Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 01:27, реферат

Описание работы

Цель работы ознакомиться с общей характеристикой конституционного права зарубежных стран.
Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники и систему конституционного права зарубежных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
I. Определение конституционного права зарубежных стран,
его сущность назначение…………………………………………………….4
II. Источники конституционного права зарубежных стран…………….....7
III. Субъекты конституционного права, классификация и особенности.11
IV. Место и роль конституционного права в правовых системах.
Влияние международного права на конституционное право
в разных странах…………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………..………………….....26

Файлы: 1 файл

Реферат КПЗС.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Высшие государственные органы в зарубежных странах : парламент, главы государства и правительства.

Рассмотрим  подробнее высшие государственные органы зарубежных стран.

Глава государства

В системе высших органов государства юридически первое место занимает глава государства. Это высшее должностное лицо, выступающее в качестве верховного представителя государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Хотя главы государств занимают первое место в системе высших органов государства, его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства (США, большинство латиноамериканских стран, Республика Нигер и др.). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.). Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений.

Глава государства – конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого–либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила. 

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость, нейтральность. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он “возглавляет” и “представляет” государство находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее партийными сделками, парламентскими скандалами, избирательными треволнениями. Повсеместно в зарубежных странах существует индивидуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно.  Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отличается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной  власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха.1

Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке.  Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.

        В странах  с республиканской формой правления  главой государства является  президент, который, как высшее должностное  лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота. В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента. Прямые выборы  Косвенные выборы Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту. 1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Израиле, Турции, Ливане.

2. Для избрания президента создается  избирательная коллегия, состоящая  из депутатов парламента и  представителей органов честного  самоуправления крупнейших административно - территориальных единиц.  Итальянской Республики 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ.  Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны. Анализируя существующие в настоящее время системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.

Характеризуя монарха, необходимо учесть его привилегию неответственности, беспартийность, наличие регалий (трон, скипетр и др.), выделение средств из ежегодного бюджета на личные нужды короля и содержание двора (цивильный лист), регентство. О регентстве хотелось бы сказать особо. Если монарх несовершеннолетний или не достиг определенного возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период назначается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.1

Президент как глава государства в странах с республиканской формой правления в отличие от монарха всегда избирается. В президентских республиках – это ²сильный² президент, он фактически, а часто и юридически возглавляет правительство (конечно, может существовать должность ²административного² премьер–министра, как например в Египте, но политику правительства определяет не он, а президент). В парламентарной республике – ²слабый² президент, его акты не имеют юридической силы, если не скреплены подписью премьер–министра, несущего ответственность за их исполнение.

     Парламент

      Все зарубежные  конституции наделяют парламент  законодательными полномочиями  принятие законов является главной  задачей парламента. Теоретически  только парламент обладает суверенным  правом принимать законы.

1. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента. Однако по мере того, как исполнительная власть укреплялась, финансовые полномочия во все возрастающей степени переходили от парламента к правительству. В современных индустриально развитых государствах подготовка и исполнение бюджета и все остальные финансовые полномочия почти полностью перешли в руки правительства. В сфере финансовой деятельности парламенту принадлежит большей частью пассивная роль.

2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он в этой области играет чисто номинальную роль. Парламент не может играть более активной роли1.

В сфере бюджетных отношений (как и в других сферах) уже потому, что он не обладает надлежащим информационным обеспечением.

3. Контроль над деятельностью  правительства является одним  из наиболее важных полномочий  парламента. Парламентский контроль  над деятельностью правительства  присущ лишь демократическому  политическому режиму. Конкретное  выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы  контроля над деятельностью правительства.

Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы:

1. парламенты с абсолютно определенной  компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в  противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. (конгресс США).

2. парламенты с абсолютно неопределенной  компетенцией, т.е. те парламенты, которые  юридически располагают неограниченными  полномочиями и имеют право  издавать законы по любому  вопросу. Великобритании и Новой  Зеландии, Италии, Ирландии.

3. Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции индийский парламент, парламент ФРГ.

Правительство

Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в политической системе  необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями.

1. Отношения правительства с  парламентом зависят от формы  правления. В президентских республиках  правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем  и не несет за свою деятельность  ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. Притом, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

2. Отношения правительства с  главой государства могут быть  рассмотрены только применительно  к парламентским странам. В президентских  республиках президент лично  возглавляет правительство. В парламентских  странах глава государства может  осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства.

3. Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. Объем компетенции органа конституционного надзора и степень обязательной силы его решений также оказывают определенное влияние на отношения его с правительством.

4. Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. - В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину.  В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует.

 Правительство в президентских  республиках осуществляет контроль  над парламентом не через партийные  фракции, а непосредственно, причем  этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Анализ фактического положения правительства в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.1

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство - в Чехии, Колумбии, Российской Федерации, Кабинет - в Японии, Совет Министров - в Индии, Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе, Государственный совет - в Китае, Федеральное правительство - в Германии, Федеральный совет - в Швейцарии, Административный совет - в Корейской Народной Демократической Республике и так далее. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и другие. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании правительство под  председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра - Советом министров.

Информация о работе Общая характеристика конституционного (государственного) права зарубежных стран