Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 01:27, реферат

Описание работы

Цель работы ознакомиться с общей характеристикой конституционного права зарубежных стран.
Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники и систему конституционного права зарубежных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
I. Определение конституционного права зарубежных стран,
его сущность назначение…………………………………………………….4
II. Источники конституционного права зарубежных стран…………….....7
III. Субъекты конституционного права, классификация и особенности.11
IV. Место и роль конституционного права в правовых системах.
Влияние международного права на конституционное право
в разных странах…………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………..………………….....26

Файлы: 1 файл

Реферат КПЗС.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом.

В президентской республике президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров.

4. Место и роль конституционного  права в правовых системах. Влияние  международного права на конституционное  право в разных странах

 

Международное право признается в качестве части национального законодательства, которое не противоречит конституции и позднее принятым внутренним законам, а также признается судами. Суды обязаны признавать международный договор внутренне применимым правом уже в силу самой конституции.

Существенным признаком и особенностью теории адаптации является то, что рецепция международного права происходит без изменения содержания норм. Государство посредством нормативного акта открывает международному праву путь во внутригосударственный правопорядок, не превращая его во внутреннее право.

Международное право противопоставляется национальному праву по двум основаниям. Первое из них - регулируемые ими отношения.1

 Национальное право регулирует  отношения внутри государств, т.е. между физическими и юридическими лицами, а также между последними и самим государством. Предметом же международного права являются отношения между последними и самим государством. Вторым основанием являются источники обязательности обоих правопорядков: если источником нормативности внутригосударственного права является государственная воля, то в международном праве нормативность зависит от общности воль государств, определяется “общей волей”.

Обычное международное право вводится, таким образом, в состав источников права во внутренней сфере и подлежит непосредственному применению судами.

Принцип этот был подвергнут значительному ограничению за счет сужения сферы действия обычного международного права. В английском и американском праве было создано несколько прецедентов, согласно которым применение обычных норм международного права возможно, если они не противоречат положениям внутренних законов.

В странах континентальной Европы трансформация обычных норм происходит в большинстве случаев на конституционном уровне. Так, статья 25 Основного Закона ФРГ провозглашает общие правила международного права составной частью федерального права. Они обладают приоритетом перед законами и создают права и обязанности для жителей федеральной территории непосредственно. Статья 10 Конституции Италии определяет: “Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права”. Идентичные формулировки содержатся в статье 9 австрийской и в статье 7 испанской

Конституций. В США, где по Конституции договор и внутренний закон имеют равную силу, коллизионный вопрос решается также, что в случае издания позднего внутреннего акта, противоречащего договору, применению судом подлежит внутренний закон, при условии, что невозможно разумное согласование расходящихся положений.

Кроме проблемы разграничения самоисполнимых и несамоисполнимых международных договоров американская юридическая практика постоянно сталкивается с вопросом о том, имеют ли положения международных договоров преимущество перед нормами федеральных законодательных актов США в случае возникновения противоречия между ними. Ведь формально в соответствии со статьей 6 Конституции Соединенных Штатов они обладают одинаковой юридической силой.

Практике государств известно и непосредственное применение договорного права во внутригосударственной сфере. По голландскому конституционному праву договоры, которые по своему содержанию могут обязывать всех лиц, становятся обязательными во внутригосударственной сфере с момента их опубликования. Речь идет о приоритете договора, создающего права и обязанности непосредственно для субъектов национального права, перед национальным законом, хотя бы последний и был принят после вступления в действие договора. При этом договор не требует специального права.

Приоритет международного договора перед национальным законом установлен во французской правовой системе. Согласно статье 55 Конституции надлежащим образом ратифицированный международных договор превалирует перед национальными законами с момента опубликования, при условии, что договор применяет партнером по договору. Условие взаимности презюмируется, что ведет к тому, что договору в большинстве случаев должно быть дано предпочтение в процессе правоприменения. Если договор конкурирует с положением позднее принятого закона, то применению подлежит договор. В случае же коллизии договора с ранее принятой нормой национального права применяется последняя, при условии невозможности такого ее толкования, которое бы элиминировало коллизию.

Целый ряд государств закрепили приоритет норм пактов и конвенций, к которым они присоединились, перед национальным законодательством. В некоторых государствах признавался приоритет общепризнанных принципов международного права перед их национальной правовой системой.

Однако многие страны такого приоритета до сих пор не признают; к их числу относятся страны Северной Европы. В этих странах общепризнанные принципы международного права, заключаемые договоры, пакты, к которым они присоединились, должны быть имплементированы в текущее законодательство.1

Сказанное относится не только к такой стране, как Норвегия, где до сих пор действует Конституция 1814 года, хотя и со значительными изменениями и дополнениями, но и к странам, где конституции приняты в послевоенное время (Конституция Дании в 1953 года; «Форма правления Швеции» 1974 года; Основной закон Финляндской Республики 1999 года).

Аналогичный подход отмечается в других странах Северной Европы. Так, Регламент Эдускунты (парламента) предусматривает, что при обсуждении предложения о международных обязательствах Финляндии и проекта закона об их вступлении в силу предложение о международных обязательствах проходит лишь в одном чтении, в то время как законопроект требует второго чтения.

Таким образом, практика зарубежных стран наглядно показывает, что государства осуществляют следующие процедуры:

- предварительная проверка, особенно  со стороны конституционных судов, конституционности положений договора  с тем, чтобы в случае возникновения  коллизий между договором и  положениями конституции, в конституцию можно было бы внести поправки до принятия международного обязательства (Франция, Венгрия, Италия, Болгария, Испания, Румыния);

- включение в конкретные законодательные  акты положения, предусматривающего, что эти акты будут лишь использоваться в том случае, если они не будут противоречить регулирующим этот же самый вопрос или вопросы международным конвенциям, участниками которых является соответствующее государство (Румыния, Чехословакия, Албания);

- толкование актов административными органами, и особенно судами таким образом, чтобы они согласовывались с положениями договора, что является свидетельством решимости государства уважать международные обязательства и обеспечить почетное место для этих обязательств во внутренней правовой системе.

- государства оставляют за собой  прерогативу определять объем  трансформируемого обычного международного  права. Именно внутреннее право  определяет статус международных  норм во внутригосударственной  сфере;

- страны континентальной правовой  системы признают приоритет обычного международного права перед национальным законом. Общепризнанные нормы международного права признаются универсальным ориентиром, неким идеологическим маяком для развития национальных правовых систем. Поэтому государства признают особый статус обычных норм.

Общепринятым является принцип толкования национальных норм в соответствии с международным правом. Интерпретация законов, демонстрирующая дружественное отношение к международному праву, заключается в презумпции, что законодатель не имеет намерения нарушать международные обязательства; во избежание возможных коллизий между международным и внутренним правом обычно в первую очередь прибегают к интерпретации норм позволяющей решить противоречие в пользу международного права.1

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрена общая характеристика  конституционного права  зарубежных стран.

Изучение конституционного (государственного) права зарубежных стран помогает повышению профессиональной квалификации юристов, развивает умение мыслить правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности государства и должностных лиц.

Теоретическая и практическая значимость подлинно научного анализа политических систем и конституционного права зарубежных стран приобрела особую важность в современное время, поскольку знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно - правового регулирования в России и др. странах с учётом их конкретных условий.

В курсе конституционного права зарубежных стран изучаются государственно-правовые системы зарубежных стран. Главная цель изучения курса состоит в углублении теоретических знаний о различных видах форм правления и национально- государственного устройства зарубежных стран, о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, политической и социальной систем общества, избирательном праве и избирательных системах, о высших и местных органов государственной власти, о различных видах органов местного самоуправления, их компетенции и правоотношениях.

Таким образом, мы выяснили что, место и роль конституционного права в современных правовых системах очень велика и в связи с этим актуальность изучения конституционного (государственного) права зарубежных стран просто не оспоримый факт.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С.  Государство и право – М., 2003.
  1. Баталов Э. Парламент и президент в конституциях зарубежных стран // Российская Федерация, №5., 1998. 
  1. История государства и права зарубежных стран Ч.1 / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, Жидкова О.А.  - М.: Изд-во МГУ, 2000.
  2. Конституция Российской Федерации  - М., 1995.
  1. Конституции зарубежных государств. Издание 2–ое, исправленное и дополненное – М., 1999.
  1. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Зерцало, 1997.
  2. Лазарев В.В.  Теория конституционного права зарубежных стран -Новый юрист,2005.
  1. Литовченко Л. Г. Конституционное право зарубежных стран - Караганда, 2006.
  1. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран – М., 2001.
  2. Матузов Н.И. , Малько А.В.  Конституционные права стран зарубежья – СПб.,  1997.
  3. Мокрушин Г.Д. Монархия и ее роль в истории - Омск, 1999.
  4.   Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран – М., 1998. 
  1. Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие  -  М., 1995.
  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова - М.: ”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1999.
  2. Хрестоматия по конституционному праву зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского  - М.: Юрид. лит., 1997.

 

1 См.: История государства и права зарубежных стран Ч.1 / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, Жидкова О.А.  - М.: Изд-во МГУ, 2000. С.123

 

1 См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран – М., 2001. С.139

 

1 См.: Хрестоматия по конституционному праву зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского  - М.: Юрид. лит., 1997. С. 190

 

1 См.: Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран – М., 1998.  С.207

 

1 См. : Лазарев В.В.  Теория конституционного права зарубежных стран -Новый юрист,2005. С.166

 

1 См.: Баталов Э. Парламент и президент в конституциях зарубежных стран // Российская Федерация, №5., 1998. С. 147

 

1 См.: Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран – М., 1998. 

1 См.: Хрестоматия по конституционному праву зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского  - М.: Юрид. лит., 1997. С.221

 

1 См.: История государства и права зарубежных стран Ч.1 / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, Жидкова О.А.  - М.: Изд-во МГУ, 2000. С.170-171

 

1 См.: Конституции зарубежных государств. Издание 2–ое, исправленное и дополненное – М., 1999. С. 108

 

1 См. : Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран – М., 2001. С.194

 

 


 



Информация о работе Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран