Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Право является продуктом общественного развития. В государстве оно становится основным нормативным регулятором общественных отношений. Научные представления о праве, его происхождении, месте и роли в системе нормативного регулирования весьма разнообразны. Отметим, что здесь и далее под термином «право» имеется в виду юридическое (или позитивное) право. В этом смысле право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных (или санкционированных) государством, обеспеченных государственным принуждением правил поведения (норм), направленных на охрану и регулирование общественных отношений.











1 Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация.
Право является продуктом общественного развития. В государстве оно становится основным нормативным регулятором общественных отношений. Научные представления о праве, его происхождении, месте и роли в системе нормативного регулирования весьма разнообразны. Отметим, что здесь и далее под термином «право» имеется в виду юридическое (или позитивное) право. В этом смысле право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных (или санкционированных) государством, обеспеченных государственным принуждением правил поведения (норм), направленных на охрану и регулирование общественных отношений.
Во всем мире широко распространен такой источник права, как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт представляет собой официальный юридический документ, принятый в определенном порядке компетентным (уполномоченным на то) государственным органом и содержащий нормы права. Этот документ рассчитан на неограниченный круг лиц (на всех, кто попадает под его действие), на множество конкретных ситуаций, возникающих в жизни, и действует во времени до тех пор, пока его не изменят или не отменят в установленном законом порядке.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве ограниченны территорией данного государства или отдельных его частей. В России нормативные правовые акты федеральных органов действуют, как правило, на территории всей Российской Федерации. Республиканские и региональные нормативно-правовые акты действуют на территории соответствующего субъекта РФ.
Рассмотрим отличие нормативно-правовых актов от актов ненормативного характера – индивидуальных правовых актов.
Итак, нормативные правовые акты (не только сами законы) составляют законодательство страны и отличаются следующими признаками:
- действуют в отношении неопределенного круга лиц;
- действуют неоднократно;
- опубликованы для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Ненормативные (индивидуальные) правовые акты действуют в отношении конкретного лица или нескольких лиц, но могут быть как однократного применения (разрешение на строительство), так и многократного применения (лицензия, водительское удостоверение, гражданский договор).
Нормативные и индивидуальные правовые акты являются источниками права, то есть формируют права и обязанности субъекта права – правоспособного лица. Не следует сравнивать степень обязательности индивидуальных и нормативных правовых актов для исполнения конкретным лицом – они одинаково обязательны. Но только при условии соблюдения установленной процедуры принятия правовых актов и отсутствию противоречия правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Система законодательства строго иерархична - нормативные акты более
низкого уровня иерархии не должны противоречить нормативным актам, более
высокой ступени иерархии. Индивидуальные правовые акты вообще не должны
противоречить актам нормативным, если только иное специально не оговорено соответствующим нормативным актом. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Ведущая роль принадлежит закону.
Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю по ключевым вопросам жизни общества.
Высшая юридическая сила закона означает следующее:
- Все другие правовые акты должны исходить из законов и не противоречит им; в случае расхождения акта с законом действует закон, а противоречащий ему акт не имеет юридической силы;
- Законы не подлежат утверждению каким-то другим органом;
- Кроме органа, издавшего закон, никто не вправе его отменить или
изменить.
Виды законов:

Содержание работы

1 Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация. 3
2 Физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. 7
3 Административное правонарушение: понятие, признаки, состав. 15
4 Задача 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

1.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

- виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов. Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

- наказуемость состоит в угрозе применения и в реальном применении мер государственного принуждения к виновным в совершении административного проступка. Этот признак, как это видно из ст. 2.1 КоАП, указывает, что за совершение административного проступка предусматривается

административная ответственность, то есть применение административных наказаний, а не уголовно-правовых и иных мер воздействия. Наказуемость как признак любого противоправного деяния органически включает в себя два элемента: во-первых, угрозу как потенциальную возможность применения наказания в случае, если правонарушение будет совершено, и, во-вторых, административное наказание, если правонарушение уже совершено. Предусмотренная ст. 2.9 Кодекса РФ возможность передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива не отрицает признак наказуемости, а, наоборот, свидетельствует о расширении государством арсенала средств борьбы с административными проступками. Иное представление о важности общественного воздействия (мнения) в борьбе с правонарушениями привело бы к недооценке принципа неотвратимости наказания, превентивной роли правовых норм и воспитательного воздействия

органов общественности и  трудовых коллективов.

         Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не

подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

          Состав административного правонарушения – совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

         Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложено в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

          Объективную сторону характеризует совокупность внешних признаков и

обстоятельств поведения  нарушителя (наличие противоправного  действия или

бездействия, противоправных последствий, причиной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившими последствиями). При этом для состава административного проступка в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков.

            Есть административные проступки, которые не сопровождаются причинением вредных последствий материального характера. Они противоправны и вредны объективно, самим фактом совершения запрещенных правом действий - сквернословие или появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, нарушение правил паспортной системы и т.д. Для таких проступков характерно и отсутствие причинной связи.

           В то же время административная ответственность может наступить и за причинение вреда. При этом обязательным элементом состава проступка будет наличие противоправных последствий и причинной связи между ними и противоправным деянием. Причинение вреда может сопровождать как противоправное действие, так и противоправное бездействие. Многие административные проступки, особенно нарушения общественного порядка, характеризует не только особенность действий нарушителя, включая, например, повторность, но и обстановка, время, место их совершения, а в некоторых случаях и способ совершения. Например, совершение правонарушения в присутствии большого количества людей, во время ночного отдыха трудящихся (с 23 до 7 часов), в сроки, не предназначенные для охоты или рыбной ловли, с использованием недозволенных орудий лова - заколов, сетей с меньшим размером ячей, применением взрывчатых материалов, электротока и т. п. В законодательстве такие случаи оговариваются (например, ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и поэтому они должны учитываться правоприменительно к практике полномочных органов.

           Субъектами административного правонарушения признаются:

- физические лица;

- организации, т. е. юридические лица.

          Среди физических лиц различаются:

- граждане – должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

- другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами

административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния

здоровья, принадлежностью  к религиозным объединениям. К  этой группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие

детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может

применяться арест и т. п. Кодекс РФ об административных правонарушениях

в общей форме определяет, что административной ответственности  подлежат

вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

           Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных

преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за

правонарушения наступает, если оно по своему характеру не влекут за собой соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться в объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения – только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения – административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинения тяжкого или средней тяжести вреда человеку – преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

           Субъективная сторона - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения проступка. Ее образует: вина нарушителя, цель и мотив совершенного деяния. Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. В ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Неосторожная вина в административных правонарушениях, как правило, выражается в форме небрежности, характеризующейся тем, что в результате легкомыслия или неосмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, хотя в силу определенного возраста, умственного развития, жизненного опыта он мог и должен был сознавать, что его действия являются антиобщественными и противоречат требованиям правовых норм (ст. 2.2 КоАП РФ). При установлении формы вины в значительной части административных

проступков устанавливается  лишь отношение нарушителя к фактически совершенным им действиям (мелкому хищению, нарушениям правил хранения

огнестрельного оружия, правил противопожарной безопасности, карантинных

правил и т.п.) и не рассматривается  его отношение к вредным последствиям, поскольку они не всегда могут восприниматься как реальный результат антиобщественного поведения.

 

 

4 Задача:

           Работодатель обратился в суд с иском к работнику – водителю «Трансрегион» о возмещении материального ущерба (прямого действительного ущерба, неполученного дохода), причиненного ему в результате неисполнения

работником трудовых обязанностей. Работник ссылается на то, что вред был 

причинен не по его вине, так как он сильно заболел (о чем  имеется заключение

врача).

             Дайте правовую оценку действиям работника и работодателя (кто прав в данном случае). Обязан ли работник возместить материальный ущерб работодателю?

          Ответ: Работодатель ссылается на то, что работник причинил ему прямой

действительный ущерб  и согласно ст. 238 ТК РФ «О материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю» работник обязан возместить работодателю причиненный ущерб. Однако, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. К прямому действительному ущербу относятся, например, недостача и порча материалов и ценностей, расходы на ремонт испорченного имущества, штрафные санкции. По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Следовательно, работник не обязан возмещать материальный ущерб причиненного в результате неисполнения трудовых обязанностей. И согласно той же ст. 238 ТК РФ «О материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю» неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. для вузов / Л.А. Морозова. – М., 2003.- 416 c.
  2. Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп.-М., 2001.-612 с.
  3. Конституция РФ от 12.12.1993 г. - М., 1993. - 40 с.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.-М., 2002.
  5. Административное право: учеб. для вузов / под ред. Л.Л. Попова.- М., 2002.- 704 с.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) // СЗ РФ. - 2002.
  7. Комментарий к Трудовому кодексу РФ: постатейный научно-практический / отв. ред. К.Я. Ананьева. - М., 2007.- 912 с.

 

 


Информация о работе Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие, характерные черты, юридическая классификация