Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:27, реферат
Республика переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в РК. Так, нереальность бюджета принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.
Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность и значение финансовой политики и финансового 5
механизма в социально-экономических процессах Казахстана 5
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
1.3 Содержание и цели финансовой политики 10
Глава 2. Финансы - инструмент управления экономическими процессами
2.1 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета 13
2.2 Оценка и значение финансовой политики и финансового механизма 16
в социально-экономических процессах 16
2.3 Методы финансового планирования и его анализ 20
Глава 3. Тенденции и перспективы финансовой политики
Республики Казахстан 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приложения
На протяжении
2008 – 2009 годов Министерством
Все центральные государственные органы разработали и утвердили свои Стратегические планы на 2009 – 2011 годы, местные исполнительные органы разрабатывают Стратегические планы на 2010 – 2014 годы, которые содержат их основные стратегические направления, цели, задачи, показатели деятельности на среднесрочный период во взаимосвязи с выделяемыми ему бюджетными средствами.
Вместе
с тем, методологических, структурных
и содержательных различий между
действующими стратегическими и
программными документами практически
нет, отсутствует логическая взаимосвязь
и межсекторальная
Цели
и ожидаемые результаты многих программ
сформулированы размыто, без четких
критериев и индикаторов
Такое положение в системе государственного планирования препятствует развитию экономики и системы государственного управления в целом.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие РК.
К ним относятся:
- догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;
-
отсутствие стратегических
-
проведение частичных,
- отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;
-
нарушение сбалансированности
-
остаточный подход при
Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны.
В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:
-
ухудшение макроэкономических
- рост неплатежей в народном хозяйстве;
-
прямое уклонение от уплаты
налогов, укрывательство
Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:
-
ужесточение налоговой
- упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов);
-
налоговое стимулирование
Несмотря на проводящиеся сейчас меры по стабилизации ситуации, уровень исполняемости бюджета 2008 года оценивается значительно ниже 100%. Например, дефицит бюджета, очевидно, будет выше, чем это зафиксировано в проекте по той причине, что собираемость налогов по-прежнему оставляет желать лучшего.
То
же можно сказать и о решении
правительства увеличить
Что
касается внешнего заимствования, то сегодня
нет схемы выплаты по внешнему
долгу на 5-7 лет, потому не ясно как
внешние займы будут
Таким образом, настоящая ситуация с бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов, дотации, взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов), крайне неэффективен.
Однако положение
не безнадежно. При последовательном
осуществлении реформ в обоих
элементах финансовой политики, положение
может быть исправлено. Правительством
уже разработаны такие
Территории же с началом реальной работы органов казначейства получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет бюджета. Это положительно сказывается на финансовно-экономическом и социальном климате регионов.
Дальнейшее развитие финансового сектора Республики Казахстан, повышение эффективности его составляющих являются одним из важнейших инструментов в реализации задачи по обеспечению вхождения республики в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».
В этой связи основными направлениями развития казахстанской экономики являются:
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения РК.
Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
Курьезные
случаи, когда еще не полученные
кредиты Международного Валютного
фонда уже закладывается в
бюджет, тоже не прибавляет уверенности
в завтрашнем дне. Однако, несмотря
на трудности, всегда сопровождающие переходную
экономику, я хотел бы выразить надежду,
что намечающиеся реформы в бюджетной
сфере окажут свое позитивное влияние
на общее экономическое положение в стране
и вкупе с другими государственными регулирующими
мероприятиями, наконец, поставят на ноги
отечественную экономику. Мне также видится,
что весомый вклад в укрепление экономической
базы народного хозяйства окажет развивающийся
частный сектор экономики, которому финансовая
политика должна предоставить максимальные
возможности для роста. Кроме этого, я
полагаю, что посильную помощь в реформировании
механизмов экономического регулирования
экономики сможет внести новое поколение
экономистов, не обремененное прошлыми
стереотипами административно-командного
управления государством.
Приложение
1
Планируемые
доходы и расходы бюджета в 2009
г. составят:
2009 год | |||
|
Проект
(млрд.тенге) |
в %% к общей сумме расходов | в %% к ВПП |
Доходы | 340 | 72 | 14,5 |
Расходы | 472 | 100,0 | 22,3 |
Дефицит бюджета | 132 | 28 | 4.8 |
При этом доходные статьи бюджета включают:
Наименование доходов | Проект на 2009 | В процентах
к ВВП
(проект на 2009) |
НДС | 148 | 5,3 |
Налог на прибыль с предприятий и организаций | 28,7 | 1,04 |
Налог на прибыль капитала | 9,8 | 0,35 |
Акцизы | 66 | 2,4 |
Пошлины на импорт | 22,6 | 0,82 |
Приложение
2.
Структура расходов (в млрд. тенге)
Государственное управление | 11,4 |
Международная деятельность | 21,1 |
Национальная оборона | 81,8 |
Фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу | 13,4 |
Промышленность, энергетика и строительство | 24,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 16,5 |
Образование | 16,3 |
Культура и искусство | 3,2 |
Здравоохранение и физическая культура | 8,5 |
Социальная политика | 37,1 |
Обслуживание государственного долга | 120,5 |
Прочие расходы | 117,6 |