Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить гражданско-правовую правосубъектность юридических лиц, а так же и свойственные ей особенности. Цель курсовой работы обуславливает следующие задачи: 1. Изучить понятие, признаки и правосубъектность юридического лица; 2. Привести классификацию юридических лиц; 3. Рассмотреть реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Общая характеристика, понятие, признаки и правосубъектность юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1 Классификация юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2. Образование и государственная регистрация юридических лиц . . . . . . 18 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 3.1. Прекращение деятельности юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
1Определение, Верховный Суд РФ, № ГКПИ 2000-1109, от 03.11.00.
Хозяйственные общества создают
в форме акционерного общества, общества
с ограниченной или дополнительной
ответственностью. Участникам полных
товариществ и полными
1Ликвидация юридических лиц/ Арбитражная практика- № 10. – С. 12: Анохин В.С., М.: – 2003.
собственниками учреждения
могут быть участниками хозяйственных
обществ и вкладчиками в
1Гражданское право/ учебник. - 14-е изд., Зенин И.А., Юрайт - М.: 2011, ст. - 55.
нарушениями закона или иных правовых
актов, если эти нарушения носят
неустранимый характер. Юридическими лицами, являются государственные
и муниципальные унитарные предприятия.
Унитарным предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного предприятия
является неделимым и не может быть разделено
по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками
предприятия. В форме унитарных предприятий
могут быть созданы только государственные
и муниципальные предприятия. В случаях,
предусмотренных законом о государственных
и муниципальных предприятиях, по решению
Правительства Российской Федерации на
базе имущества, находящегося в федеральной
собственности, может быть образовано
унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие).
достижения целей, ради которых они созданы. Участники (члены) данных организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных
1 Гражданское право// Шевчук Д.А,- М.: Эксмо, 2009. – 126 с.
организаций , а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующий этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение, как и казенное предприятие, в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Вывод: В соответствии со ст. 50 ГК все юридические лица, делятся на коммерческие и некоммерческие организации. У коммерческих организаций извлечение это основная цель деятельности, а у некоммерческих извлечение и распределение прибыли между участниками не является основной целью. Юридическими лицами, как уже отмечалось, являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.
2. Образование и государственная регистрация юридических лиц
Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов1. Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п.
1 Гражданское право: учебник/ Карпычев М.В., Хужин А.М., М.: ИНФРА-М, 2010., ст. – 56.
1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или; 2) представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц. Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц п. 2 ст. 51 ГКРФ. Например: Работники дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) N 1 "Сказка", обратились в суд с жалобой на действия мэра г. Охи района и начальника отдела образования администрации г. Охи и района, указав, что постановлением мэра от 25 февраля 2000 г. N 188 в связи с приведением сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с потребностями населения города и ввиду ветхости занимаемого здания (1935 года постройки) ДОУ N 1 "Сказка" выведено из эксплуатации, а его работники подлежат увольнению по сокращению штата, о чем издан приказ по отделу образования городской администрации. В обоснование жалобы заявители ссылались на то, что ДОУ N 1 "Сказка" имеет признаки юридического лица, осуществляет свою деятельность на основании лицензии и в соответствии с поданными в администрацию города в конце 1998 года Уставом и учредительным договором, но до настоящего времени не зарегистрированными1. Решением Охинского городского суда от 9 августа 2000 г. Жалоба удовлетворена: на администрацию г. Охи и района возложена обязанность по решению вопроса о регистрации учредительных документов ДОУ "Сказка" в соответствии с действующим законодательством; постановление мэра г. Охи от 25 февраля
1Государственная регистрация юридических лиц / Судебная практика (№ 63-Г04-2, от 24.02.04 04-11).
2000 г. признано недействительным
и не порождающим правовых последствий
с момента его издания как противоречащее
закону и нарушающее права и законные
интересы обратившихся за судебной защитой
граждан. Судебная коллегия по
гражданским делам Сахалинского областного
суда 20 февраля 2001 г. решение суда в
части признания постановления мэра г.
Охи и района недействительным и возложения
на мэра обязанности по регистрации поданных
в 1998 году учредительных документов названной
организации отменено и
вынесено новое решение об
отказе в удовлетворении жалобы в этой
части, в остальном оно оставлено
без изменения1. В порядке исключения
из общего явочно-нормативного порядка
при создании некоторых видов организаций
законом может быть установлена необходимость
соблюдения разрешительного порядка.
Для образования юридического лица в таких
случаях учредителям необходимо до государственной
регистрации юридического лица получить
согласие (решение, разрешение) от органа,
уполномоченного на это соответствующим
нормативным актом. Разрешительный порядок
устанавливается в целях защиты публичных
интересов. К примеру, для банков такой
порядок установлен, прежде всего, для
защиты прав широкого круга лиц, которые
будут доверять этим организациям свои
денежные средства (ст. 12 Закона о банках).
При создании коммерческих организаций,
которые могут занять доминирующее положение
на рынке определенного товара (услуги),
необходимость согласия антимонопольного
органа установлена в целях поддержания
и защиты конкуренции на этом рынке (ст.
17 Закона о конкуренции).
1Государственная регистрация юридических лиц / Судебная практика (№ 63-Г04-2, от 24.02.04 04-11).
учредительный порядок образования. Учредителями юридических лиц являются собственники имущества либо уполномоченные ими органы или лица, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, иные организации или граждане. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. (Пример, П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. В заявлении указано, что Методические разъяснения в оспариваемой части противоречат статьям 9 и 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые предусматривают, что при государственной регистрации юридического лица при его создании заявителями могут являться, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: П. в удовлетворении заявления отказать1. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности, условия и
1Решение, Верховного Суду РФ, № ГКПИ05-824, от 09.08.05.
порядок распределения прибыли и убытков, выхода учредителей (участников) из его состава. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Оно считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК). Государственная регистрация является способом придания субъектам статуса юридического лица. При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, открытия филиала или представительства, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно - хозяйственную и финансовую деятельность1. Государственная регистрация юридических лиц и учетная регистрация филиалов и представительств на территории республики осуществляется в целях: 1)удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, филиала или представительства; 2)учета созданных, реорганизованных и ликвидированных юридических лиц, филиалов и представительств, а также ведения единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств; 3)проверки соответствия учредительных документов юридических лиц; 4)реализации информации о юридических лицах, филиалах и представительствах (за исключением информации, составляющей служебную или коммерческую тайну) заинтересованным лицам на договорных условиях. Регистрирующие органы ведут единый государственный регистр юридических лиц, содержащий сведения о созданных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах. Порядок ведения Регистра и Реестра определяется Инструкцией о порядке ведения единого государственного
1Гражданское право/ учебник. - 14-е изд., Зенин И.А., Юрайт - М.: 2011, ст. - 64.
регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств юридических лиц. При регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины2. После представления вышеуказанных документов регистрирующий орган проверяет полноту пакета представленных документов и правильность их составления и соответствия законам Российской Федерации. Далее, издает приказ о государственной регистрации юридического лица в случае соответствия учредительных документов законам (проект приказа готовится в двух экземплярах специалистом регистрационной службы, рассматривавшим документы юридического лица, и визируется этим специалистом, а также начальником отдела регистрации либо его заместителем, после чего представляется на подпись руководителю регистрирующего органа или его заместителю), вносит в Регистр, а также в электронный банк данных сведения о юридическом лице. Выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица установленного образца. Порядок присвоения регистрационного номера юридическому лицу определяется Инструкцией о порядке ведения единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств юридических лиц. Регистрирующий орган оформляет дело, содержащее по одному экземпляру учредительных и других документов, после оформления дела (проставления соответствующих штампов и печати) подлинники учредительных документов возвращаются учредителю или его представителю. После произведенной регистрации регистрирующий орган, по утвержденному Комитетов графику направляет в Комитет информацию о зарегистрированных, перерегистрированных и ликвидированных юридических лицах по модемной связи, а при необходимости на бумажных либо электронных носителях (дискетах). Далее в течение 10 дней извещает органы статистики, а так же реестр содержателя (в отношении юридических лиц с участием государства) о произведенной государственной регистрации юридического лица.
Информация о работе Общая характеристика, понятие, признаки и правосубъектность юридических лиц