Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:45, контрольная работа
Право является продуктом общественного развития. В государстве оно становится основным нормативным регулятором общественных отношений. Научные представления о праве, его происхождении, месте и роли в системе нормативного регулирования весьма разнообразны. Отметим, что здесь и далее под термином «право» имеется в виду юридическое (или позитивное) право. В этом смысле право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных (или санкционированных) государством, обеспеченных государственным принуждением правил поведения (норм), направленных на охрану и регулирование общественных отношений.
1 Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация.
Право является продуктом общественного развития. В государстве оно становится основным нормативным регулятором общественных отношений. Научные представления о праве, его происхождении, месте и роли в системе нормативного регулирования весьма разнообразны. Отметим, что здесь и далее под термином «право» имеется в виду юридическое (или позитивное) право. В этом смысле право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных (или санкционированных) государством, обеспеченных государственным принуждением правил поведения (норм), направленных на охрану и регулирование общественных отношений.
Во всем мире широко распространен такой источник права, как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт представляет собой официальный юридический документ, принятый в определенном порядке компетентным (уполномоченным на то) государственным органом и содержащий нормы права. Этот документ рассчитан на неограниченный круг лиц (на всех, кто попадает под его действие), на множество конкретных ситуаций, возникающих в жизни, и действует во времени до тех пор, пока его не изменят или не отменят в установленном законом порядке.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве ограниченны территорией данного государства или отдельных его частей. В России нормативные правовые акты федеральных органов действуют, как правило, на территории всей Российской Федерации. Республиканские и региональные нормативно-правовые акты действуют на территории соответствующего субъекта РФ.
Рассмотрим отличие нормативно-правовых актов от актов ненормативного характера – индивидуальных правовых актов.
Итак, нормативные правовые акты (не только сами законы) составляют законодательство страны и отличаются следующими признаками:
- действуют в отношении неопределенного круга лиц;
- действуют неоднократно;
- опубликованы для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Ненормативные (индивидуальные) правовые акты действуют в отношении конкретного лица или нескольких лиц, но могут быть как однократного применения (разрешение на строительство), так и многократного применения (лицензия, водительское удостоверение, гражданский договор).
Нормативные и индивидуальные правовые акты являются источниками права, то есть формируют права и обязанности субъекта права – правоспособного лица. Не следует сравнивать степень обязательности индивидуальных и нормативных правовых актов для исполнения конкретным лицом – они одинаково обязательны. Но только при условии соблюдения установленной процедуры принятия правовых актов и отсутствию противоречия правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Система законодательства строго иерархична - нормативные акты более
низкого уровня иерархии не должны противоречить нормативным актам, более
высокой ступени иерархии. Индивидуальные правовые акты вообще не должны
противоречить актам нормативным, если только иное специально не оговорено соответствующим нормативным актом. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Ведущая роль принадлежит закону.
Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю по ключевым вопросам жизни общества.
Высшая юридическая сила закона означает следующее:
- Все другие правовые акты должны исходить из законов и не противоречит им; в случае расхождения акта с законом действует закон, а противоречащий ему акт не имеет юридической силы;
- Законы не подлежат утверждению каким-то другим органом;
- Кроме органа, издавшего закон, никто не вправе его отменить или
изменить.
Виды законов:
1 Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация. 3
2 Физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. 7
3 Административное правонарушение: понятие, признаки, состав. 15
4 Задача 22
Список литературы 23
Содержание
1
Нормативный правовой акт –
основной источник российского
права: понятие, характерные
2 Физические
и юридические лица как
3 Административное правонарушение: понятие, признаки, состав. 15
4 Задача 22
Список литературы 23
1 Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация.
Право является продуктом общественного развития. В государстве оно становится основным нормативным регулятором общественных отношений. Научные представления о праве, его происхождении, месте и роли в системе нормативного регулирования весьма разнообразны. Отметим, что здесь и далее под термином «право» имеется в виду юридическое (или позитивное) право. В этом смысле право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных (или санкционированных) государством, обеспеченных государственным принуждением правил поведения (норм), направленных на охрану и регулирование общественных отношений.
Во всем мире широко распространен такой источник права, как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт представляет собой официальный юридический документ, принятый в определенном порядке компетентным (уполномоченным на то) государственным органом и содержащий нормы права. Этот документ рассчитан на неограниченный круг лиц (на всех, кто попадает под его действие), на множество конкретных ситуаций, возникающих в жизни, и действует во времени до тех пор, пока его не изменят или не отменят в установленном законом порядке.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве ограниченны территорией данного государства или отдельных его частей. В России нормативные правовые акты федеральных органов действуют, как правило, на территории всей Российской Федерации. Республиканские и региональные нормативно-правовые акты действуют на территории соответствующего субъекта РФ.
Рассмотрим отличие нормативно-правовых актов от актов ненормативного характера – индивидуальных правовых актов.
Итак, нормативные правовые акты (не только сами законы) составляют законодательство страны и отличаются следующими признаками:
- действуют в отношении неопределенного круга лиц;
- действуют неоднократно;
- опубликованы для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Ненормативные (индивидуальные) правовые акты действуют в отношении конкретного лица или нескольких лиц, но могут быть как однократного применения (разрешение на строительство), так и многократного применения (лицензия, водительское удостоверение, гражданский договор).
Нормативные и индивидуальные правовые акты являются источниками права, то есть формируют права и обязанности субъекта права – правоспособного лица. Не следует сравнивать степень обязательности индивидуальных и нормативных правовых актов для исполнения конкретным лицом – они одинаково обязательны. Но только при условии соблюдения установленной процедуры принятия правовых актов и отсутствию противоречия правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Система законодательства строго иерархична - нормативные акты более
низкого уровня иерархии не должны противоречить нормативным актам, более
высокой ступени иерархии. Индивидуальные правовые акты вообще не должны
противоречить актам нормативным, если только иное специально не оговорено соответствующим нормативным актом. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Ведущая роль принадлежит закону.
Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю по ключевым вопросам жизни общества.
Высшая юридическая сила закона означает следующее:
- Все другие правовые акты должны исходить из законов и не противоречит им; в случае расхождения акта с законом действует закон, а противоречащий ему акт не имеет юридической силы;
- Законы не подлежат утверждению каким-то другим органом;
- Кроме органа, издавшего закон, никто не вправе его отменить или
изменить.
Виды законов:
- Конституция (основной закон) – основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
- Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;
- Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
- Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую категорию.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои уставы и законодательство. Субъекты РФ принимают такие законы, которые не должны противоречить федеральным законам или отменять их действие.
Подзаконным является нормативно-правовой акт, издаваемый на основе и во исполнения закона. Он издается в пределах компетенции исполнительным органом государственной власти, не должен противоречить закону, но может и должен его развивать, конкретизировать, дополнять.
Виды подзаконных актов:
- указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
- постановления и распоряжения Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
- нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
- локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
- нормативные акты государственных органов;
- нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
- нормативные акты совместного характера (ГО и иных социальных структур);
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
- общефедеральные – нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты органов местного самоуправления – локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
- нормативные акты неопределенно-длительного действия;
- временные нормативные акты.
Участники регулируемых гражданским законодательством отношений именуются субъектами гражданского права. Важнейшими субъектами гражданского права в силу ст. 2 Конституции являются граждане (физические лица). Граждане как субъекты гражданского права обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности
образует гражданскую правоспособность граждан. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина, сопутствует ему на протяжении всей жизни и прекращается смертью. Факты рождения и смерти лица регистрируются в органах записи актов гражданского состояния. Если известно, что человек умер, но запись об этом отсутствует, факт регистрации смерти лица устанавливается в судебном порядке.
Совокупность гражданских прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин, образует содержание гражданской правоспособности. В общем виде содержание правоспособности граждан определено в ст. 18 ГК. Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим
именем. Право на имя является неотъемлемым правом гражданина и средством
индивидуализации личности. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Имя, фамилия и отчество обычно даются лицу родителями при рождении и подлежат регистрации. Однако гражданин вправе изменить фамилию, имя и отчество. В настоящее время действует порядок, определенный Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Произведенные изменения подлежат регистрации. Закон устанавливает необходимость уведомления лицом своих должников и кредиторов о перемене имени. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основе выданной ему лицензии, обязано в случае изменения имени и других паспортных данных переоформить лицензию.
Важным конституционным правом, нашедшим закрепление в ГК, является право на свободный выбор места жительства. Порядок реализации и защиты этого права установлен в Законе РФ от 25.06.1993 «5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Одно из свойств правоспособности лица – ее неотчуждаемость. Это означает, что гражданин не может даже в добровольном порядке отказаться или ограничить свою правоспособность. Можно не реализовывать те или иные права, но нельзя отказаться от возможности их иметь. Например, можно не оставлять завещания, но нельзя отказаться от возможности завещать имущество. Недействительно данное лицом обещание не обращаться за защитой своего права в суд и т.п.
Осуществление правоспособности происходит на основе усмотрения гражданина. Субъекты обладают свободой выбора конкретных способов реализации правоспособности, оснований установления прав и обязанностей.
Граждане должны осуществлять свои права разумно и добросовестно, не злоупотреблять своими правами в ущерб другим участникам гражданского оборота.
Участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными, пока не доказано обратное.
Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в прямо предусмотренных законом случаях. Гражданские права могут быть ограниченны только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для участия в имущественном обороте субъекты гражданского права помимо правоспособности должны обладать также дееспособностью. Дееспособность определяется, как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, нести ответственность по обязательствам.
Недееспособный гражданин приобретает права и обязанности не сам, а
посредством действий лиц, представляющих его интересы (законных представителей).
Понятие гражданской дееспособности включает в себя не только способность совершать правомерные действия, но и нести ответственность за них. Наличие дееспособности предполагает сознательные, разумные и самостоятельные действия граждан, которые в полной мере отдают отчет в своих действиях и руководят ими. Поэтому дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица.