Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ порядка создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы создания и государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь;
Рассмотреть порядок создания коммерческих организаций;
Исследовать вопросы создания некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5
Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14
Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧАСТНОЕ Учреждение образования
«БИП-ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Факультет повешения квалификации
и переподготовки кадров
Курсовая работа
По дисциплине: «Гражданское право»
На тему: «Образование юридических лиц»
Исполнитель:
Руководитель:
МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5
Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14
Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развивающей рыночной экономики Республики Беларусь юридические лица играют большую роль в социально-экономических процессах, происходящих в обществе. Процессы создания и регистрации юридических лиц регламентированы законодательством. Последние годы усилия государственной власти направлены на наведение порядка в данной сфере в целях, с одной стороны, строгого административного и налогового контроля, с другой стороны – упрощения и ускорения процедуры регистрации юридических лиц.
Порядок образования юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается среди субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения процессов создания и регистрации юридических лиц, анализа нормативной базы, важностью повышения эффективности работы государственных органов в данной сфере. По нашему мнению, значимость выбранной темы едва ли можно переоценить, т.к. именно от качества нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания юридических лиц, напрямую зависит экономическая ситуация в нашем государстве.
Целью работы является комплексный анализ порядка создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Предметом исследования
выступают нормативные правовые
акты Республики Беларусь, а также
доктринальные подходы к
Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Научной основой для исследования, проведенного в курсовой работе, послужило 18 источников.
Общий объем курсовой работы составляет 32 страницы.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЗДАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) юридическим лицом признается организация, которая:
В соответствии со ст. 46 ГК юридические лица в зависимости от цели своей деятельности подразделяются на две группы: коммерческие организации, некоммерческие организации.
Коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации - юридические лица, имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
1) хозяйственных товариществ:
полное товарищество;
коммандитное товарищество;
2) хозяйственных обществ:
акционерное общество (далее - АО) (закрытое (далее - ЗАО), открытое (далее - ОАО));
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО);
общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО);
3) производственных кооперативов;
4) унитарных предприятий;
5) крестьянских (фермерских) хозяйств;
6) иных формах, предусмотренных ГК.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме:
Законодательством Республики Беларусь предусмотрено положение о том, что любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь [1, с. 47].
Нормами права, существующими в нашем государстве, определен порядок (или способ) создания юридических лиц:
1) распорядительный;
2) разрешительный;
3) нормативно-явочный.
Распорядительный способ
При нормативно-явочном порядке
создания юридического лица не требуется
получения разрешения на его образование,
поскольку оно разрешено
Государственная регистрация субъектов хозяйствования - это обязательная установленная законом процедура, направленная на упорядочение предпринимательской деятельности и оптимизацию контроля за ее осуществлением, состоящая в проверке наличия юридических фактов, с которыми закон связывает возможность осуществления предпринимательской деятельности, и в отражении установленных законом сведений о субъектах предпринимательской деятельности в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) [15, с. 3].
Предпринимательская деятельность, осуществляемая при отсутствии государственной регистрации, а равно при отсутствии лицензии (если соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством подлежит лицензированию), признается незаконной предпринимательской деятельностью и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3], а при наличии определенных признаков образует объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь [4], с привлечением к соответствующей ответственности.
Как справедливо отметил Я.И. Функ,
в отечественном
В частности, в п. 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение N 1), утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" [5] (далее - Декрет N 1) определено, что государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением № 1, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Так, например, особенности государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций установлены Банковским кодексом Республики Беларусь [2] (ст. 77 - 83, 89, 107 и другие), страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков - Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности" (далее - Положение о страховой деятельности) [7](п. 14 - 24).Положением о государственной регистрации предусмотрено, что законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности;
Тем не менее, существует перечень юридических
лиц, порядок государственной
- акционерные общества;
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью;
- полные товарищества;
- коммандитные товарищества;
- унитарные предприятия;
- производственные кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- государственные объединения;
- ассоциации (союзы);
- потребительские кооперативы, в том числе садоводческие товарищества;
- торгово-промышленные палаты;
- учреждения;
- товарищества собственников.
Провозглашенный Декретом N 1 заявительный принцип государственной регистрации предполагает, что она осуществляется в день подачи документов, необходимых для ее проведения. Установлен минимальный пакет необходимых документов, регистрирующие органы не проверяют содержание учредительных документов, так же, как и не проверяют, полностью ли соблюден порядок создания юридического лица. Ответственность за соблюдение порядка создания возложена на учредителей. Данный порядок в соответствии с п. 12 Положения о регистрации включает в себя следующие этапы:
1) согласование с регистрирующим
органом наименования создаваем
2) определение предполагаемого места размещения создаваемой организации;
3) принятие решения
о создании организации и
4) формирование уставного фонда;
5) обращение за государственной регистрацией [17, с. 1].
Согласно пункту 18 Положения № 1 заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь. В частности, в заявлении в числе прочих сведений подтверждается, что на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации такой организации) или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства); сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны.