе НПФ;
- проанализировать основные
функции и задачи, поставленные
перед НПФ;
- выявить проблемы и
пути развития НПФ в России;
- систематизировать статистические
данные о работе НПФ в России;
- разработать ряд ситуационных
задач.
Объектом данной курсовой работы
являются негосударственные пенсионные
фонды.
Предметом курсовой работы
является деятельность НПФ.
В качестве основных методов,
использованных при написании курсовой
работы, являются теоретический (изучение
и анализ нормативных документов) и эмпирический
методы (обобщение, сравнение практики
и решение ситуационных задач).
Курсовая работа состоит из
двух глав, введения, заключения и списка
использованных источников.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
1.1 Понятие негосударственных
пенсионных фондов
Негосударственный пенсионный
фонд (далее - фонд) - особая организационно-правовая
форма некоммерческой организации социального
обеспечения, исключительными видами
деятельности которой являются: деятельность
по негосударственному пенсионному обеспечению
участников фонда в соответствии с договорами
негосударственного пенсионного обеспечения;
деятельность в качестве страховщика
по обязательному пенсионному страхованию
в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" и договорами об обязательном
пенсионном страховании; деятельность
в качестве страховщика по профессиональному
пенсионному страхованию в соответствии
с федеральным законом и договорами о
создании профессиональных пенсионных
систем[7, ст.2].
Особенности правового положения
негосударственных пенсионных фондов,
осуществляющих деятельность по обязательному
пенсионному страхованию, а также порядок
осуществления негосударственными пенсионными
фондами деятельности по обязательному
пенсионному страхованию устанавливаются
федеральным законом.
Федеральным законом устанавливаются:
1) требования к негосударственным
пенсионным фондам, осуществляющим
деятельность по обязательному
пенсионному страхованию;
2) требования к договорам
обязательного пенсионного страхования,
заключаемым негосударственными
пенсионными фондами и их участниками;
3) требования к договорам
управления средствами пенсионных
накоплений по обязательному
пенсионному страхованию, формируемыми
негосударственными пенсионными
фондами;
4) требования к порядку
учета средств пенсионных накоплений
по обязательному пенсионному
страхованию;
5) требования к отчетности
негосударственных пенсионных фондов;
6) иные положения, определяющие
особенности осуществления негосударственными
пенсионными фондами деятельности
по обязательному пенсионному
страхованию.
Положения федерального закона,
устанавливающего особенности правового
положения негосударственных пенсионных
фондов, осуществляющих деятельность
по обязательному пенсионному страхованию
[9, ст.40].
Застрахованные лица вправе
выбрать инвестиционный портфель (управляющую
компанию) либо перевести средства пенсионных
накоплений в негосударственный пенсионный
фонд в порядке, определенном Федеральным
законом "Об инвестировании средств
для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации"
и Федеральным законом "О негосударственных
пенсионных фондах"[10, ст.11].
Деятельность фонда по негосударственному
пенсионному обеспечению участников фонда
осуществляется на добровольных началах
и включает в себя аккумулирование пенсионных
взносов, размещение и организацию размещения
пенсионных резервов, учет пенсионных
обязательств фонда, назначение и выплату
негосударственных пенсий участникам
фонда.
Деятельность фонда в качестве
страховщика по обязательному пенсионному
страхованию включает в себя аккумулирование
средств пенсионных накоплений, организацию
инвестирования средств пенсионных накоплений,
учет средств пенсионных накоплений застрахованных
лиц, назначение и выплату накопительной
части трудовой пенсии застрахованным
лицам[7, ст.2].
Деятельность фонда в качестве
страховщика по профессиональному пенсионному
страхованию включает в себя аккумулирование
средств пенсионных накоплений, инвестирование
средств пенсионных накоплений, учет средств
пенсионных накоплений застрахованных
лиц, назначение и выплату профессиональных
пенсий застрахованным лицам и регулируется
федеральным законом.
Фонды осуществляют деятельность
по негосударственному пенсионному обеспечению
независимо от осуществления деятельности
по обязательному пенсионному страхованию
и по профессиональному пенсионному страхованию.
Фонды осуществляют деятельность
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию независимо от
осуществления деятельности по негосударственному
пенсионному обеспечению и по профессиональному
пенсионному страхованию.
Негосударственное пенсионное
обеспечение является дополнительным
по отношению к государственному и может
осуществляться в форме дополнительных
профессиональных пенсионных систем отдельных
предприятий, отраслей экономики либо
территорий, а также в форме личного пенсионного
страхования граждан, осуществляющих
накопление средств на дополнительное
пенсионное обеспечение. Застрахованное
лицо вправе отказаться от получения накопительной
части трудовой пенсии из Пенсионного
фонда Российской Федерации и передать
свои накопления, учтенные в специальной
части индивидуального лицевого счета,
в негосударственный пенсионный фонд
начиная с 1 января 2004 года[5,ст.32].
Дополнительная профессиональная
пенсионная система должна отвечать следующим
требованиям:
1) обеспечивать выплату
пенсий, а не единовременных сумм,
и согласовываться с государственной
пенсионной системой в отношении
видов; пенсий и условий их
назначения;
2) иметь как установленные
выплаты, так и установленные
взносы, являться солидарной либо
накопительной или использовать
одновременно оба эти принципа;
3) финансироваться как
за счет взносов работодателя,
так с участием работников;
4) иметь финансовое покрытие
в форме накопленных активов
и будущих поступлений взносов
-- актуарный баланс.
Самой распространенной в Российской
Федерации формой негосударственного
пенсионного обеспечения на данный момент
является негосударственный пенсионный
фонд (НПФ).
НПФ - особая организационно-правовая
форма некоммерческой организации социального
обеспечения, исключительными видами
деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному
пенсионному обеспечению участников
фонда в соответствии с договорами
негосударственного пенсионного
обеспечения;
- деятельность в качестве
страховщика по обязательному
пенсионному страхованию в соответствии
с Федеральным законом от 15 декабря
2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации"
и договорами об обязательном
пенсионном страховании;
- деятельность в качестве
страховщика по профессиональному
пенсионному страхованию в соответствии
с федеральным законом и договорами
о создании профессиональных
пенсионных систем.
НПФ - некоммерческая организация
социального обеспечения. Деятельность
фонда подлежит обязательному лицензированию
уполномоченным федеральным органом. Фонд
несет ответственность по обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом.
Имущество НПФ подразделяется
на имущество для обеспечения уставной
деятельности, а также пенсионные резервы
и пенсионные накопления.
Создание фонда осуществляется
в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Учредители (учредитель) не
имеют прав на переданное фонду имущество,
которое является собственностью фонда.
Фонд отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом[7, п.3,ст.4].
Учредители (учредитель), вкладчики,
страхователи, участники, застрахованные
лица, а также государство не отвечают
по обязательствам фонда, равно как фонд
не отвечает по обязательствам его учредителей
(учредителя), вкладчиков, страхователей,
участников, застрахованных лиц и государства.
Учредительным документом фонда
является устав фонда. Устав фонда утверждается
его учредителями (учредителем).
Устав фонда должен содержать:
полное и сокращенное наименования фонда,
причем в наименование должны быть включены
слова "негосударственный пенсионный
фонд", сведения о его местонахождении;
положения о предмете и целях деятельности
фонда; сведения о структуре и компетенции
органов управления фонда, нормах представительства
в органах управления; положения о порядке
назначения на должность и освобождения
от должности должностных лиц, принятия
решений, опубликования отчетов, осуществления
контроля за деятельностью фонда, реорганизации
и ликвидации фонда, распределения доходов
от размещения пенсионных резервов, а
также о порядке распределения имущества
при ликвидации фонда[7, глава 2, ст. 6].
Пенсионные резервы фонда формируются
исключительно для исполнения обязательств
по негосударственному пенсионному обеспечению.
Пенсионные накопления фонд формирует
для обеспечения своей платежеспособности
по обязательствам перед застрахованными
лицами.
На средства пенсионных резервов
и пенсионных накоплений не может быть
обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков,
страхователей, управляющей компании,
специализированного депозитария и иных
третьих лиц. В целях обеспечения защиты
прав вкладчиков и участников законодательством
установлен минимальный размер имущества,
предназначенного для обеспечения уставной
деятельности и минимальный размер совокупного
вклада учредителей.
1.2 Функции и обязанности негосударственных
пенсионных фондов
Фонд осуществляет свою деятельность
на основании федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также устава и правил фонда[7,п.1,ст.8].
Фонд в соответствии с уставом
выполняет следующие функции:
- разрабатывает правила
фонда;
- заключает пенсионные
договоры, договоры об обязательном
пенсионном страховании и договоры
о создании профессиональных
пенсионных систем;
- аккумулирует пенсионные
взносы и средства пенсионных
накоплений;
- ведет пенсионные счета
негосударственного пенсионного
обеспечения;
- ведет пенсионные счета
накопительной части трудовой
пенсии с учетом требований
Федерального закона от 1 апреля
1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного
пенсионного страхования";
- ведет пенсионные счета
профессиональных пенсионных систем;
- информирует вкладчиков,
участников и застрахованных
лиц о состоянии указанных
счетов;
- заключает договоры с
иными организациями об оказании
услуг по организационному, информационному
и техническому обеспечению деятельности
фонда;