Образование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ порядка создания юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы создания и государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь;
Рассмотреть порядок создания коммерческих организаций;
Исследовать вопросы создания некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общие положения о создании юридических лиц ………………….5
Глава 2 Порядок создания коммерческих юридических лиц ………………14
Глава 3 Порядок создания некоммерческих организаций………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………30

Файлы: 1 файл

ЮЛ.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с пунктом 25 Положения № 1 собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Документы, которые требуются  для регистрации юридического лица:

  1. заявление на согласование наименования;
  2. заявление о государственной регистрации;
  3. копии паспортов учредителей (страницы, содержащие личные данные и сведения о регистрации (прописке); для граждан Российской Федерации необходимо нотариальное удостоверение;
  4. устав;
  5. легализованные доверенности (в случае необходимости), содержащие запись о том, что полномочия лица, выдавшего доверенность, проверены;
  6. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию.

Государственная регистрация  осуществляется следующими регистрирующими  органами:

  1. Национальным банком Республики Беларусь - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
  2. Министерством финансов Республики Беларусь - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
  3. Министерством юстиции Республики Беларусь - торгово-промышленных палат;
  4. администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
  5. облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
  6. облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Регистрирующие органы:

  1. согласовывают наименования коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
  2. осуществляют государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, путем проставления на уставе (учредительном договоре), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штампа и внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3. представляют Министерству юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для исключения их из этого регистра;
  4. обеспечивают систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

 

Таким образом, основные положения, регулирующие общественные отношения, которые возникают  в связи с образованием юридических  лиц, закреплены в главе 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь

В ГК установлены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, зафиксированы требования к составу учредителей и учредительных документов, содержатся общие нормы о государственной регистрации юридических лиц.

Порядок государственной  регистрации (создания) субъектов хозяйствования в Республике Беларусь детально регламентирован  в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения. Государственной регистрации подлежат такие субъекты хозяйствования, как создаваемые (реорганизуемые) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальные предприниматели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ  ЛИЦ

 

Коммерческие юридические  лица могут быть образованы только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 46 ГК).

Государственное объединение по общему правилу является некоммерческим юридическим  лицом, однако оно может выступать и организационно-правовой формой предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 123-1 ГК). Это происходит в случае принятия компетентным государственным органом решения о признании конкретного государственного объединения коммерческой организацией.

В Республике Беларусь существуют юридические  лица, которые могут учреждаться  в любых организационно-правовых формах. Это, в частности, относится к коммерческим организациям с иностранными инвестициями (ч. 2 ст. 77 ИК). Положение о страховой деятельности не предусматривает каких-либо ограничений в отношении страховых организаций.

 В Республике Беларусь согласно ч. 1 п. 1 ст. 48 ГК не все юридические лица действуют на основании только устава. Часть 1 ст. 9 ныне действующего Закона о товарных биржах устраняет приведенный изъян посредством ясного указания, что товарная биржа может быть образована только в форме акционерного общества.

Отдельные юридические лица могут  быть созданы только в одной или  в нескольких определенных организационно-правовых формах. Так, например, фондовая биржа  учреждается лишь в форме ОАО (п. 1 ст. 25 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах).

Банк может создаваться в  форме акционерного общества или  унитарного предприятия (ст. 71 БК), а небанковская кредитно-финансовая организации - в форме хозяйственного общества (ст. 105 БК).

Некоторые юридические  лица в Республике Беларусь вообще не могут быть образованы (к примеру, страховые организации со 100% иностранным капиталом).

В соответствии с п. 12 главы 4 Положения N 1 до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных Положением N 1, собственник имущества, учредители создаваемой коммерческой организации должны принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется на платной основе: взимается государственная пошлина (п. 6 Положения о регистрации). Порядок обращения за регистрацией определен в главе 4 Положения о регистрации. Пункт 12 Положения о регистрации возлагает на учредителей коммерческих организаций обязанность выполнить ряд предрегистрационных процедур, а именно:

- согласовать с регистрирующим органом наименование организации (процедура согласования урегулирована Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154) [12];

- определить предполагаемое место  ее размещения;

- принять решение о создании  юридического лица и подготовить его устав либо учредительный договор;

- сформировать уставный фонд.

Далее следует этап представления  регистрационных документов в компетентный регистрирующий орган. При их подаче граждане обязаны предъявить документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица (ч. 5 п. 18 Положения о регистрации).

Следствием введения заявительного принципа государственной  регистрации является упразднение  института отказа в такой регистрации. Регистрирующий орган наделяется правом не осуществлять данную процедуру лишь по закрытому перечню формальных оснований, а именно в случае (ч. 1 п. 23 Положения о регистрации):

- непредставления всех  необходимых регистрационных документов, определенных Положением о регистрации;

- оформления заявления  о государственной регистрации  с нарушением требований законодательства;

- представления документов  в ненадлежащий регистрирующий  орган.

В случае принятия решения  о создании хозяйственного общества следует руководствоваться Законом "О хозяйственных обществах" [11]. В этом случае документами, подтверждающими принятие решение о создании (учреждении) коммерческой организации, будут протоколы, оформленные и подписанные всеми учредителями по результатам проведенных собраний: собрания учредителей (собрание, на котором принимается решение об учреждении хозяйственного общества) и учредительного собрания.

Так, согласно ст. 11 Закона "О хозяйственных обществах" учреждение хозяйственного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания.

Решением об учреждении хозяйственного общества должны быть определены:

- порядок осуществления  учредителями совместной деятельности  по созданию хозяйственного общества, их права и обязанности по  созданию хозяйственного общества, в том числе порядок подготовки проекта устава хозяйственного общества;

- распределение между  учредителями обязанностей по  подготовке к государственной  регистрации хозяйственного общества, в том числе по согласованию  в установленном порядке наименования  хозяйственного общества, открытию временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда, по совершению иных действий, установленных законодательством;

- размер уставного  фонда, порядок внесения учредителями  вкладов в уставный фонд;

- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества;

- учредитель хозяйственного  общества, уполномоченный на подписание  заявления о государственной  регистрации, в случае, если количество  учредителей хозяйственного общества  более трех и ими принято  решение уполномочить одного  из них на подписание указанного заявления;

- порядок созыва и  проведения учредительного собрания  хозяйственного общества.

Для образования государственных  унитарных предприятий одного лишь волеизъявления собственника имущества  в лице соответствующего органа управления (государственной организации) недостаточно. Так, решения (проекты решений) о создании республиканских унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий подлежат согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, другими заинтересованными государственными органами (ч. 1 п. 6, ч. 3 п. 10 Положения о создании унитарных предприятий). Аналогичные правовые предписания в отношении коммунальных унитарных предприятий установлены местными исполнительными и распорядительными органами. Именно необходимость согласования решений о создании государственных унитарных предприятий не позволяет назвать способ их образования заявительным. Согласующий орган может как согласовать такое решение, так и выступить против его принятия, например, в случае, если посчитает учреждение юридического лица нецелесообразным. Таким образом, правомерно говорить о том, что государственные унитарные предприятия создаются в Республике Беларусь именно в разрешительном порядке.

 Для создания иных  коммерческих организаций требуется  не менее двух учредителей.  К таким юридическим лицам  относятся хозяйственные товарищества  и общества. Однако состав учредителей  товариществ и обществ разнится в другом отношении. Если учредителями хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах могут выступать физические и (или) юридические лица (ч. 2 п. 4 ст. 63 ГК), то участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ч. 1 п. 4 ст. 63 ГК). Это предопределяется особенностями хозяйственного товарищества как организационно-правовой формы, дающей возможность по общему правилу любому полному товарищу заниматься предпринимательской деятельностью под общей фирмой.

Информация о работе Образование юридических лиц