Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:27, реферат
Республика переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в РК. Так, нереальность бюджета принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.
Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность и значение финансовой политики и финансового 5
механизма в социально-экономических процессах Казахстана 5
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
1.3 Содержание и цели финансовой политики 10
Глава 2. Финансы - инструмент управления экономическими процессами
2.1 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета 13
2.2 Оценка и значение финансовой политики и финансового механизма 16
в социально-экономических процессах 16
2.3 Методы финансового планирования и его анализ 20
Глава 3. Тенденции и перспективы финансовой политики
Республики Казахстан 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приложения
3.
Собственно осуществление
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а)
дискреционная политика или политика,
проводимая непосредственно
б) не дискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.
При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:
1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
2)
формулировка стратегических и
тактических мероприятий
3)
практическое воплощение
Задачи, решаемые финансовой политикой:
а)
обеспечение условий для
б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.
Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1)
Повышение объема и
2)
Оздоровление и структурная
3)
Достижение более высокого
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.
Итак,
исходя из вышесказанного, мне представляется
возможным определить финансовую политику
как государственное
Основная
часть государственных доходов
и расходов проходит через государственный
бюджет, включающий в себя бюджеты
центрального правительства и местных
властей. В зависимости от административно-
Государственный
бюджет - это годовой план государственных
расходов и источников их финансового
покрытия. Проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается
К
бюджету тесно примыкают
Рассмотрим бюджетную (финансовую) политику. Изучая налоговые поступления в 2007 году, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы существенно отличаются от реальных, а именно: к 1 ноября задолженность по налоговым платежам в бюджет составила 18,1 трлн. тенге. Можно вывести, что в бюджет поступает только 1/3, запланированных доходов, что не может не сказаться на его исполняемости. Представляется маловероятным изменение данных тенденций в 2007 году.
Та ситуация, которая характерна для исполнения бюджета 2007 г., прежде всего - недопоступление доходов в бюджет, сказалась на формировании бюджета 2008 г. Одна из серьезнейших проблем, накладывающих отпечаток на принятый бюджет, - проблема задолженности за 2007 г. Долги по зарплате только по предприятиям и организациям промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства составили на 1 декабря 2007 года 47,596 млрд. тенге. Эта сумма со всей своей тяжестью легла на бюджет 2008 г.
Изучая далее бюджет 2008 года, можно заметить, что большая часть государственных расходов идет на финансирование промышленности. Эта правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось бы выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов:
1) льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств;
2)
финансирование затрат, связанных
с профессиональной
3) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями.
Наибольшей по абсолютной величине цифрой являются расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Мы уже перешли этот рубеж. Правительство определило верхний предел государственного долга на 01.01.2009 г. равный 125,6 млрд. долларов.
Обычно
правительства стран-должников
а) Традиционный путь - выплата налогов за счет золотовалютных резервов, однако он мало привлекателен, тем более что резервы часто очень ограничены.
б) Консолидация внешнего долга, то есть превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Она возможна только с согласия кредиторов.
в)
В некоторых странах
г) Обычным является обращение страны-должника к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но предъявляют жесткие требования к экономической политике, в частности эмиссионной, кредитной и финансовой, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. Такие кредиты сейчас берет наша страна.
Вернуть их можно, только с помощью жесткой финансовой политики и положительного сальдо государственного бюджета. К сожалению, в настоящем году бюджетный дефицит составит 4,8 % от ВВП.
Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденции сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в бюджет. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых:
-
высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в бюджете
страны, что снижает значение
региональных и местных
-
действующая практика
-
тенденция переведения
-
принятие органами власти
-
доминирующая роль
По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.
В 2007 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%.