Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ порядка создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы создания и государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь;
Рассмотреть порядок создания коммерческих организаций;
Исследовать вопросы создания некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5
Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14
Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30
В соответствии с пунктом 25 Положения № 1 собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
Документы, которые требуются для регистрации юридического лица:
Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
Регистрирующие органы:
Таким образом, основные положения, регулирующие общественные отношения, которые возникают в связи с образованием юридических лиц, закреплены в главе 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь
В ГК установлены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, зафиксированы требования к составу учредителей и учредительных документов, содержатся общие нормы о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок государственной регистрации (создания) субъектов хозяйствования в Республике Беларусь детально регламентирован в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения. Государственной регистрации подлежат такие субъекты хозяйствования, как создаваемые (реорганизуемые) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальные предприниматели.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Коммерческие юридические лица могут быть образованы только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 46 ГК).
Государственное объединение по общему правилу является некоммерческим юридическим лицом, однако оно может выступать и организационно-правовой формой предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 123-1 ГК). Это происходит в случае принятия компетентным государственным органом решения о признании конкретного государственного объединения коммерческой организацией.
В Республике Беларусь существуют юридические
лица, которые могут учреждаться
в любых организационно-
В Республике Беларусь согласно ч. 1 п. 1 ст. 48 ГК не все юридические лица действуют на основании только устава. Часть 1 ст. 9 ныне действующего Закона о товарных биржах устраняет приведенный изъян посредством ясного указания, что товарная биржа может быть образована только в форме акционерного общества.
Отдельные юридические лица могут быть созданы только в одной или в нескольких определенных организационно-правовых формах. Так, например, фондовая биржа учреждается лишь в форме ОАО (п. 1 ст. 25 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах).
Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия (ст. 71 БК), а небанковская кредитно-финансовая организации - в форме хозяйственного общества (ст. 105 БК).
Некоторые юридические лица в Республике Беларусь вообще не могут быть образованы (к примеру, страховые организации со 100% иностранным капиталом).
В соответствии с п. 12 главы 4 Положения N 1 до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных Положением N 1, собственник имущества, учредители создаваемой коммерческой организации должны принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется на платной основе: взимается государственная пошлина (п. 6 Положения о регистрации). Порядок обращения за регистрацией определен в главе 4 Положения о регистрации. Пункт 12 Положения о регистрации возлагает на учредителей коммерческих организаций обязанность выполнить ряд предрегистрационных процедур, а именно:
- согласовать с регистрирующим органом наименование организации (процедура согласования урегулирована Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154) [12];
- определить предполагаемое
- принять решение о создании
юридического лица и
- сформировать уставный фонд.
Далее следует этап представления регистрационных документов в компетентный регистрирующий орган. При их подаче граждане обязаны предъявить документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица (ч. 5 п. 18 Положения о регистрации).
Следствием введения заявительного принципа государственной регистрации является упразднение института отказа в такой регистрации. Регистрирующий орган наделяется правом не осуществлять данную процедуру лишь по закрытому перечню формальных оснований, а именно в случае (ч. 1 п. 23 Положения о регистрации):
- непредставления всех необходимых регистрационных документов, определенных Положением о регистрации;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В случае принятия решения
о создании хозяйственного общества
следует руководствоваться Зако
Так, согласно ст. 11 Закона "О хозяйственных обществах" учреждение хозяйственного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания.
Решением об учреждении хозяйственного общества должны быть определены:
- порядок осуществления
учредителями совместной
- распределение между
учредителями обязанностей по
подготовке к государственной
регистрации хозяйственного
- размер уставного
фонда, порядок внесения
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества;
- учредитель хозяйственного
общества, уполномоченный на подписание
заявления о государственной
регистрации, в случае, если количество
учредителей хозяйственного
- порядок созыва и
проведения учредительного
Для образования государственных унитарных предприятий одного лишь волеизъявления собственника имущества в лице соответствующего органа управления (государственной организации) недостаточно. Так, решения (проекты решений) о создании республиканских унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий подлежат согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, другими заинтересованными государственными органами (ч. 1 п. 6, ч. 3 п. 10 Положения о создании унитарных предприятий). Аналогичные правовые предписания в отношении коммунальных унитарных предприятий установлены местными исполнительными и распорядительными органами. Именно необходимость согласования решений о создании государственных унитарных предприятий не позволяет назвать способ их образования заявительным. Согласующий орган может как согласовать такое решение, так и выступить против его принятия, например, в случае, если посчитает учреждение юридического лица нецелесообразным. Таким образом, правомерно говорить о том, что государственные унитарные предприятия создаются в Республике Беларусь именно в разрешительном порядке.
Для создания иных
коммерческих организаций