Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:51, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития. Задачи курсовой работы: - изучить общие теоретические принципы, лежащие в природе развития пенсионной системы в целом, в том числе НПФ; - проанализировать основные функции и задачи, поставленные перед НПФ;
Поскольку Пенсионный фонд
с трудом справляется с существующими
выплатами государственных пенсий, ему
в помощь потребуются новые институты.
Но времени на их создание "с нуля"
не остается ни по демографическим, ни
по экономическим причинам. А основные
плательщики взносов (накопительных и
страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись
собственными НПФ и готовы к подобным
дополнительным услугам.
Перспективы НПФ во многом зависят
также от того, будут ли им предоставлены
налоговые льготы и какие именно. Долгое
время налоговый климат не способствовал
развитию НПФ. В цепочке "предприятие
- НПФ - компания по управлению активами"
было тройное налогообложение. Допустим,
директор предприятия захотел сотрудничать
с НПФ. Для этого он должен показать прибыль
и заплатить с нее налог. Затем составить
список участников, из чистой прибыли
перечислить деньги на их счета в НПФ.
С этих денег брался 12-процентный подоходный
налог. После всех отчислений (в местный
бюджет и т.п.) оставалось 50, а то и 30%. То
же и с инвестиционными доходами фондов:
сначала с них взимались налоги в управляющей
компании, затем в самом фонде, а при начислении
средств на именные счета - еще и подоходный
налог.
Обновленная Инструкция Госналогслужбы
№ 35 по применению закона "О подоходном
налоге с физических лиц" позволяет
удерживать подоходный налог с сумм, выплаченных
человеку (в данном случае - с пенсионных
выплат), а не начисленных ему (т.е. не со
взносов предприятия). Предприятиям разрешено
частично (в размере 1% реализуемой продукции)
относить на себестоимость взносы в НПФ,
имеющие лицензию. В "Программе пенсионной
реформы в РФ" продекларирована необходимость
освободить взносы на добровольное дополнительное
пенсионное обеспечение от подоходного
налога и налогообложения прибыли в пределах
установленного норматива; полностью
или частично освободить доходы от операций
с пенсионными резервами от налога на
прибыль и на прирост капитала; взимать
подоходный налог не с пенсионных взносов,
а с пенсионных выплат. Осталось воплотить
эти пожелания в жизнь.
По негосударственным пенсионным
фондам больно ударил дефолт, объявленный
государством в августе 1998 г., поскольку
их управляющие для снижения общего риска
портфеля держали часть средств в госбумагах.
НПФ (как паевым инвестиционным фондам
и страховым компаниям) удалось добиться
от Министерства финансов улучшенного
режима: 30% их вложений в ГКО погашаются
"живыми" деньгами, 20% - инвестиционными
бумагами, 50% - доходными бумагами с ежегодно
понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых).
Это вселяет надежду, что финансовое положение
фондов улучшится.
Специалисты подсчитали, что
охват негосударственным пенсионным обеспечением
10% работающего населения потребует эффективной
работы 0,8-1 тыс. НПФ, 20% - 1,5-2 тыс., 30% - 2-2,5
тыс. Сегодня эффективно действуют далеко
не все из 296 фондов, а их услугами пользуются
2,5-3% всех работников. Понятно, что нужно
не просто много новых НПФ, а таких, которые
могут способствовать распространению
НПО[11].
Специалисты считают, что в
этом отношении больше перспектив у корпоративных
фондов. В ближайшем будущем ожидаются
их активные попытки сблизить позиции
с руководителями регионов и проникновения
в сферу деятельности территориальных
НПФ. Такое сближение вполне возможно,
но по мере осознания региональными администрациями
своих возможностей и приобретения опыта
НПО не исключены конфликты между ними
и фондами, размежевание или "поглощение"
фондов территориями. Дело в том, что главная
цель корпоративных фондов обеспечить
выплату пенсий, для этого нужно надежно
и выгодно вкладывать пенсионные резервы
(куда именно - вопрос вторичный). Для администраций
же приоритетной является задача финансирования
экономических программ развития территорий
(при этом проекты не всегда бывают надежными
и выгодными), а потом уж выплаты пенсий.
В любом случае крепкие корпоративные
фонды необходимы.
Отраслевые НПФ будут развиваться
"замкнуто", в рамках и интересах
своей отрасли, незначительно влияния
на территории. Межотраслевое слияние
маловероятно. В дальнейшем они, скорее
всего, будут специализироваться и займут
ведущее место в профессиональных пенсионных
системах, оставаясь придатком породившей
их отрасли (проект закона "О профессиональных
пенсионных системах", в котором четко
проработана концепция разделения трудовых
и льготных пенсий, застрял в Госдуме).
Ожидается, что отраслевые фонды будут
флагманами накопительной системы, но
не станут играть решающей роли в будущей
системе НПО.
Независимые (или свободные)
НПФ по-прежнему будут занимать незначительное
место, предоставляя всем желающим - гражданам,
отдельным работодателям и предприятиям
- возможность воспользоваться услугами
негосударственного пенсионного обеспечения.
Сегодня их потенциал невелик, в дальнейшем
какие-то из них могут быть поглощены корпорациями
или трансформируются в территориальные
фонды.
Пока доля территориальных
НПФ мала, их территориальность условна
и определяется в основном согласием местных
администраций участвовать в формальном
учредительстве. Причины - в недостаточной
профессиональной подготовке работников
таких фондов, незнании руководителями
регионов принципов НПО, попытках создать
региональные пенсионные системы на основе
перераспределения существующих денежных
потоков и т.п.
Тем не менее, специалисты именно
с выходом на территории связывают перспективы
НПФ, если фонды сами проявят инициативу
и будут, во-первых, находить способы сближения
с руководителями регионов и территорий
для разработки и реализации территориальных
программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную
работу по информированию этих руководителей
и депутатов местных законодательных
собраний о необходимости, целях и возможностях
НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами
социальной защиты администраций и искать
партнеров среди банков и страховых компаний.
В данной главе были рассмотрены
понятие, сущность, функции и обязанности
НПФ, а также проблемы и перспективы развития
негосударственных пенсионных фондов.
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ
На основании представленной
теоретической информации были представлены
и решены ситуационные задачи.
Ситуация 1
Не подлежат обложению налогом
на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)
суммы пенсионных накоплений, учтенных
в специальной части индивидуального
лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам
умершего застрахованного лица. Негосударственный
пенсионный фонд в соответствии с уставом
ведет пенсионные счета накопительной
части трудовой пенсии.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.11.2007 N 741 утверждены
Правила выплаты Пенсионным фондом Российской
Федерации правопреемникам умершего застрахованного
лица средств пенсионных накоплений, учтенных
в специальной части индивидуального
лицевого счета.
Согласно Правилами распространяется
на правопреемников застрахованных лиц
формирование накопительной части трудовой
пенсии, которых на дату смерти осуществлялось
через Пенсионный фонд Российской Федерации
- на правопреемников умерших застрахованных
лиц, формирование накопительной части
трудовой пенсии, которых на дату смерти
осуществлялось через негосударственный
пенсионный фонд.
На основании вышеупомянутых
нормативных правовых актов в случае смерти
застрахованного лица его пенсионные
накопления в системе обязательного пенсионного
страхования, учтенные в специальной части
индивидуального лицевого счета, выплачивает
правопреемникам умершего ПФР или НПФ.
Должен ли НПФ, осуществляющий
обязательное пенсионное страхование,
облагать НДФЛ суммы пенсионных накоплений,
учтенных на пенсионных счетах накопительной
части трудовой пенсии, выплачиваемые
правопреемникам умерших застрахованных
лиц?
Решение:
В соответствии с п. 48 ст. 217 Налогового
кодекса РФ суммы пенсионных накоплений,
учтенных в специальной части индивидуального
лицевого счета и (или) на пенсионном счете
накопительной части трудовой пенсии
в негосударственном пенсионном фонде,
выплачиваемые правопреемникам умершего
застрахованного лица, освобождаются
от обложения налогом на доходы физических
лиц.
Действие положений п. 48 ст.
217 НК РФ в указанной редакции, в соответствии
с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011
N 330-ФЗ, распространяется на правоотношения,
возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, суммы пенсионных
накоплений, выплачиваемых негосударственным
пенсионным фондом правопреемникам умершего
застрахованного лица, с 01.01.2011 освобождены
от обложения налогом на доходы физических
лиц.
Ситуация 2
Гражданин П. обратился к юристу
для разъяснения того, что должен содержать
пенсионный договор, заключенный им с
НПФ. П. считал, что его договор был составлен
неверно, так как не были указаны реквизиты
сторон и сроки действия.
Что должен содержать пенсионный
договор?
Решение:
В соответствии со ст. 12 ФЗ №
75: «Пенсионный договор должен содержать:
наименование сторон; сведения о предмете
договора; положения о правах и об обязанностях
сторон; положения о порядке и об условиях
внесения пенсионных взносов; вид пенсионной
схемы; пенсионные основания; положения
о порядке выплаты негосударственных
пенсий; положения об ответственности
сторон за неисполнение своих обязательств;
сроки действия и прекращения договора;
положения о порядке и об условиях изменения
и расторжения договора; положения о порядке
урегулирования споров; реквизиты сторон».
Следовательно, такие условия
должен содержать пенсионный договор,
таким образом, договор, составленный
между П. и НПФ не имеет законную силу.
Ситуация 3
Сидорова решила заключить
договора с двумя фондами об обязательном
пенсионном страховании, чтобы иметь впоследствии
хорошую пенсию.
Имеет ли место быть содеянное
Сидоровой? Дайте правовую оценку.
Решение:
В соответствии со ст. 36.4 ФЗ
№ 75: «Договор об обязательном пенсионном
страховании заключается между фондом
и застрахованным лицом. В один и тот же
период в отношении каждого застрахованного
лица может действовать только один договор
об обязательном пенсионном страховании.
Договор об обязательном пенсионном
страховании должен быть заключен надлежащими
сторонами и соответствовать законодательству
Российской Федерации».
Следовательно, действия Сидоровой
не правомерны, в один и тот же период может
быть заключен только один договор.
Ситуация 4
НПФ «Мир» аннулировали лицензию,
следовательно, через некоторое время
он был ликвидирован. Что будет со средствами
застрахованных лиц?
Решение:
В соответствии со ст. 36.6 ФЗ
№ 75: «Средства пенсионных накоплений
для финансирования накопительной части
трудовой пенсии подлежат передаче из
одного фонда в другой фонд или в Пенсионный
фонд Российской Федерации по следующим
основаниям в зависимости от того, какое
из них наступит ранее: в случае аннулирования
лицензии на осуществление деятельности
по пенсионному обеспечению и пенсионному
страхованию соответствующего фонда -
в Пенсионный фонд Российской Федерации».
Следовательно, средства пенсионных
накоплений передадут ПФ РФ.
Ситуация 5
Смирнов решил передать свои
средства в НПФ, поэтому он решил узнать
полную информацию о НПФ «Корабль», он
запросил следующую информацию: бухгалтерский
баланс и отчет о прибылях и убытках, а
также специализированный депозитарий
фонда, на что был получен отказ.
Правомерны ли действия фонда?
Решение:
В соответствии со ст. 35.2 ФЗ
№ 75: «Фонд обязан предоставить всем заинтересованным
лицам по их требованию по месту нахождения
фонда и его обособленных подразделений
соответственно следующую информацию:
устав фонда, его пенсионные правила, а
в случае осуществления деятельности
по обязательному пенсионному страхованию
страховые правила, а также полный текст
зарегистрированных изменений и дополнений
в них; бухгалтерский баланс и отчет о
прибылях и убытках, аудиторское и актуарное
заключения, составленные на последнюю
отчетную дату; полное и (или) сокращенное
фирменное наименование управляющей компании
(управляющих компаний) и специализированного
депозитария фонда, а также номера их лицензий;
формы договоров негосударственного пенсионного
обеспечения по каждой пенсионной схеме;
форму договора обязательного пенсионного
страхования и заявления застрахованного
лица; информацию, раскрываемую фондом
в соответствии с требованиями ФЗ №75,
пенсионными и страховыми правилами фонда».
Следовательно, действия фонда
не правомерны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать,
что негосударственное пенсионное обеспечение
во всем мире является одним из важнейших
элементов социального обеспечения сотрудников,
наряду с заработной платой, премиями
и вознаграждением за период работы, медицинским
страхованием и т.п.
Негосударственное пенсионное
обеспечение в пенсионной системе рассматривается
как дополнительное по отношению к государственному
и может осуществляться как в форме дополнительных
профессиональных пенсионных систем отдельных
организаций, отраслей экономики либо
территорий, так и в форме личного пенсионного
страхования граждан, производящих накопление
средств на свое дополнительное пенсионное
обеспечение в страховых компаниях или
пенсионных фондах. Обе эти формы должны
развиваться. Вместе с тем становление
и развитие дополнительных профессиональных
пенсионных систем на современном этапе
является приоритетной задачей и должно
стимулироваться в первую очередь. В условиях
рыночных социально-трудовых отношений
социальное обеспечение пенсионеров приобретает
ряд особенностей, главная из которых
заключается в том, что пенсионная система
становится финансово независимой от
государственного бюджета. Это достигается
благодаря тому, что финансовые средства
Пенсионного фонда формируются за счет
страховых отчислений от заработной платы
всех застрахованных наемных работников.
В теоретической части были
рассмотрены понятие, сущность, функции
и обязанности НПФ, а также проблемы и
перспективы развития негосударственных
пенсионных фондов, на основе на теоретической
информации были представлены и решены
ситуационные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация.
Конституция (1993). Конституция Российской Федерации
[Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001.
2. Российская Федерация.
Об индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе обязательного
пенсионного страхования. [Электронный ресурс]: федер.
закон: от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 09.05.2005),
[принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г.] - [СПС КонсультантПлюс],
2008.
3. Российская Федерация.
О трудовых пенсиях в Российской
Федерации. [Электронный ресурс]: федер.
закон: от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008),
[принят ГД ФС 30.11.2001г.] - [СПС КонсультантПлюс],
2008.
4. Российская Федерация.
О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер.
закон: от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008,
[принят ГД ФС 30.11.2001 г.] - [СПС КонсультантПлюс],
2008.
5. Российская Федерация.
Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер.
закон: от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 14.07.2008)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2008),
[принят ГД ФС РФ 30.11.2001г.] - [СПС КонсультантПлюс],
2008.