Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Республика переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в РК. Так, нереальность бюджета принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Сущность и значение финансовой политики и финансового 5
механизма в социально-экономических процессах Казахстана 5
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
1.3 Содержание и цели финансовой политики 10
Глава 2. Финансы - инструмент управления экономическими процессами
2.1 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета 13
2.2 Оценка и значение финансовой политики и финансового механизма 16
в социально-экономических процессах 16
2.3 Методы финансового планирования и его анализ 20
Глава 3. Тенденции и перспективы финансовой политики
Республики Казахстан 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приложения

Файлы: 1 файл

фин механизм.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении 2008 – 2009 годов Министерством осуществлялась необходимая методологическая помощь центральным и местным исполнительным органам по переходу на новую систему государственного планирования, составлению ими Стратегических планов.

Все центральные  государственные органы разработали  и утвердили свои Стратегические планы на 2009 – 2011 годы, местные исполнительные органы разрабатывают Стратегические планы на 2010 – 2014 годы, которые содержат их основные стратегические направления, цели, задачи, показатели деятельности на среднесрочный период во взаимосвязи с выделяемыми ему бюджетными средствами.

Вместе  с тем, методологических, структурных  и содержательных различий между  действующими стратегическими и  программными документами практически  нет, отсутствует логическая взаимосвязь  и межсекторальная согласованность. В некоторых случаях наблюдается дублирование между ними, сроки реализации разрознены.

Цели  и ожидаемые результаты многих программ сформулированы размыто, без четких критериев и индикаторов результативности реализации программ, конкретного механизма  оценки их эффективности, взаимосвязи между стратегическим, экономическим и бюджетным планированием.

Такое положение  в системе государственного планирования препятствует развитию экономики и  системы государственного управления в целом.

Глава 3. Тенденции и  перспективы финансовой политики

Республики  Казахстан

 

     В настоящее время особенно остро  проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие РК.

     К ним относятся:

     - догматический (нетворческий) характер  финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

     - отсутствие стратегических разработок;

     - проведение частичных, малообоснованных  тактических мероприятий, ориентированных  на сиюминутную выгоду;

     - отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

     - нарушение сбалансированности государственного  бюджета РК;

     - остаточный подход при определении  финансовой базы удовлетворения  социальных потребностей граждан.

     Все это прямо сказывается на неразвитости  бюджетной системы и финансовой политики страны. 

     В особую проблему выделяется недопоступление  налоговых платежей, главными причинами  которого стали:

     - ухудшение макроэкономических и  финансовых показателей по сравнению  с принятыми в бюджете;

     - рост неплатежей в народном хозяйстве;

     - прямое уклонение от уплаты  налогов, укрывательство многими  налогоплательщиками своих доходов  (невозможность контролирования  всех малых и средних предприятий,  уход от налоговой полиции  по средством расчетов за наличные  деньги).

     Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:

     - ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы  теневой экономики составили  около 1/4 бюджетных доходов);

     - упрощение налоговой системы  (например, сокращение количества  второстепенных налогов);

     - налоговое стимулирование торговли  и производства конкурентоспособных  отечественных товаров (необходимо  для естественной стабилизации  нашей валюты и расширения  налогооблагаемой базы не за  счет количества, а увеличения  собираемости налогов).

     Несмотря на проводящиеся сейчас меры по стабилизации ситуации, уровень исполняемости бюджета 2008 года оценивается значительно ниже 100%. Например, дефицит бюджета, очевидно, будет выше, чем это зафиксировано в проекте по той причине, что собираемость налогов по-прежнему оставляет желать лучшего.

     То  же можно сказать и о решении  правительства увеличить поступления  в бюджет от продажи государственного имущества. В связи с предложением увеличения цены земли до 200-кратной  ставки земельного налога и разрешением  увеличить ее до 400-кратной более 90 % заявок на выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями будут отозваны заявителями, следовательно, дальнейшее повышение цены земли может привести только к уменьшению спроса и вместе с ним общих поступлений от продажи земельных участков.

     Что касается внешнего заимствования, то сегодня  нет схемы выплаты по внешнему долгу на 5-7 лет, потому не ясно как  внешние займы будут возвращаться.

     Таким образом, настоящая ситуация с бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов, дотации, взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов), крайне неэффективен.

           Однако положение  не безнадежно. При последовательном осуществлении реформ в обоих  элементах финансовой политики, положение  может быть исправлено. Правительством уже разработаны такие позитивные проекты, как переход исполнения бюджета на казначейскую систему. Что сократит численность органов по контролю за использованием бюджетных средств, ввиду их объединения и реорганизации, а также должно повысить эффективность их работы. Это новация разработана с использованием зарубежного опыта и должна внести свой вклад в усиление влияние политики в области расходов на экономику.

     Территории  же с началом реальной работы органов  казначейства получат более упорядоченную  и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет бюджета. Это положительно сказывается на финансовно-экономическом и социальном климате регионов.

Дальнейшее  развитие финансового сектора Республики Казахстан, повышение эффективности  его составляющих являются одним  из важнейших инструментов в реализации задачи по обеспечению вхождения республики в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».

В этой связи основными направлениями  развития казахстанской экономики  являются:

  • модернизация внутриэкономических систем Казахстана;
  • обеспечение регионального экономического лидерства Казахстана и становление его как бизнес-центра СНГ и Центральной Азии;
  • повышение экспортоориентированности экономики республики, в том числе и экспорта финансовых услуг.

Заключение

 

     Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения РК.

     Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные  стороны, так и много отрицательных  моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

     Курьезные случаи, когда еще не полученные кредиты Международного Валютного  фонда уже закладывается в  бюджет, тоже не прибавляет уверенности  в завтрашнем дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотел бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, что весомый вклад в укрепление экономической базы народного хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, я полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством. 

Список  использованной литературы

 
  1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».
  2. Закон Республики Казахстан № 355-1 ЗРК от 31.03.99 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента, имеющий силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» № 2235 от 24.04.95».
  3. Закон РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00 «О бюджетной системе».
  4. Закон РК № 359-1 ЗРК от 01.04.00 «О внесении изменений и дополнении» в Закон РК «О республиканском бюджете на 2008 год».
  5. Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 2002 г.
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
  8. Герасимова Е.Н. Налогообложение. Учебное пособие. СПб., 2002
  9. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 2006 г.
  10. Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 2002 г.
  11. Инвестиционные возможности Казахстана. А., 1997. С. 112.
  12. Ильясов К.К. . Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, с. 11-112.
  13. Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000 год.
  14. «Инвестиционная деятельность». Сборник законодательных актов. Алматы, 2000 год.
  15. Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 2007 г.
  16. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 2003 г.
  17. Рогачева А. А. «Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат», Алматы, 1999 год.
  18. Сабанти В. М. Теория финансов: Учебное пособие. М., 1998.
 
 

Приложение 1 

     Планируемые доходы и расходы бюджета в 2009 г. составят:  

                         2009 год
 
 
Проект

(млрд.тенге)

в %% к общей  сумме расходов в %% к ВПП 
Доходы 340 72 14,5
Расходы 472 100,0 22,3
Дефицит бюджета  132 28 4.8

 

         

                При этом доходные статьи бюджета включают: 

Наименование доходов Проект на 2009 В процентах  к ВВП

(проект  на 2009)

НДС 148 5,3
Налог на прибыль с предприятий и  организаций 28,7 1,04
Налог на прибыль  капитала 9,8 0,35
Акцизы 66 2,4
Пошлины на импорт 22,6 0,82

 

Приложение 2. 

                              Структура расходов (в млрд. тенге) 

Государственное управление 11,4
Международная деятельность 21,1
Национальная  оборона 81,8
Фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу 13,4
Промышленность, энергетика и строительство 24,4
Сельское  хозяйство и рыболовство 16,5
Образование 16,3
Культура  и искусство 3,2
Здравоохранение и физическая культура 8,5
Социальная  политика 37,1
Обслуживание  государственного долга 120,5
Прочие  расходы 117,6

Информация о работе Некоммерческие организации