Образование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ порядка создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы создания и государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь;
Рассмотреть порядок создания коммерческих организаций;
Исследовать вопросы создания некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5
Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14
Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30

Файлы: 1 файл

ЮЛ.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ЧАСТНОЕ Учреждение образования 

«БИП-ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

 

 

Факультет повешения  квалификации

и переподготовки кадров

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Гражданское право»

На тему: «Образование юридических лиц»

 

 

 

 

Исполнитель:

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5

Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14

Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях развивающей  рыночной экономики Республики Беларусь юридические лица играют большую  роль в социально-экономических процессах, происходящих в обществе. Процессы создания и регистрации юридических лиц регламентированы законодательством. Последние годы усилия государственной власти направлены на наведение порядка в данной сфере в целях, с одной стороны, строгого административного и налогового контроля, с другой стороны – упрощения и ускорения процедуры регистрации юридических лиц.

Порядок образования  юридического лица заслуживает особого  рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается среди субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения процессов создания и регистрации  юридических лиц, анализа нормативной  базы, важностью повышения эффективности работы государственных органов в данной сфере. По нашему мнению, значимость выбранной темы едва ли можно переоценить, т.к. именно от качества нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания юридических лиц, напрямую  зависит экономическая ситуация в нашем государстве.

Целью работы является комплексный  анализ порядка создания юридических  лиц в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические основы создания и государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь;
  2. Рассмотреть порядок создания коммерческих организаций;
  3. Исследовать вопросы создания некоммерческих организаций.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу создания юридических лиц в Республике Беларусь.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также  доктринальные подходы к сущности рассматриваемого вопроса.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Научной основой для  исследования, проведенного в курсовой работе, послужило 18 источников.

Общий объем курсовой работы составляет 32 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЗДАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) юридическим лицом признается организация, которая:

  1. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
  2. несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
  3. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  4. прошла в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признана таковым законодательным актом.

В соответствии со ст. 46 ГК юридические лица в зависимости от цели своей деятельности подразделяются на две группы: коммерческие организации, некоммерческие организации.

Коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации - юридические лица, имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме:

1) хозяйственных товариществ:

полное товарищество;

коммандитное товарищество;

2) хозяйственных обществ:

акционерное общество (далее - АО) (закрытое (далее - ЗАО), открытое (далее - ОАО));

общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО);

общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО);

3) производственных кооперативов;

4) унитарных предприятий;

5) крестьянских (фермерских) хозяйств;

6) иных формах, предусмотренных ГК.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме:

  1. потребительских кооперативов;
  2. общественных или религиозных организаций (объединений);
  3. финансируемых собственником учреждений;
  4. благотворительных и иных фондов;
  5. в других формах, предусмотренных законодательными актами.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено положение  о том, что любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь [1, с. 47].

Нормами права, существующими  в нашем государстве, определен порядок (или способ) создания юридических лиц:

1) распорядительный;

2) разрешительный;

3) нормативно-явочный.

 Распорядительный способ создания  субъектов хозяйствования состоит  в том, что юридическое лицо  создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. Например, в таком порядке возникают государственные юридические лица путем издания органом государственной власти в пределах своей компетенции соответствующего акта о создании юридических лиц (приказа, распоряжения), а также посредством проведения выборов (местные Советы депутатов). В разрешительном порядке создаются субъекты хозяйствования по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после проведения проверки и получения на это согласия компетентного государственного органа либо общественного объединения (например, жилищно-строительные кооперативы) [13, с.6 - 8].

При нормативно-явочном порядке  создания юридического лица не требуется  получения разрешения на его образование, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, при этом орган государства должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц [14, с. 145 - 146]. В нормативно-явочном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации [16, с. 57].

Государственная регистрация субъектов  хозяйствования - это обязательная установленная законом процедура, направленная на упорядочение предпринимательской деятельности и оптимизацию контроля за ее осуществлением, состоящая в проверке наличия юридических фактов, с которыми закон связывает возможность осуществления предпринимательской деятельности, и в отражении установленных законом сведений о субъектах предпринимательской деятельности в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) [15, с. 3].

Предпринимательская деятельность, осуществляемая при отсутствии государственной регистрации, а равно при отсутствии лицензии (если соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством подлежит лицензированию), признается незаконной предпринимательской деятельностью и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3], а при наличии определенных признаков образует объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь [4], с привлечением к соответствующей ответственности.

Как справедливо отметил Я.И. Функ, в отечественном законодательстве, как правило, те нормативные правовые акты, которые регулируют отдельные виды юридических лиц, содержат положения, указывающие на порядок их государственной регистрации [17, с. 1].

В частности, в п. 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение N 1), утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" [5] (далее - Декрет N 1) определено, что государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением № 1, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Так, например, особенности государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций установлены Банковским кодексом Республики Беларусь [2] (ст. 77 - 83, 89, 107 и другие), страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков - Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности" (далее - Положение о страховой деятельности) [7](п. 14 - 24).Положением о государственной регистрации предусмотрено, что законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности;

Тем не менее, существует перечень юридических  лиц, порядок государственной регистрации которых определяется единым законодательным актом, каковым является Положение № 1. К видам юридических лиц, государственная регистрация которых определяется Положением N 1, относятся:

- акционерные общества;

- общества с ограниченной ответственностью;

- общества с дополнительной  ответственностью;

- полные товарищества;

- коммандитные товарищества;

- унитарные предприятия;

- производственные кооперативы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- государственные объединения;

- ассоциации (союзы);

- потребительские кооперативы,  в том числе садоводческие  товарищества;

- торгово-промышленные палаты;

- учреждения;

- товарищества собственников.

Провозглашенный Декретом N 1 заявительный принцип государственной регистрации предполагает, что она осуществляется в день подачи документов, необходимых для ее проведения. Установлен минимальный пакет необходимых документов, регистрирующие органы не проверяют содержание учредительных документов, так же, как и не проверяют, полностью ли соблюден порядок создания юридического лица. Ответственность за соблюдение порядка создания возложена на учредителей. Данный порядок в соответствии с п. 12 Положения о регистрации включает в себя следующие этапы:

1) согласование с регистрирующим  органом наименования создаваемой организации;

2) определение предполагаемого  места размещения создаваемой  организации;

3) принятие решения  о создании организации и подготовка  ее устава (учредительного договора - для коммерческой организации,  действующей только на основании  учредительного договора);

4) формирование уставного  фонда;

5) обращение за государственной  регистрацией [17, с. 1].

Согласно пункту 18 Положения № 1 заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь. В частности, в заявлении в числе прочих сведений подтверждается, что на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации такой организации) или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства); сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны.

Информация о работе Образование юридических лиц