Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:38, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- дать правовую характеристику правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
- охарактеризовать такие процедуры банкротства, как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение;
- и рассмотреть, банкротство отдельных категорий должников.
Введение 3
1. Общие положения несостоятельности (банкротства)
юридических лиц
1.1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
юридических лиц 6
1.2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц 12
2. Юридическая характеристика процедур банкротства
2.1. Реорганизационные процедуры банкротства 21
2.2. Ликвидационные процедуры банкротства 55
2.3. Мировое соглашение 63
3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных
категорий должников – юридических лиц
3.1. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций 73
3.2. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций 78
3.3. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 81
3.4. Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 92
Заключение 95
Список использованных источников 100
Признание сделок должника
недействительными служит способом
восстановления равенства между
кредиторами и отмены невыгодных
сделок или односторонних юридических
К сделкам должника, совершенным с заинтересованными лицами, подлежит применению более строгий режим отмены («аннулирования»). Согласно положениям законодательства Германии к заинтересованным лицам отнесены, к примеру, супруга или близкие родственники должника, бывшие руководители предприятия-должника, владельцы как минимум 25% капитала предприятия-должника, некоторые консультанты и т.д. (§ 138 Германского после реформенного закона 1991г.)40.
Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве 2002г.).
Утвержденный собранием
кредиторов план внешнего управления
вместе с протоколом собрания представляется
внешним управляющим в
По мнению ряда авторов, сам по себе факт непредставления арбитражному суду плана внешнего управления не может служить основанием для признания должника банкротом. В этом случае должны быть выявлены причины непредставления плана и фактическое положение должника41.
Разработка плана внешнего управления является обязанностью внешнего управляющего.
В практике арбитражных судов уже возникал вопрос о том, ограничены ли полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника.
Высший Арбитражный Суд РФ в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997г. № 20 разъяснял, что при решении этого вопроса арбитражным судам нужно исходить из следующего.
При введении внешнего управления арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, полномочия которого определены в законе. Эти полномочия включают в себя и право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений. Следовательно, ограничение полномочий, установленных для руководителя организации-должника при распоряжении имуществом должника, на внешнего управляющего не распространяются (например, необходимость одобрения советом директоров сделок, совершенных руководителем организации, свыше определенной суммы, предусмотренной в уставе должника). На наш взгляд, это положение применимо и к действующему Закону о банкротстве 2002г.
Формы и содержание плана должен содержать как минимум три группы положений:
1) положения, касающиеся конкретных мер по восстановлению платежеспособности должника (причем должны быть указаны не только сами меры, но и обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок);
2) положения, предусматривающие срок восстановления платежеспособности должника;
3) пололожения, касающиеся разграничения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов (п. 3 ст. 106 Закона о банкротстве 2002г.)42.
Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002г., как и Закон о банкротстве 1998г., в качестве основной цели внешнего управления предусматривает восстановление платежеспособности должника. При этом платежеспособность должника признается восстановленной, если отсутствуют формально установленные признаки банкротства (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве 2002г). Это означает, что должник в установленные планом сроки должен удовлетворить требования кредиторов или иным образом прекратить обязательства, чтобы к моменту окончания внешнего управления у него отсутствовала задолженность, просроченная более чем на три месяца. Арбитражная практика исходит из того, что платежеспособность должника считается восстановленной при условии погашения задолженности по сумме основного долга, существовавшего на момент введения внешнего управления и отсутствия просроченной текущей задолженности.
Показательным в этом отношении является следующий пример из судебно-арбитражной практики.
Арбитражным судом рассмотрено дело о несостоятельности ОАО, по результатам которого признан факт неплатежеспособности должника. В ходе проведения внешнего управления предприятием-должником заключен договор аренды нежилых помещений сроком на 10 лет с ЗАО, во исполнение условий которого арендатор (ЗАО - банк) внес арендную плату путем перечисления суммы основного долга на счета кредиторов ОАО (арендодателя) согласно реестру требований кредиторов. Разрешая вопрос о восстановлении платежеспособности должника, суд в силу ст. 3, 4, 82 Закона о банкротстве 1998г. правомерно исходил из обязанности ОАО произвести расчет с кредиторами по основному долгу, имевшему место на момент введения внешнего управления. Признав данный факт доказанным и установив отсутствие текущих обязательств, областной арбитражный суд определением производство по делу прекратил в связи с восстановлением платежеспособности должника43.
По итогам осуществления внешнего управления внешний управляющий обязан представить отчет на рассмотрение собрания кредиторов. Данный отчет представляется также в следующих случаях:
- при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;
- по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;
- в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Согласно п. 3 ст. 117 Закона о банкротстве 2002г. отчет внешнего управляющего должен содержать:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о прибылях и об убытках должника;
- сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;
- расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
- сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр;
- иные сведения о возможности погашения
оставшейся кредиторской(
задолженности должника. В частности,
к иным сведениям, на наш
взгляд, возможно, отнести обоснование
необходимости продления срока внешнего
управления с целью осуществления дополнительных
восстановительных мероприятий.
Отчет должен содержать не только оценку внешнего управляющего проведенных мероприятий, но и его позицию о будущем должника, поэтому в отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из следующих предложений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении срока внешнего управления;
- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех ' требований кредиторов;
- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Отчет внешнего управляющего должен быть рассмотрен собранием кредиторов. Собрание кредиторов созывается не позднее чем через три недели с даты заявления требования о проведении собрания кредиторов, или не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления, или не позднее, чем за месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления.
Иными словами, срок созыва собрания кредиторов ставится в зависимость от оснований прекращения внешнего управления.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов принимает одно из решений, указанных в п. 3 ст. 118 Закона о банкротстве 2002г.
Принятое кредиторами решение внешний управляющий обязан направить в арбитражный суд в течение пяти дней с момента проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.
Представленные документы должны быть рассмотрены арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения отчета внешнего управляющего.
Суд проверяет обоснованность решения собрания кредиторов и утверждает либо не утверждает отчет.
Основным критерием для утверждения отчета внешнего управляющего является наличие признаков восстановления платежеспособности должника. В свою очередь, определение об отказе в утверждении отчета является основанием для вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Аналогичное решение выносится при наличии соответствующего ходатайства собрания кредиторов либо при непредставлении управляющим отчета в арбитражный суд в сроки, установленные законом. В этом случае прекращаются и полномочия внешнего управляющего.
Если внешнее управление
завершается заключением
Необходимо обратить внимание на порядок осуществления расчетов с кредиторами. Арбитражный суд выносит определение о начале расчетов с кредиторами каждой очереди, в котором указывается срок окончания расчетов с кредиторами в рамках этой очереди, не превышающий двух месяцев с даты вынесения указанного определения (п. 3 ст. 122 Закона о банкротстве 2002г.).
2.2 Ликвидационные процедуры банкротства.
К ним относится конкурсное производство.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон о банкротстве 1992г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга»1. Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002г.
Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.
Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве 2002г.). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Закон о банкротстве 2002г. хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры. Между тем это может привести к значительным проблемам на практике. В частности, прежде всего, возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но, к примеру, не все денежные средства распределены между кредиторами. Из буквального толкования норм п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве 2002г. следует, что необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии с нормами ст. 148 Закона о банкротстве 2002г. Не внесло ясности и Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003г. № 4. Пункт 16 данного постановления определяет, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего». Заметим, что ранее в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001г. № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»» было указано, что продолжительность конкурсного производства определяется исходя из обстоятельств дела и с учетом соответствующих требований Закона о банкротстве 2002г.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц