Образование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ порядка создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы создания и государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь;
Рассмотреть порядок создания коммерческих организаций;
Исследовать вопросы создания некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5
Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14
Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30

Файлы: 1 файл

ЮЛ.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

ГК дает пример минимума учредителей - трех. Данное требование относится к созданию производственного кооператива (п. 3 ст. 108 ГК). При этом из п. 1 ст. 107 ГК следует, что членами такой коммерческой организации могут быть лишь физические лица.

Что касается максимально  допустимого количества учредителей, то оно, в целом, не ограничивается. Однако количество участников ЗАО, ООО и ОДО не должно превышать 50 лиц (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 112 Закона о хозяйственных обществах).

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в п. 7 Положения о государственной регистрации содержится норма о том, что коммерческие организации вправе самостоятельно определять размеры своих уставных фондов, за исключением:

  1. закрытых и открытых акционерных обществ;
  2. коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
  3. банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности.

Размер уставного фонда  коммерческих организаций при этом формально может быть любым, что  позволяет значительно сократить  расходы учредителей (участников, собственников  имущества), связанные с формированием уставного фонда, упрощает вхождение в бизнес. В то же время полагаем, что подобный подход несколько снижает гарантийное значение уставного фонда коммерческой организации.

Положением о государственной регистрации предусмотрены нововведения и по порядку формирования уставного фонда коммерческих организаций. Так, на момент осуществления государственной регистрации уставные фонды акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством, других коммерческих организаций - в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) (п. 8 Положения о государственной регистрации).

 

Таким образом, коммерческие юридические лица могут быть образованы только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 46 ГК).

В Республике Беларусь существуют юридические лица, которые могут  учреждаться в любых организационно-правовых формах. Однако важно иметь в виду, что отдельные юридические лица могут быть созданы только в одной или в нескольких определенных организационно-правовых формах. Пункт 12 Положения о регистрации возлагает на учредителей коммерческих организаций обязанность выполнить ряд предрегистрационных процедур, а именно:

- согласовать с регистрирующим  органом наименование организации;

- определить предполагаемое  место ее размещения;

- принять решение о  создании юридического лица и  подготовить его устав либо  учредительный договор;

- сформировать уставный  фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Способ создания некоммерческой организации соответствует общему принципу, заложенному в ГК, однако особенности их образования определяются соответственно законодательством о конкретной форме некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации включает в себя такие этапы, как:

1) принятие решения  о создании некоммерческой организации; 

2) утверждение устава  некоммерческой организации;

3) передача имущества  некоммерческой организации, если  это предусмотрено уставом; 

4) государственная регистрация  некоммерческой организации.

Необходимо отметить, что ГК устанавливает только наиболее общие правила, единые для всех юридических лиц, поэтому предполагается, что порядок создания отдельных видов некоммерческих организаций определяется специальным законодательством, содержащим конкретные правовые нормы.

Некоммерческая организация  может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации соответствующей  некоммерческой организации. Создание некоммерческого юридического лица в результате его учреждения осуществляется только по решению учредителей (учредителя). Учредителями некоммерческих организаций могут выступать одновременно граждане и юридические лица. Исключение составляют общественные и религиозные организации (объединения), где учредителями могут выступать только граждане (ст. 117 ГК), и объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), где учредителями могут быть только юридические лица (ст. 121 ГК).

ГК Республики Беларусь не ограничивает число учредителей некоммерческих организаций. Такое ограничение может быть установлено иными нормативными правовыми актами или следовать из самой сущности некоммерческой организации. ГК не запрещает создание некоммерческой организации одним лицом. Исключение составляют: ассоциации (союзы), религиозные организации, общественные объединения, потребительские общества, для которых минимальное количество участников предусматривается специальным законодательством.

По общему правилу  учредителями некоммерческих организаций  могут быть только дееспособные граждане, то есть те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки, исполнять их, приобретать имущество, распоряжаться им, отвечать за причинение вреда, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.

Для некоммерческих организаций, как и для коммерческих, предусмотрена обязательная государственная регистрация. Однако в отличие от коммерческих организаций регистрация некоммерческих проводится различными государственными органами, в зависимости от формы организации и вида деятельности.

Помимо требований законов  об отдельных видах некоммерческих организаций правила их государственной  регистрации определяются и подзаконными правовыми актами. Факт государственной  регистрации завершает процедуру  создания некоммерческой организации в качестве субъекта гражданских правоотношений. Именно с момента государственной регистрации некоммерческая организация приобретает права юридического лица - иметь в собственности (оперативном управлении) обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом (за исключением учреждений), от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В частности, порядок  создания потребительских обществ  регулируется в Республике Беларусь Законом Республики Беларусь от 25.02.2002 N 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» [9].

В соответствии со ст. вышеуказанного Закона потребительское общество создается  учредителями по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства.

Учредителями потребительского общества могут быть граждане либо граждане и юридические лица. Число  учредителей потребительского общества должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается.

Решение о создании потребительского общества принимается общим собранием  учредителей. Общее собрание учредителей  утверждает устав потребительского общества и избирает органы управления и органы контроля потребительского общества.

Порядок регистрации  общественных объединений регулируется Законом Республики Беларусь от 04.10.1994 N 3254-XII "Об общественных объединениях"[8].

 В качестве учредителей  общественного объединения имеют  право выступать граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного  объединения необходимо:

  1. для международного общественного объединения - не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения;
  2. для республиканского общественного объединения - не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;
  3. для местного общественного объединения - не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.

Учредители общественного  объединения, союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или общее собрание, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании общественного объединения, союза, утверждают название и устав общественного объединения, союза и избирают органы общественного объединения, союза. При создании союза его учредителями также заключается учредительный договор.

Религиозные организации  как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и своими уставами. Необходимо отметить, что вопросы государственной регистрации указанного вида некоммерческих организаций регулирует Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2054-XII  "О свободе совести и религиозных организациях" [10].

Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:

  1. религиозных общин - областные, Минский городской исполнительные комитеты;
  2. религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.

После принятия решения  о регистрации религиозной организации  регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации.

Для регистрации религиозной  общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты, местную  администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о ее регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.

Для регистрации религиозного объединения его учредители подают заявление о регистрации в  республиканский орган государственного управления по делам религий, который  принимает решение в месячный срок.

Монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные  заведения, создаваемые по решению  органов управления религиозного объединения, подлежат государственной регистрации  в порядке, установленном для регистрации религиозных объединений, с учетом особенностей, предусмотренных указанным Законом.

Что же касается фондов, порядок их создания установлен Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 302 "О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов" [6].

Так, данный нормативный  акт закрепил следующие положения. Фонд создается в результате его  учреждения или в результате реорганизации  юридического лица.

Государственная регистрация  фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, осуществляется управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и Министерством юстиции.

Управления юстиции  облисполкомов, Минского горисполкома в соответствии с компетенцией осуществляют:

  1. государственную регистрацию местных фондов;
  2. государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы местных фондов;
  3. представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения местных фондов в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для исключения их из этого регистра;
  4. систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных фондов;
  5. иные функции, связанные с государственной регистрацией и деятельностью местных фондов.

Министерство юстиции  в соответствии со своей компетенцией осуществляет:

  1. государственную регистрацию республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь;
  2. государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь;
  3. систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных, республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь;
  4. взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации фондов;
  5. иные функции, связанные с государственной регистрацией и деятельностью республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь.

Информация о работе Образование юридических лиц