Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель работы - изучить права пациентов и выявить проблемы их реализации в РФ.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие литературные и иные источники по проблеме защиты прав пациента.
2. Систематизировать законодательные требования к защите прав пациент
3. Выполнить сравнительный анализ законодательной базы Российской Федерации и США в области защиты прав пациента..
Введение ………………………………………………………………….………………………….3
I. Права пациента и их защита……………………………………………...................5
1.1. Права пациента в Российской Федерации…………………………………..6
1.2. Проблема защиты прав пациента …………………………..…………………16
II. Сравнение правовой защиты пациента в России и США………………29
Заключение……………………………………………….…………….…………………………37
Список использованной литературы ……………………………………..………..45
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
на тему
«Общая характеристика прав пациентов при обращении за медицинской помощью»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
………………………………………………………………….…………
I. Права пациента
и их защита……………………………………………..
1.1. Права
пациента в Российской Федерации……………………
1.2. Проблема защиты прав пациента …………………………..…………………16
II. Сравнение правовой защиты пациента в России и США………………29
Заключение……………………………………………….…
Список использованной литературы ……………………………………..………..45
Приложения……………………………………………………
Введение.
Мир современного человека, его жизнь невозможно представить без вмешательства медицины. Жизнь, здоровье, физическая (психическая) неприкосновенность - все это объекты воздействия врачебного ремесла. С развитием медицинской науки ее влияние приобретает новые формы, которые, в свою очередь, детерминируют специфические общественные отношения. Любого, даже мало посвященного, не могут не озадачить вопросы, сопровождающие практику современной медицины: «дарение органов», «трупное донорство», «плановое прекращение жизни», «репродуктивные права». В данном случае проблемы реализации прав пациентов приобретают особую значимость. В силу сложившихся обстоятельств, одной из важнейших задач для российского государства в области общественного здоровья, является реализации прав граждан в этой области. Права пациента, как наиболее важная часть этих прав, стали достаточно болезненной темой в России, а проблемы, связанные с ней, затрагивают рано или поздно, более или менее, но каждого гражданина.
Слово пациент в буквальном переводе означает «страдающий» или «терпящий». В документах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и законах многих стран это понятие определяется как - «лицо, нуждающееся в медицинской помощи независимо от состояния здоровья». Сегодня права пациентов стали важным элементом в политической повестке дня для большинства Европейских стран, и все большее их число следует этой тенденции и поддерживает права личности в качестве потребителя услуг системы здравоохранения.
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»
(Конституция РФ, статья 41)
В силу современной специфики врачебной деятельности врач обязан хорошо ориентироваться в текущем законодательстве в области здравоохранения, в частности, касающейся охраны здоровья граждан. В практическом отношении для врача любой специальности наибольший интерес должно представлять изучение прав граждан (пациентов) в области здравоохранения.
Таким образом, тема нашего исследования очень актуальна.
Объект исследования: правовые основы оказания стоматологической помощи.
Предмет исследования: проблема защиты прав пациента.
Цель работы - изучить права пациентов и выявить проблемы их реализации в РФ.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие литературные и иные источники по проблеме защиты прав пациента.
2. Систематизировать законодательные требования к защите прав пациент
3. Выполнить сравнительный анализ законодательной базы Российской Федерации и США в области защиты прав пациента..
I. Права пациента и их защита
1.1. Права пациента в Российской Федерации
Конституция Закон № 323 от 21.11.2011, в редакции федеральных законов № 89, № 93
Статья №18
1. Каждый
имеет право на охрану
2. Право
на охрану здоровья
Статья №19
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет
право на медицинскую помощь
в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в
3. Право на
медицинскую помощь
4. Порядок оказания
медицинской помощи
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача
и выбор медицинской
Это право так же закреплено также в законе
«О медицинском страховании граждан в
РФ». Данное право является одним из важнейших
прав пациента и при его реализации пациент
гарантированно может получить качественную
медицинскую помощь. У пациента есть возможность
выбрать квалифицированного специалиста,
возможность выбора лечебного учреждения,
оснащенного современной аппаратурой.
Но, к сожалению, данное право реализуется
не в полной мере и не везде.
Возможности реализации данного права
для сельского жителя и городского совершенно
разные. Высокоспециализированную дорогостоящую
медицинскую помощь осуществляют в лечебных
учреждениях, расположенных в столичных
городах, естественно у жителей этих городов
есть больше возможностей для выбора.
Реализовать данное право трудно из-за
отсутствия системы информирования пациентов
относительно учреждений, в которых можно
получить ту или иную медицинскую помощь,
и квалификации специалистов ее оказывающих.
Ниже приведены некоторые рекомендации
для решения этого вопроса.
При хроническом заболевании или неопасном
для жизни остром заболевании госпитализация
осуществляется в плановом порядке. Пациенты
обращаются к своему участковому врачу
в поликлинику, и он самостоятельно или
после консультаций со своими коллегами
дает направление в больницу. Надо стремиться
лечиться в тех больницах, где ваше заболевание
лечат систематически (например, в кардиологическом
диспансере, где лечат заболевания сердечнососудистой
системы, вам окажут более качественную
помощь, чем в районной больнице, потому
что они постоянно, систематически лечат
именно этих больных и накопили большой
опыт, и имеют более современное оборудование).
При оперативных вмешательствах также
лучше искать специалиста, который постоянно
выполняет эту операцию. Ищите информацию
среди медицинских работников, в специализированных
газетах и журналах, в Интернете, через
знакомых и родственников.
При необходимости срочной госпитализации,
подобную информацию можно узнать у врача
скорой медицинской помощи (СМП). У врача
можно узнать номера дежурящих в этот
день стационаров и обсудить с ним, его
коллегами, знакомыми, вопрос о том, какую
больницу лучше выбрать. Надо настаивать
на доставке больного в специализированное
отделение, где ему при его заболевании
будет оказана самая лучшая помощь. Обычно
врачам скорой помощи известно, где располагаются
такие отделения. СМП обязана ждать, пока
пациент в письменной форме не отказался
от госпитализации.
Ссылки врача на различные обстоятельства,
кроме невозможности оказания вам помощи
в данном лечебном учреждении из-за отсутствия
мест или отсутствия специалистов нужного
профиля, будут необоснованными.
Скорая помощь должна оказываться бесплатно
за счет бюджета всем лицам, независимо
от гражданства и наличия страховки.
2)
профилактику, диагностику, лечение,
медицинскую реабилитацию в
3) получение консультаций врачей-специалистов;
Российские
пациенты пользуются этим правом редко.
В действительности, мало кто из
пациентов знает, что не только врач,
но и сам пациент может решать,
что ему требуется консилиум
или консультация специалиста. Но это
право имеет и определенные ограничения.
Например, если нет возможности созвать
консилиум, то пациенту будет отказано
в этом праве. Еще более вероятен
отказ в консультации специалиста
(наиболее вероятно в сельской местности
из-за отсутствия специалистов).
Одним из вариантов реализации этого права
является использование «второго мнения».
В этом случае пациент (представитель)
берет с собой соответствующие документы
(или их копии) и получает консультацию
и заключение от другого специалиста.
4)
облегчение боли, связанной с
заболеванием и (или)
Медицина
считает своими первичными
Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые боли доставляют человеку массу неприятностей. Поэтому это право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль.
Недопустимо применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания.
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Сведения
о состоянии здоровья человека
представляют, в первую очередь,
интерес для него самого. «Основы»
установили право
Определено лицо, которое обязано предоставить всю эту информацию — это лечащий врач, либо заведующий отделением. Однако предусмотрено, что ее могут предоставлять и другие специалисты, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении пациента.
Указаны лица,
которым предоставляются
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли.
Информирование пациентов и их родственников является частью ежедневных профессиональных обязанностей врача. Согласно должностной инструкции лечащего врача отделения, врач обязан в определенные часы принимать посетителей, сообщать им о состоянии больных и получать от них необходимые сведения.
Это означает, что если пациент (представитель) обратится к лечащему врачу, постовой медицинской сестре в период нахождения в стационаре, либо к медрегистратору поликлиники или лечащему врачу, ему обязаны дать для ознакомления медкарту, а администрация любой медицинской организации, где человек получал услуги, обязана по письменному его требованию предоставить ее копию.
Для пациента
жизненно необходимо, чтобы он имел
на руках максимальное количество информации
о состоянии своего здоровья и
о проведенных ранее
В интересах
человека, особенно страдающего хроническим
заболеванием, не подвергаться повторно
аналогичным исследованиям
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;( ст. № 39)
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;( ФЗ № 323 ст.13), (Конституция ст.23 п.1)
Врачебная тайна, обязанность врача не оглашать сведения о больном без его согласия, если речь идёт о заболевании, связанном с интимной жизнью больного (женские болезни, психические нарушения, некоторые пороки развития и т.д.). Обязанность врача соблюдать В. т. отпадает, если это противоречит интересам общества. Так, врач обязан сообщать о выявленных им случаях инфекционных и паразитарных заболеваний, подлежащих обязательной регистрации, привлекать больных к принудительному лечению в тех случаях, когда это предусмотрено законом, давать сведения о больном по требованию органов суда и следствия.
8)
отказ от медицинского
Можно различить два вида отказа пациента
от лечения:
— полный отказ;
— частичный отказ.
Полный отказ означает то, что пациент
отказывается госпитализироваться или
разрывает отношения с медучреждением
(требует выписки).
Частичный отказ от лечения является следствием
права на ИДС. При частичном отказе пациент
не соглашается с каким-то конкретным
предложением врача, но продолжает у него
лечиться.
При отказе родителей или иных законных
представителей лица, не достигшего возраста
15 лет, либо законных представителей лица,
признанного в установленном законом
порядке недееспособным, от медицинской
помощи, необходимой для спасения жизни
указанных лиц, больничное учреждение
имеет право обратиться в суд для защиты
интересов этих лиц.
Информация о работе Общая характеристика прав пациентов при обращении за медицинской помощью