Общая характеристика, понятие, признаки и правосубъектность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить гражданско-правовую правосубъектность юридических лиц, а так же и свойственные ей особенности. Цель курсовой работы обуславливает следующие задачи: 1. Изучить понятие, признаки и правосубъектность юридического лица; 2. Привести классификацию юридических лиц; 3. Рассмотреть реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Общая характеристика, понятие, признаки и правосубъектность юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1 Классификация юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2. Образование и государственная регистрация юридических лиц . . . . . . 18 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 3.1. Прекращение деятельности юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому 1ст..docx

— 76.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реорганизация  и ликвидация  юридических лиц .

Если в ходе принятия решения  о ликвидации юридического лица или  при утверждении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация производится в порядке, предусмотренном законодательством  о несостоятельности (банкротстве).   Статья 65 ГК предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенных предприятий) либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Законом о банкротстве (если же стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в названном порядке). В отличие от ст. 65 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве распространяет его действие на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, что делает возможным банкротство большинства видов некоммерческих организаций. Институт несостоятельности призван обеспечить стабильность и эффективность гражданского оборота: он позволяет устранить из оборота субъектов, оказавшихся неспособными к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, но при этом должен обеспечивать защиту его участников, испытывающих временные затруднения, от недобросовестных действий лиц, желающих избавиться от конкурента или претендующих на его активы1.            Управление Министерства    юстиции    Российской   Федерации   по Кемеровской  области  обратилось  в  суд  с  иском   к   общественному объединению   "Детский   теннисный   клуб   "Вика"   о  признании  его


1ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26.10.2002 N 127-ФЗ  (принят ГД ФС РФ 27.09.2002).

прекратившим  свою  деятельность   и   ликвидации   его   в   качестве юридического  лица  с  исключением из единого государственного реестра юридических лиц,  сославшись на то,  что  это  объединение  не  прошло предусмотренную законом перерегистрацию и на протяжении более трех лет не   информировало   регистрационный   орган   о   продолжении   своей деятельности. Судья Кемеровского  областного  суда  17  января  2001  г.  Вынес определение  об  отказе  в  принятии  иска  ввиду  неподсудности спора областному суду. В частной   жалобе   названное   Управление   просило  об  отмене определения судьи по тем основаниям, что в соответствии с ч. 3 ст. 115 ГПК РСФСР данный спор подлежит рассмотрению в суде субъекта Российской Федерации. Судебная коллегия  по  гражданским делам Верховного  Суда РФ 30 марта 2001 г.  жалобу оставила без удовлетворения, а определение судьи без изменения, указав следующее. Действительно, согласно ч. 3 ст. 115 ГПК РСФСР дела о прекращении или   приостановлении  деятельности  межрегиональных,  региональных  и местных общественных организаций подсудны  судам  субъекта  Российской Федерации1.                     Несостоятельность (банкротство) определяется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве).  Критерием несостоятельности юридического лица российское законодательство считает его неплатежеспособность, о которой свидетельствует неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей в течение определенного периода времени после наступления срока исполнения. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве этот срок составляет 3 месяца.


1Определение, Судебная Коллегия Верховного Суда РСФСР по гражданским делам, от 30.03.01 01-10. 

Неспособность к денежным платежам внешнее проявление несостоятельности, установить ее проще, чем соотношение объема имущества и долгов юридического лица1. Например: Муниципальное предприятие  "Вельская  коммунальная   электросеть " обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительными  актов  органов  местного  самоуправления  "О  реорганизации  муниципального предприятия  "Вельская коммунальная электросеть".  Руководствуясь статьями   187-189   Арбитражного  процессуального кодекса Российской  Федерации,  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации   постановил: определение Арбитражного  суда  Архангельской области от 22.01.98 по делу N А05-6743/97-436/7 отменить. Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица - должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов, т.е. органов, уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых денежных обязательств или из обязанностей по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 7, ст. 8, 11 Закона о банкротстве).             При выявлении признаков несостоятельности до подачи заявления в суд учредители обязаны, а кредиторы  вправе (по соглашению с должником) принять меры по предупреждению банкротства должника (ст. 30, 31 Закона о банкротстве)2. Эти меры могут заключаться в предоставлении должнику финансовой помощи путем займов, имущественных взносов, отсрочек по имеющимся долгам или в ином порядке (досудебная санация). Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, предметом которого могут стать отсрочка, рассрочка погашения долгов, их уменьшение,


1ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26.10.2002 N 127-ФЗ  (принят ГД ФС РФ 27.09.2002).

2Гражданское право, часть первая // Коршунов В.П., Иванов В.И.: - М. : ЭКСМО, 2011. - 132 с.

изменение существующих обязательств и т.д. Эти и подобные меры могут помочь должнику восстановить его платежеспособность и тем самым избежать судебных процедур, конкурсного процесса и ликвидации. Однако досудебные меры по предупреждению банкротства не всегда оказываются эффективными, что приводит к необходимости возбуждения в суде дела о признании должника несостоятельным. При этом возбуждение в суде дела о банкротстве не означает, что должник непременно будет признан банкротом и ликвидирован. Основными задачами судебных процедур банкротства являются восстановление платежеспособности должника (но уже не самостоятельно учредителями и руководством должника, а назначенным судом профессиональным арбитражным управляющим или под его контролем), удовлетворение требований кредиторов и продолжение деятельности юридического лица, освободившегося от долгов1.      При рассмотрении судом дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (ст. 2, п. 1 ст. 27 Закона о банкротстве). Например, прокурор обратился   в  арбитражный  суд  с  иском  о  ликвидации унитарного предприятия в связи с  осуществлением  им  фармацевтической деятельности после аннулирования лицензии на ее ведение.   Как следовало из материалов дела,  ответчик  был  лишен  лицензии департаментом  здравоохранения области в связи с тем,  что осуществлял выпуск лекарственных средств с  нарушением  установленных  требований. Несмотря    на    аннулирование   лицензии,   предприятие   продолжало фармацевтическую деятельность.    Суд удовлетворил  иск,   руководствуясь   п.  2  ст.  61 ГКРФ  и ст.   15 «Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан».)2


1Постановление, Президиум Высшего арбитражного суда РФ, № 4056/96, от 04.03.97

2ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26.10.2002 N 127-ФЗ  (принят ГД ФС РФ 27.09.2002).

3.1. Прекращение деятельности юридических лиц

Прекращение юридического лица следует отличать от прекращения  им своей деятельности, когда само юридическое лицо как субъект  права продолжает существовать в  неизменном виде, не осуществляя какую-либо фактическую финансово-хозяйственную  деятельность. Прекращение юридического лица есть утрата им своей правосубъектности, которая наступает в результате реорганизации или ликвидации.        При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Ст. 58 ГКРФ выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:        1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;       2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;           3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;     4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;    5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы. Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.  Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.  Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.   Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.  Прежде всего, на субъекты, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (п. 1, 2 ст. 60 ГК).  Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК)1.           


1ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, в ред. от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.) // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 32.


 Реорганизация в форме выделения,  разделения, слияния и преобразования  считается завершенной с момента  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц. Реорганизация  в форме присоединения завершается  в момент исключения присоединенного  юридического лица из государственного  реестра юридических лиц.  Как  правило, реорганизация осуществляется  по инициативе самих учредителей  (участников) либо органа юридического  лица, уполномоченного законом или  учредительными документами на  принятие решения о реорганизации.  В случаях, когда в силу прямого  указания закона на реорганизацию  в форме слияния, присоединения  или преобразования требуется  согласие уполномоченного государственного  органа), это не меняет ее добровольного  характера, поскольку инициатива  в реорганизации все равно  исходит от самого юридического  лица. Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК). При этом гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица сохраняются. Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК)1. Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.   Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование


1Гражданский кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (с изменениями. Внесенными ФЗ от 18 июля 2011 г. № 216-ФЗ, от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ);

предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).       Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК. Так, она возможна в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Принудительная ликвидация возможна и в иных случаях, предусмотренных ГК.     В законе может быть предусмотрена обязанность участников юридического лица либо его органов, уполномоченных учредительными документами, принять решение о ликвидации. Например, хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы в связи с уменьшением стоимости чистых активов до размера менее уставного капитала. Если соответствующими лицами или органами решение о ликвидации не будет принято, юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке по иску управомоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Процесс ликвидации юридического лица состоит из нескольких последовательных стадий1. Прежде всего, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). Далее лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению


 1 «Юридические лица в современном российском гражданском праве» //  Козлова Н.В., - М.:  2008. – 32 с.

делами юридического лица.           Ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица1.  По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия, на основании установленного размера и состава кредиторской задолженности, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения). При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований. В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.  После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.   


2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, в ред. от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.) // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69.         

Если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, поскольку иное не предусмотрено  законом, другими правовыми актами или учредительными документами  юридического лица. Документы, касающиеся ликвидации, ликвидационная комиссия передает органу, осуществляющему государственную  регистрацию юридических лиц, который  вносит в Единый государственный  реестр юридических лиц запись о  ликвидации юридического лица2. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК).      Вывод: Перечень документов, которые необходимо представлять для государственной регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов. По поводу юридических лиц в гражданском праве возникают отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, по поводу осуществления юридическими лица своих прав и обязанностей и др.

Информация о работе Общая характеристика, понятие, признаки и правосубъектность юридических лиц