Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 01:27, реферат

Описание работы

Цель работы ознакомиться с общей характеристикой конституционного права зарубежных стран.
Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники и систему конституционного права зарубежных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
I. Определение конституционного права зарубежных стран,
его сущность назначение…………………………………………………….4
II. Источники конституционного права зарубежных стран…………….....7
III. Субъекты конституционного права, классификация и особенности.11
IV. Место и роль конституционного права в правовых системах.
Влияние международного права на конституционное право
в разных странах…………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………..………………….....26

Файлы: 1 файл

Реферат КПЗС.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

ФГАОУ ВПО  Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного права и прав человека

 

Дисциплина: «Конституционное право зарубежных стран»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: "Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран "

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 - го курса

                                                            группы 05.12 - 1002                        

                                                                           Гасимова Венера Ринатовна

                                            

                                                          Преподаватель: Загидуллин Рустем Ильдусович                                

 

 

 

Казань 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

I. Определение конституционного права зарубежных стран,

    его сущность  назначение…………………………………………………….4

II. Источники конституционного права зарубежных стран…………….....7

III. Субъекты конституционного права, классификация и особенности.11

IV. Место и роль конституционного права в правовых системах.

     Влияние международного  права на конституционное право 

     в разных  странах…………………………………………………………....20

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………..………………….....26

 

 

Введение

 

 

 Конституционное (государственное) право зарубежных стран возникло и развивалось под влиянием западных либерально-индивидуалистических концепций, выдвигавших на первый план естественные неотчуждаемые права человека. В данной отрасли права рассматриваются и конституционно-правовые основы общественного строя того или иного государства, взаимодействие ветвей власти. Отсюда мы видим, что конституционное право определяет структуру, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею гражданина. Конституционное право вводит в действие основные правовые институты, функционирование которых регулируется другими отраслями права. Так, например, в нормах административного, гражданского, трудового и других отраслей права конкретизируются положения, сформулированные в конституционном праве.

Актуальность данной темы заключается в том, что Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется, прежде всего, особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся  в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

Цель работы ознакомиться с общей характеристикой конституционного права зарубежных стран.

Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники и систему конституционного права зарубежных стран.

 

 

I. Определение конституционного права зарубежных стран, его сущность назначение

 

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определённую группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования. Своё название конституционное право получило от особого юридического документа – конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает в себя множество правовых актов – законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совет и т.д. Итак, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность – коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) – общество – государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на неё в формах, определённых конституцией.1

В рамках самого КП происходит определённая группировка норм по институтам. Вообще, понятие «институт» в науке имеет два значения:

1)орган. Институты ЕС - учреждения  с правом издания нормативных  актов и все остальные органы.

2)группа норм, регулирующих отдельные  сферы.

Отдельные группы норм КП настолько подробно урегулированы, что их часто называют правом (избирательное право), хотя они и остаются институтами КП и объектами нашего изучения.

Под предметом данной отрасли права понимаются те общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Нормы КП регулируют те общественные отношения, которые возникают в связи с утверждением и закреплением основ конституционного строя, гарантией основных прав и свобод человека, формированием и функционированием публичной власти. Эти отношения носят публично-правовой (т. е. преимущественно и главным образом политический) характер. Всегда, когда в общественные отношения вторгается публичная власть, эти отношения политизируются (почему часто и говорят на Западе, что КП – это политическое право).

Иначе говоря, КП – такая отрасль права, которая предопределяет направленность правового регулирования других отраслей права. И если в Конституции указывается на характер форм собственности и их статус, то это не значит, что оно будет регулировать экономические отношения, а лишь то, что оно регулирует отношения, приобретающие особую общественную значимость, т. е. политические отношения.1

Следовательно, конституционное право как отрасль права –  это система норм, регулирующих преимущественно и главным образом общественные политические отношения, связанные с основами общественного и государственного строя, гарантией основных прав и свобод человека, формированием государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления.

При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему

Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Подразделение конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран.

 

 

 

 

 

       II. Источники конституционного права зарубежных стран

 

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские страны), как и следует из названия данной отрасли права, служит конституция – основной закон.

Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает «выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно». Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.1

 К другим источникам относятся:

1) законы:

а) конституционные – вносят изменения в конституцию или дополняют её;

В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях  Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других

б) органические – принимаются в усложнённом порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом;

в) обыкновенные – регулируют отдельные вопросы, ZB., закон о выборах президента;

г) чрезвычайные – согласно самой конституции, эти законы могут отступать от её положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.

2) внутригосударственные публично-правовые  договоры (ZB., Конституционный договор между Молдавией и самопровозглашённой Приднестровской республикой о том, что последняя остаётся в составе Молдавии);

3) регламенты парламентов и их  палат – устанавливают внутреннюю  организацию и процедуру работы  парламентов;

4) акты главы государства и исполнительной власти – указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, ZB., постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей; особая роль принадлежит актам главы государства и исполнительной власти, имеющим характер закона: издаются или на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).  Во Франции президентские ордонансы, юридически приравненные по своей  обязательной силе к парламентским актам, играют роль важнейших источников государственного права. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная униноминальная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы;

5) акты органов конституционного  контроля – конституционных судов, советов, дающих официальное толкование конституции и признающих те или иные законы (не) соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно  в англосаксонском праве) – решения  судов высоких инстанций, публикуемые  ими и становящиеся основой  для принятия другими судами  аналогичных решений по подобным делам; в некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, в особенности в области административного права; такие нормы создаёт и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;

7) конституционный обычай –  сложившееся в практике единообразной  деятельности органов государства  правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения; обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писанных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии; в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран – священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и  лишь в отдельных странах суды  основывают свои решения по  конституционным вопросам не  только на правовых актах, но  и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например  Европейская конвенция о правах  человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР  о процедуре объединения Германии  и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском Союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (Международные пакты о правах человека).1

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       III. Субъекты конституционного права, классификация и особенности

 

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно- (государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Информация о работе Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран