Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Республика переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в РК. Так, нереальность бюджета принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность и значение финансовой политики и финансового 5
механизма в социально-экономических процессах Казахстана 5
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
1.3 Содержание и цели финансовой политики 10
Глава 2. Финансы - инструмент управления экономическими процессами
2.1 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета 13
2.2 Оценка и значение финансовой политики и финансового механизма 16
в социально-экономических процессах 16
2.3 Методы финансового планирования и его анализ 20
Глава 3. Тенденции и перспективы финансовой политики
Республики Казахстан 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приложения

Файлы: 1 файл

фин механизм.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

     3. Собственно осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

     Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования.

     Известно, что существуют два типа финансовой политики:

     а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б) не дискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

     Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

     Под недискреционной финансовой политикой  понимают ряд способностей налоговой  системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

1.3 Содержание и цели  финансовой политики

 

     Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

     При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

     1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

     2) формулировка стратегических и  тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

     3) практическое воплощение намеченных  действий через финансовый механизм  с его реконструкцией или корректировкой  в зависимости от радикальности  экономических преобразований.

     Задачи, решаемые финансовой политикой:

     а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого  конкретного этапа развития страны;

     б) рациональное распределение и использование  финансовых ресурсов между сферами  общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

     в) выработка соответствующего финансового  механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

     Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

     1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат  на ВПК, упорядочивание денежного  обращения.

     3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

     Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

     Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование  финансовых ресурсов с целью повышения  уровня жизни граждан.7 
 
 
 
 

Глава 2. Финансы - инструмент управления экономическими процессами

2.1 Анализ  структуры  доходов и расходов  госбюджета

 

     Основная  часть государственных доходов  и расходов проходит через государственный  бюджет, включающий в себя бюджеты  центрального правительства и местных  властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого - центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как РК, - центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

     Государственный бюджет - это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом  РК. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

     К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РК. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

     Рассмотрим  бюджетную (финансовую) политику. Изучая налоговые поступления в 2007 году, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы существенно отличаются от реальных, а именно: к 1 ноября задолженность по налоговым платежам в бюджет составила 18,1 трлн. тенге. Можно вывести, что в бюджет поступает только 1/3, запланированных доходов, что не может не сказаться на его исполняемости. Представляется маловероятным изменение данных тенденций в 2007 году.

     Та  ситуация, которая характерна для  исполнения бюджета 2007 г., прежде всего - недопоступление доходов в бюджет, сказалась на формировании бюджета 2008 г. Одна из серьезнейших проблем, накладывающих отпечаток на принятый бюджет, - проблема задолженности за 2007 г. Долги по зарплате только по предприятиям и организациям промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства составили на 1 декабря 2007 года 47,596 млрд. тенге. Эта сумма со всей своей тяжестью легла на бюджет 2008 г.

     Изучая  далее бюджет 2008 года, можно заметить, что большая часть государственных расходов идет на финансирование промышленности. Эта правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось бы  выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов:

     1) льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств;

     2) финансирование затрат, связанных  с профессиональной подготовкой  кадров, повышением их квалификации, переориентации работающих на  новые виды производств;

     3) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций  в соответствии с современными потребностями.

     Наибольшей  по абсолютной величине цифрой являются расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Мы уже перешли этот рубеж. Правительство определило верхний предел государственного долга на 01.01.2009 г. равный 125,6 млрд. долларов.

     Обычно  правительства стран-должников принимают  все возможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для того возможно несколько путей.

     а) Традиционный путь - выплата налогов  за счет золотовалютных резервов, однако он мало привлекателен, тем более  что резервы часто очень ограничены.

     б) Консолидация внешнего долга, то есть превращение краткосрочной и  среднесрочной задолженности в  долгосрочную. Она возможна только с согласия кредиторов.

     в) В некоторых странах практикуется сокращение размеров внешнего долга  путем конверсии - превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, права участия в капитале. Я считаю, что такое решение проблемы государственной задолженности наиболее подошло бы нашей стране, так как мы одновременно убили бы двух зайцев: увеличили приток иностранных инвестиций в экономику страны и избавились бы от бремени внешнего долга.

     г) Обычным является обращение страны-должника к международным банкам - региональным,  Всемирному банку. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но предъявляют жесткие требования к экономической политике, в частности эмиссионной, кредитной и финансовой, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. Такие кредиты сейчас берет наша страна.

     Вернуть их можно, только с помощью жесткой  финансовой политики и положительного сальдо государственного бюджета. К  сожалению, в настоящем году бюджетный дефицит  составит 4,8 % от ВВП.

     Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденции сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в бюджет. Это обусловлено  рядом обстоятельств, среди которых:

     - высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в бюджете  страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

     - действующая практика формирования  территориальных бюджетов, при которой  сохранен в своей основе механизм  централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

     - тенденция переведения расходов  вниз без соответствующего подкрепления  доходами, что приводит к дотации  ранее сбалансированных местных  бюджетов;

     - принятие органами власти таких  решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

     - доминирующая роль регулирующих  доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные  бюджеты и низкой долей закрепленных  за территориями налоговых платежей.

2.2 Оценка и значение финансовой политики и финансового механизма

в социально-экономических процессах

 

    По  мнению многих экспертов, Казахстан  уже преодолел наиболее болезненный  после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических  преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию  и, тактику экономических реформ.

    В 2007 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%.

Информация о работе Некоммерческие организации