Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:51, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития. Задачи курсовой работы: - изучить общие теоретические принципы, лежащие в природе развития пенсионной системы в целом, в том числе НПФ; - проанализировать основные функции и задачи, поставленные перед НПФ;
- определяет инвестиционную
стратегию при размещении средств
пенсионных резервов и инвестировании
средств пенсионных накоплений;
- формирует имущество, предназначенное
для обеспечения уставной деятельности,
и инвестирует составляющие его
активы;
- формирует пенсионные
резервы, организует размещение
средств пенсионных резервов
и размещает пенсионные резервы;
- организует инвестирование
средств пенсионных накоплений;
- заключает договоры с
управляющими компаниями, специализированными
депозитариями, другими субъектами
и участниками отношений по
негосударственному пенсионному
обеспечению, обязательному пенсионному
страхованию и профессиональному
пенсионному страхованию;
- рассматривает отчеты
управляющей компании (управляющих
компаний) и специализированного
депозитария о финансовых результатах
деятельности по размещению средств
пенсионных резервов и инвестированию
средств пенсионных накоплений;
- расторгает договоры
с управляющей компанией (управляющими
компаниями) и специализированным
депозитарием по основаниям, предусмотренным
настоящим Федеральным законом
и законодательством Российской
Федерации;
- принимает меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации,
для обеспечения сохранности
средств фонда, находящихся в
распоряжении управляющей компании
(управляющих компаний), с которой
(которыми) расторгается (прекращается)
договор доверительного управления;
- ведет в установленном
порядке бухгалтерский и налоговый
учет;
- ведет обособленный учет
имущества, предназначенного для
обеспечения уставной деятельности
фонда, средств пенсионных резервов
и средств пенсионных накоплений;
- осуществляет актуарные
расчеты;
- производит назначение
и осуществляет выплаты негосударственных
пенсий участникам;
- производит назначение
и осуществляет выплаты накопительной
части трудовой пенсии застрахованным
лицам или выплаты их правопреемникам;
- производит назначение
и осуществляет выплаты профессиональных
пенсий;
- осуществляет выплаты
выкупных сумм вкладчикам и (или)
участникам (их правопреемникам) или
перевод выкупных сумм в другой
фонд, перевод средств пенсионных
накоплений в случае перехода
застрахованного лица в другой
фонд или Пенсионный фонд Российской
Федерации, а также перевод средств
(части средств) материнского (семейного)
капитала, направленных на формирование
накопительной части трудовой
пенсии, включая доход от их
инвестирования, в Пенсионный фонд
Российской Федерации в соответствии
с уведомлением Пенсионного фонда
Российской Федерации о передаче
средств (части средств) материнского
(семейного) капитала в связи с
отказом застрахованного лица
от направления средств (части
средств) материнского (семейного) капитала
на формирование накопительной
части трудовой пенсии или
в случае смерти застрахованного
лица;
- принимает меры по
обеспечению полной и своевременной
уплаты вкладчиками пенсионных
взносов;
- предоставляет информацию
о своей деятельности в порядке,
установленном уполномоченным федеральным
органом;
- осуществляет иные функции
для обеспечения уставной деятельности
фонда[7,ст.8].
Фонд вправе самостоятельно
осуществлять ведение пенсионных счетов
либо заключать договоры на оказание услуг
по ведению пенсионных счетов с иными
организациями.
Оплата расходов, связанных
с обеспечением уставной деятельности
фонда, производится из имущества, предназначенного
для обеспечения уставной деятельности
фонда, за исключением расходов, связанных
с размещением средств пенсионных резервов
и инвестированием средств пенсионных
накоплений.
Оплата расходов, связанных
с размещением средств пенсионных резервов
и инвестированием средств пенсионных
накоплений, производится соответственно
из средств пенсионных резервов и средств
пенсионных накоплений.
Фонд не реже, чем 1 раз в год
информирует вкладчиков и участников
о состоянии их пенсионных счетов и публикует
отчет о своей деятельности в периодической
печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным
сведениям Фонда, четко определена.
Фонд осуществляет раздельный
учет имущества, предназначенного для
обеспечения уставной деятельности Фонда,
имущества, составляющего пенсионные
резервы, и имущества, составляющего средства
пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность
процесса размещение средств пенсионных
резервов и пенсионных накоплений для
органов государственного, осуществляет
контроль за своевременным и полным поступлением
средств в фонд и исполнением своих обязательств
перед участниками; предоставляет информацию
о своей деятельности.
Фонд обязан:
- осуществлять свою деятельность
в соответствии с федеральными
законами;
- знакомить вкладчиков, участников
и застрахованных лиц с правилами
фонда и со всеми вносимыми
в них изменениями и дополнениями;
- осуществлять учет своих
обязательств перед вкладчиками,
участниками и застрахованными
лицами в форме ведения пенсионных
счетов негосударственного пенсионного
обеспечения и пенсионных счетов
накопительной части трудовой
пенсии, а также осуществлять
учет средств пенсионных резервов
и средств пенсионных накоплений;
- предоставлять вкладчикам,
участникам и застрахованным
лицам информацию о состоянии
их пенсионных счетов один
раз в год;
- выплачивать негосударственные
пенсии или выкупные суммы
в соответствии с условиями
пенсионного договора;
- переводить по поручению
вкладчика или участника выкупные
суммы в другой фонд в соответствии
с условиями пенсионного договора;
- не принимать в одностороннем
порядке решения, нарушающие права
вкладчиков, участников и застрахованных
лиц;
- заключить со специализированным
депозитарием договор на оказание
фонду услуг специализированного
депозитария не позднее даты
заключения первого пенсионного
договора (договора об обязательном
пенсионном страховании)[7, ст.14].
Вкладчики НПФ имеют право:
1) требовать от фонда
исполнения обязательств фонда
по пенсионному договору в
полном объеме;
2) представлять перед
фондом свои интересы и интересы
своих участников, обжаловать действия
фонда;
3) требовать от фонда
перевода выкупных сумм в другой
фонд в соответствии с правилами
фонда и пенсионным договором.
Вкладчики НПФ вносят взносы
только денежными средствами в порядке
и размерах, которые предусмотрены правилами
фонда и пенсионным договором[7,п.2, ст.13].
НПФ обязан:
1) осуществлять учет своих
обязательств перед вкладчиками
и участниками в форме ведения
пенсионных счетов и учет пенсионных
резервов, предоставлять вкладчикам
и участникам информацию о
состоянии солидарных или именных
пенсионных счетов;
2) выплачивать участникам
негосударственные пенсии в соответствии
с условиями пенсионных договоров;
3) переводить по поручению
вкладчика или участника выкупную
сумму в другой фонд в соответствии
с условиями пенсионного договора;
4) не принимать в одностороннем
порядке решения, нарушающие права
вкладчиков или участников.
НПФ осуществляет размещение
пенсионных резервов через управляющего,
который обеспечивает возврат переданных
ему фондом пенсионных резервов по договорам
доверительного управления и другим договорам
в соответствии с законодательством, кроме
случаев размещения пенсионных резервов
в государственные ценные бумаги, ценные
бумаги субъектов РФ, банковские депозиты.
Совет Фонда - высший орган
управления НПФ. Устанавливает принципы
и порядок деятельности НПФ, утверждает
внутренние нормативные документы, бюджет
и т.д[7, ст.29].
Попечительский совет - осуществляет
контроль за соблюдением интересов и прав
вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский
совет включаются представители вкладчиков
и участников[7, ст.31].
Ревизионная комиссия - осуществляет
ревизию финансовой деятельности НПФ,
проверяет учет поступления пенсионных
взносов, использования полученных средств
и правильности выплат негосударственных
пенсий.
Специализированный депозитарий
осуществляет ежедневный контроль за
составом и структурой пенсионных резервов
НПФ.
Независимый аудитор осуществляет
аудиторскую проверку финансово-хозяйственной
деятельности НПФ.
Независимый актуарий проводит
актуарное оценивание деятельности НПФ
по негосударственному пенсионному обеспечению.
В России негосударственное
пенсионное обеспечение по состоянию
на 1 июня 2010 года осуществляют 165 негосударственных
пенсионных фонда, имеющих действующую
лицензию без ограничения срока действия.
Они располагают имуществом на сумму,
превышающую 798 миллиардов рублей, пенсионными
накоплениями в размере 115,4 миллиарда
рублей и пенсионными резервами 583,9 миллиардов
рублей. Совокупный объем имущества НПФов
составляет 7,8% от объема Российского ВВП --
валового внутреннего продукта. Более
75% совокупного объема имущества НПФ контролируют
фонды, входящие в топ-десятку, с явным
доминированием НПФ «Газфонд» (41,3%), НПФ
«Благосостояние» (16,2%), НПФ «Лукойл-Гарант»
(6,5%), Ханты-Мансийского НПФ (4,0%) и НПФ «Электроэнергетики»
(3,3%). Таким образом, остальные 25% имущества
распылены между 162 фондами.
По состоянию на 01.09.2010 услугами
обязательного пенсионного страхования
воспользовались около 7,8% населения России,
число участников системы добровольного
пенсионного обеспечения 1,8%.
Действующие пенсионные фонды
организованы в наиболее успешно развивающихся
секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих
размер пенсионных резервов, превышающий
30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях
промышленности, 13 (20%) - на предприятиях
топливно-энергетического комплекса,
8 (12,1%) - на предприятиях транспорта.
Значительный прирост по количеству
застрахованных лиц и объему пенсионных
накоплений показывает НПФ Сберегательного
банка: по количеству застрахованных лиц
прирост 129,3%, по объему накоплений прирост
89,14%. Вспоминается новость в СМИ о том,
что НПФ Сберегательного банка активно
стал использовать сеть отделений банка[11].
пенсионный фонд статистический
1.3 Проблемы развития
негосударственных пенсионных фондов
Добровольное пенсионное обеспечение
уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных
формах. К формам его реализации относятся
как пенсионные системы отдельных организаций,
отраслей экономики и территорий, созданные
на базе существующих негосударственных
пенсионных фондов, так и личное пенсионное
обеспечение граждан, производящих в негосударственных
пенсионных фондах накопление средств
на свое дополнительное пенсионное обеспечение.
В этом многообразии форм добровольного
пенсионного обеспечения заключается
его способность удовлетворить различные
потребности в пенсиях в зависимости от
уровня заработной платы, стажа и опыта
работы. В результате, пенсионер получает
возможность иметь совместно с обязательными
видами пенсионного обеспечения ту пенсию,
которую он пожелает и будет в состоянии
заработать. В свете этого важно создание
условий и предпосылок для развития институтов
и инфраструктуры пенсионного самообеспечения
граждан на основе стимулирования социального
партнерства и индивидуальной инициативы.
Опыт 90-х годов показывает, что
даже в условиях запретительного налогообложения
существовал спрос на услуги по негосударственному
пенсионному обеспечению и страхованию,
однако главной проблемой его дальнейшего
развития добровольного пенсионного обеспечения
является недостаточный охват добровольным
пенсионным обеспечением.
Хотя в ведущих отраслях промышленности
30 - 40% работающих являются участниками
негосударственных пенсионных фондов,
число участников в среднем по России
в настоящее время составляет только 5,3%
экономически активного населения.
Для реализации потенциала
общественной активности в области самообеспечения
в старости необходимо проведение целого
ряда организационных мероприятий и законодательных
новаций по следующим направлениям:
· создание экономических (налоговых
и иных) стимулов для работодателей и граждан
к участию в добровольных пенсионных системах;
· развитие инфраструктуры
рынков негосударственного пенсионного
обеспечения и пенсионного страхования;
· совершенствование методов
и форм государственного контроля и защиты
прав участников этих рынков.
Очевидно, что основой экономического
стимулирования развития данной сферы
является установление для всех субъектов
негосударственного пенсионного обеспечения
и страхования налогового режима, способствующего
ускоренному росту пенсионных накоплений
и предполагающего налогообложение выплат
из пенсионных систем при освобождении
от налогов взносов и дохода от их инвестирования.
Настолько же важным является
также предоставление возможности размещать
пенсионные резервы негосударственных
пенсионных фондов в инвестиционные проекты,
обеспеченные государственными гарантиями[11].
1.4 Перспективы
развития негосударственных пенсионных
фондов
С выходом "Программы пенсионной
реформы в РФ" благополучие НПФ попало
в зависимость от того, удастся ли фонду
стать уполномоченным по обслуживанию
обязательного накопительного уровня
государственной пенсии (не путать с добровольным
НПО - основным полем деятельности НПФ).
В Программе записано, что для развития
конкуренции, повышения эффективности
инвестирования пенсионных резервов предполагается
после 2005 г. предоставить гражданам возможность
по своему выбору направлять часть обязательных
страховых пенсионных взносов на именные
накопительные пенсионные счета, открываемые
ими в уполномоченных негосударственных
пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ
планируется также перечислять страховые
взносы по дополнительному тарифу. Как
уже говорилось, через такие фонды должны
формироваться на накопительной основе
льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января
2000 г. менее половины минимального стажа,
необходимого для досрочного выхода на
пенсию.