Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы являются избирательные правоотношения как в целом, так и в сфере борьбы с правонарушениями, а также существенные закономерности механизма юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
- критерии, позволяющие определить юридическую ответственность за нарушения норм избирательного права как межотраслевой комплексный правовой институт; правовое положение некоторых субъектов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ИЗИБРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
Понятие, предмет и система избирательного права
Российской Федерации 7
1.2 Принципы избирательного права РФ 12
ГЛАВА II ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: публично-правовую ответственность избирательных комиссий и публично-правовую ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах можно подразделить на:  административную ответственность физических лиц и административную ответственность юридических лиц.

В свою очередь административная ответственность физических лиц делится на: административную ответственность граждан и  административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц).

Рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

 

2.2. Конституционно-правовая, административная и уголовная  ответственность за нарушение  избирательного законодательства.

Конституционно-правовая ответственность кандидатов и избирательный объединений (блоков) за нарушение избирательного законодательства. Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».10

Мерой ответственности кандидата является отмена решения о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности кандидата, который допустил нарушение избирательного законодательства, выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Отменяя решение о регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия реализует юрисдикционную функцию.

Применение санкции избирательного права в виде отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) допустимо в порядке и на основаниях, определенных законом, а также не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.

В пункте 1 ст. 64 Федерального закона N67 установлен перечень правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных блоков, избирательных объединений и их руководителей, иных организаций, действующих в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

К числу оснований отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов) отнесены:

  1. нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  2. нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);

 

 

10 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ ( ред. от 04.06.2014) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  1.  нарушения правил ведения предвыборной агитации;

 

  1. нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  2. нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);
  3. нарушения правил ведения предвыборной агитации;
  4. нарушения правил финансирования избирательной кампании;
  5. использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;
  6. установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

В соответствии с правилом, изложенным в абзаце 6 п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные основания отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов).

Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) состоят в совершении соответствующими участниками избирательного процесса виновных деяний (действий и (или) бездействия), нарушающих требования норм избирательного законодательства о порядке выдвижения кандидатов (списков кандидатов). Данные нормы содержаться в главе V Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, в других федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации.

Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) как основания отмены регистрации (аннулирования списков) могут выражаться: 
- нарушение установленной процедуры выдвижения кандидатов (списков кандидатов) (например, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийского избирательного объединения осуществлялось открытым, а не тайным голосованием как это требует закон (пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Расформирование избирательных комиссий (комиссий референдума) как мера конституционно-правовой ответственности.11 В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

Основанием данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

Признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов должно быть осуществлено в порядке, установленном федеральными законами (в том числе и на основании судебного решения) и законами субъектов Российской Федерации12.

Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

11Ст. 25 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ ( ред. от 04.06.2014) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

12П.п. 2-7 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ ( ред. от 04.06.2014) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно этой норме суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; районные суды рассматривают дела о расформировании окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий. Правовая возможность расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральными законами не предусмотрена. Суды рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий не по собственной инициативе, а только по заявлениям перечисленных в законе органов и лиц.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации. В случае, когда законодательный орган субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, в суд вправе обратиться группа депутатов любой из избираемых палат этого органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может обратиться и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Основанием административной ответственности является нарушение федеральных и региональных законов о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии.13

 

13Ст.ст. 2-11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ ( ред. от 04.06.2014) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Административные правонарушения могут быть совершены в различных формах, таких как нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей; отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей; нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей; выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушений являются члены участковой избирательной комиссии, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий.Использование должностным лицом своего должностного или служебного положения (служебных функций, прав и обязанностей по замещаемой должности) является квалифицирующим признаком рассматриваемого административного правонарушения и означает такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой им государственной или муниципальной должности.Субъектом правонарушения являются должностные лица, замещающие должности в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Правонарушение может быть совершено только умышленно.

Цель правонарушения имеет квалифицирующее значение: должностное лицо вмешивается в деятельность избирательной комиссии с целью повлиять на принимаемые решения.

При определенных обстоятельствах вмешательство должностного лица в работу избирательной комиссии может повлечь уголовную ответственность.14

Например, вмешательство повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Проведение предвыборной агитации, агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом.15

Объектом правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией.

Агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных блоков и объединений, общественных объединений, имеющая целью: при проведении выборов - побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Агитация начинается со дня регистрации кандидата или списка кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. В период с ноля часов за сутки до дня голосования и до окончания дня голосования агитация запрещена.

Данное административное правонарушение может быть совершено как гражданами, так и должностными лицами умышленно либо неосторожно.

Проведение агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации.

 

14Ст. 286 Уголовный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 Г. N1 ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.).

15Ст. 40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N195 – ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.).

В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только специальном субъектом, то есть тем лицом, относительно которого в законе имеется прямо сформулированный запрет на участие в проведении агитации.16 Перечень данных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Информация о работе Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства