Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:13, курсовая работа
Описание работы
Предметом курсовой работы являются избирательные правоотношения как в целом, так и в сфере борьбы с правонарушениями, а также существенные закономерности механизма юридической ответственности за нарушения норм избирательного права; - критерии, позволяющие определить юридическую ответственность за нарушения норм избирательного права как межотраслевой комплексный правовой институт; правовое положение некоторых субъектов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I ИЗИБРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 Понятие, предмет и система избирательного права Российской Федерации 7 1.2 Принципы избирательного права РФ 12 ГЛАВА II ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15 2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства 15
ГЛАВА I
ИЗИБРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
Понятие, предмет и система избирательного права
Российской
Федерации 7
1.2 Принципы
избирательного права РФ 12
ГЛАВА II
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2.1. Общая
характеристика ответственности
за нарушение избирательного законодательства
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
29
ВВЕДЕНИЕ
Становление подлинно демократической
политической системы изначально предполагает
активное участие граждан в формировании
публичных институтов государственной
власти и контроле за их деятельностью.
Если обратиться к истории отечественного
избирательного права, то бесспорным и
очевидным является факт, что многие годы
выборы в нашей стране проводились на
правовой базе, состоявшей, в основном,
из декларативных норм и положений. В современных
же исторических условиях переход к реальным
демократическим и, что самое главное,
контролируемым на всех стадиях выборам
потребовал, во-первых, существенных изменений
в самом избирательном законодательстве;
во-вторых, бережного подхода и точности
применяемых на практике юридических
конструкций. В настоящее время выборы
из формальной процедуры формирования
органов публичной власти превращаются
в институт народовластия, способ реализации
политической правосубъектности граждан,
конституционную основу государственного
строя.1 Такое понимание выборов наполняет
демократию подлинным содержанием, позволяет
реализовать активную общественную позицию
самого гражданина. В регулировании демократического
перехода к современным формам государственности
особо важная роль принадлежит именно
институтам непосредственной демократии,
благодаря которым власть и граждане сосуществуют
в режиме постоянного диалога и взаимоконтроля.
Особую роль в процессе выборов играют
гарантии избирательных прав, то есть
«установленные Конституцией Российской
Федерации, законом, иным нормативным
правовым актом условия, правила и процедуры,
обеспечивающие реализацию избирательных
прав граждан Российской Федерации».2
1Вишняков
А.А. Развитие избирательного права и законодательства:
итоги и перспективы // Избирательное право
и избирательный процесс в решениях Конституционного
Суда Российской Федерации 2006 г.
2 П.
11 ст. 2 Федерального закона Федеральный
закон от 12.06.2002 г. N67 ФЗ в редакции от 04.06.2014
г. «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации».
Действующим законодательством предусмотрена
целая система различных гарантий. Можно
выделить политические, экономические,
информационные; большое значение имеют,
несомненно, и правовые гарантии, предусматривающие
юридическую (правовую) ответственность
за нарушения норм избирательного права
(избирательного законодательства). К
сожалению, однако, пока ещё применение
юридической ответственности за нарушения
норм избирательного права недостаточно
прочно вошло в повседневную практику
правоохранительных органов.
В настоящее время существует потребность
глубокого научного осмысления того опыта
по применению юридической ответственности
за нарушения законодательства о выборах,
который был накоплен за небольшой, но
насыщенный избирательной практикой отрезок
времени. Так, еще до сих пор в специальной
литературе отсутствует чёткое определение
понятия юридической ответственности
за нарушения избирательного законодательства,
не установлено её место в системе.
Можно сказать, что юридическая ответственность
за нарушения норм избирательного права
представляет собой малоизученную область
юридической науки и правоприменительной
деятельности. В юридической науке данная
проблема до настоящего времени комплексному
исследованию ещё не подвергалась. Она
рассматривалась лишь в некоторых работах,
посвященных отдельным аспектам этого
многогранного правового явления. Отсюда
- потребность в целостном научном исследовании
вопросов возможного реагирования государственных
органов на правонарушения в сфере избирательного
права. Особая актуальность темы обусловлена
также законодательными новеллами последнего
времени, внесёнными как в избирательное
законодательство, так и в законодательство
о юридической ответственности.3
3Федеральный
закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».
Следует отметить, что порядок реализации
юридической ответственности за нарушения
избирательного законодательства установлен
не только конституционным правом, но
и административным, уголовным, гражданским.
Но, поскольку, любое нарушение избирательного
законодательства в той или иной степени
посягает на конституционное право граждан
избирать и быть избранными в органы государственной
власти, то
избирательные права граждан являются
родовым объектом нарушений норм избирательного
права.
Предметом курсовой работы являются
избирательные правоотношения как в целом,
так и в сфере борьбы с правонарушениями,
а также существенные закономерности
механизма юридической ответственности
за нарушения норм избирательного права;
- критерии, позволяющие определить юридическую
ответственность за нарушения норм избирательного
права как межотраслевой комплексный
правовой институт; правовое положение
некоторых субъектов юридической ответственности
за нарушения норм избирательного права;
фактические и юридические основания
привлечения субъектов к юридической
ответственности; механизм реализации
различных видов юридической ответственности;
деятельность судов по защите избирательных
прав граждан и иных участников избирательных
- отношений; юридический состав различных
правонарушений; особенности реализации
различных видов юридической ответственности
за нарушения норм избирательного права;
особенности реализации правовой ответственности
в отношении юридических лиц.
Следует отметить, что за пределами предмета
исследования оставлены вопросы юридической
ответственности за нарушения законодательства
о референдуме и отзыве выборных должностных
лиц, представляющие соответственно референдумное
и отзывное право.4
4Вишняков
А.А. Развитие избирательного права и законодательства:
итоги и перспективы // Избирательное право
и избирательный процесс в решениях Конституционного
Суда Российской Федерации (1992-1999). M. 2006
г.
Цель исследования — анализ правового
регулирования и практического применения
юридической ответственности за нарушения
норм избирательного права, обнаружение
пробелов в отечественном законодательстве
о выборах, разработка рекомендаций по
их устранению, выявление коллизий между
различными нормативными актами.
ГЛАВА I ИЗИБРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие, предмет и система избирательного
права Российской Федерации
Существенным условием становления и
развития демократического правового
государства в Российской Федерации является
юридическое обеспечение обязательного
(императивного) проведения выборов как
единственного допустимого легитимного
способа делегирования власти народа
представительным государственным органам
и органам местного самоуправления. Свободные,
периодические, справедливые и нефальсифицированные
выборы становятся обязательным атрибутом
современной российской государственности,
что объективно способствует повышению
роли и значения опосредующего их избирательного
права, образующего юридический фундамент
формирования и функционирования всех
институтов системы представительной
демократии.
Избирательное право и сопутствующее
ему законодательство без всякого преувеличения
приобретает особый социально-политический
статус и, как следствие, вполне обоснованно
претендуют на самостоятельное предназначение
в публично-правовой системе России. Все
это объясняет повышенный интерес, который
привлекает к себе избирательная проблематика
в юридической научной литературе. Вместе
с тем, несмотря на значительный объем
исследований современного состояния
российской избирательной системы до
сих пор многие принципиальные вопросы
юридической стороны избирательных отношений
освещаются и преподносятся фрагментарно
и весьма противоречиво. Это касается
даже таких отправных начал в уяснении
существа избирательного права как объективного
правового феномена, которые связаны с
его предметом, содержанием и местом в
правовой системе Российской Федерации.
Попытки определить понятие объективного
избирательного права уже неоднократно
предпринимались в отечественной правовой
науке. При этом, как правило, они преимущественно
ограничивались констатацией того очевидного
факта, что российское избирательное право
неразрывно связано с осуществлением
предусмотренного Конституцией Российской
Федерации права граждан избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.5
Следует обратить внимание на то обстоятельство,
что далеко не все охватывающие реализацию
избирательных прав российских граждан
фактические общественные отношения требуют
для своего возникновения и развития правового
вмешательства. Совершенно очевидно, что
выборы, как социально-политический институт,
и избирательное право, как совокупность
обеспечивающих их проведение юридических
норм, выступают в качестве взаимозависимых,
но не рядоположенных понятий и явлений.
Первое относится к фактической стороне
организации публичной власти, точнее,
осуществления принципов политической
свободы в области организации и функционирования
представительной демократии.
Второе связано с ее конституционно-правовыми
проявлениями, включающими в себя юридические
характеристики субъекта и объекта политического
избирательного права, содержания и структуры
политических избирательных отношений,
обретающих вследствие этого форму правоотношений.
Между фактическими избирательными отношениями
и предметом избирательного права нет
и не может быть жесткой корреляции. Как
следствие, при определении роли избирательного
права в регулировании складывающихся
в ходе выборов разнообразных общественных
отношений необходимо исходить из того,
что его юридический эффект рассчитан
только на те из них, которые объективно
не могут существовать вне правового состояния.
Поэтому утверждение о том, что избирательное
право рассчитано на регламентацию отношений,
составляющих процесс организации и проведения
выборов, нуждается в существенном уточнении.
5 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием .
Говоря о предмете избирательного
права нельзя не отметить также следующее
обстоятельство. Действующее избирательное
законодательство не содержит исчерпывающего
перечня видов выборов в Российской Федерации
и тем самым оставляет открытым вопрос
о возможных масштабах использования
данного демократического института в
конституциировании субъектов политической
власти.
Понятием выборов в российских условиях
охватываются выборы Президента Российской
Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, иные
федеральные государственные органы и
государственные органы субъектов Российской
Федерации, предусмотренные Конституцией
России, конституциями, уставами субъектов
Федерации и избираемые непосредственно
гражданами Российской Федерации, а также
выборы в органы местного самоуправления,
проводимые на основе законов, соответствующих
уровню выборов.6
Избирательное право является их универсальным
регулятором, распространяется на проведение
выборов любого вида и уровня и имеет предметом
своего специфически юридического воздействия
весь спектр избирательных отношений,
опосредующих любые избирательные кампании,
в той мере, в какой это объективно необходимо
в интересах обеспечения гражданского
доверия выборным политическим институтам,
придания легитимного характера механизму
их формирования и функционирования.