Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:38, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- дать правовую характеристику правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
- охарактеризовать такие процедуры банкротства, как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение;
- и рассмотреть, банкротство отдельных категорий должников.
Введение 3
1. Общие положения несостоятельности (банкротства)
юридических лиц
1.1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
юридических лиц 6
1.2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц 12
2. Юридическая характеристика процедур банкротства
2.1. Реорганизационные процедуры банкротства 21
2.2. Ликвидационные процедуры банкротства 55
2.3. Мировое соглашение 63
3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных
категорий должников – юридических лиц
3.1. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций 73
3.2. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций 78
3.3. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 81
3.4. Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 92
Заключение 95
Список использованных источников 100
Поэтому правомерность такого законодательного решения вызывает сомнения, хотя экономически это решение, безусловно, оправданно.
3. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций.
Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. Ученые справедливо отмечают, что «в ряде случаев вокруг какого-либо нового производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены в данной, как правило, единственной организации»59
Актуальность указанной проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики. При этом многие предприятия - гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать (такой позиции совершенно справедливо придерживается закон «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении большинства юридических лиц). Для определенных категорий крупных юридических лиц действующий закон делает исключение, устанавливая особые правила производства по делу об их несостоятельности. Связано это с тем, что на первый план в случаях банкротства градообразующих должников выходит социальная проблема, вызванная тем, что от деятельности определенного юридического лица может зависеть жизнедеятельность целого населенного пункта или значительной его части.
Особенностям банкротства градообразующих организаций посвящена главе 8 действующего закона «О несостоятельности (банкротстве)». Действовавший ранее закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые (далеко не совершенные) нормы. Этот недостаток прежнего закона отмечался учеными. «Новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства»60
Следует отметить,
что проблема банкротства
К сожалению, действующий закон не содержит четкого регулирования ряда вопросов (на которые будет обращено внимание ниже), что, на мой взгляд, может отрицательно сказаться на практике.
Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают организации, относящиеся к числу градообразующих и крупных (социально значимых).
Под градообразующими в Законе о банкротстве 2002г. понимаются такие юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта. При этом под населенным пунктом, в котором расположена градообразующая организация, понимается населенный пункт, обладающий правами отдельной административной единицы. Если должник имеет филиалы, представительства, расположенные вне места его нахождения, учету подлежат все работники данной организации, постоянно проживающие в городе, поселке, а также все работающие в этой организации независимо от места их проживания62. Законодатель относит также к числу градообразующих организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек (п. 2 ст. 169 Закона о банкротстве 2002г.).
Следует заметить, что доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации соответствующей численности работников, представляются арбитражному суду самим должником.
Несостоятельность (банкротство) градообразующей организации может повлечь серьезные социальные последствия. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве, соответствующего органа местного самоуправления. Кроме этого, арбитражным судом к процессу о несостоятельности могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъекта РФ.
При условии представления поручительства указанных органов по обязательствам должника арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении градообразующей организации даже в том случае, если собранием кредиторов не принято решение о его введении.
Помимо этого, по ходатайству названных органов финансовое оздоровление и внешнее управление могут быть продлены арбитражным су-дом на срок не более одного года (ст. 172 Закона о банкротстве 2002г.). Поручительство представляет собой одностороннюю обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Законодатель закрепляет достаточно детальные требования к поручительству, выдаваемому Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Во-первых, поручительство должно быть представлено арбитражному суду в письменной форме. Во-вторых, в заявлении о поручительстве должны быть указаны сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности. В-третьих, к поручительству прилагаются документы, подтверждающие факт включения обязательств по поручительству в соответствующий бюджет. Кроме того, расчеты с кредиторами должны производиться в соответствии с графиком погашения задолженности. Обращает на себя внимание тот факт, что если по общему правилу график погашения задолженности предусматривается в рамках финансового оздоровления, то применение его при осуществлении внешнего управления в отношении градообразующей организации отражает специфику правового регулирования отношений с участием данного объекта.
Наличие поручительства является дополнительной гарантией защиты прав как лиц, предоставивших его, так и кредиторов, а также уполномоченных органов. Так, орган местного самоуправления, соответствующий федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, представившие поручительство по обязательствам должника, вправе определять требования к кандидатуре внешнего управляющего и направлять их в СРО арбитражных управляющих (п. 2 ст. 171 Закона о банкротстве 2002г.). Вместе с тем нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих '/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения дела по признанию должника банкротом и открытия конкурсного производства.
В процессе внешнего управления
может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного
комплекса, для того чтобы удовлетворить
требования кредиторов. Причем при наличии
хода-
а) сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников, занятых на предприятии на момент его продажи;
б) сохранение этой обязанности в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
Приоритет при реализации
имущества градообразующей орга
Следует заметить, что
законодатель в отношении градообразующей
организации до окончания внешнего управления
предусматривает и
иные способы (помимо денежных средств,
вырученных от продажи
предприятия) удовлетворения требований кредиторов.
В частности,
речь идет о заключении соглашения об
отступном, о новации обязательства и
т.д. (ст. 409, 414ГКРФ).
В случае удовлетворения
требований кредиторов по денежным обязательствам
и обязательным платежам производство
по делу о несостоятельности (банкротстве)
должника - градообразующей организации
подлежит прекращению.
3.2. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций
Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства63.
Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности: во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.
Согласно Закону о банкротстве 2002г. под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции64. Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% обшей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002г). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.
Особенности процедур банкротства
применяются также к рыболовецк
Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178).
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002г).
В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем натри месяца.
При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.
Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве 2002г.).
Прежде всего, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника как единый имущественный комплекс.
Преимущественным правом
приобретения имущества должника по
оценочной стоимости
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц