Общая характеристика прав пациентов при обращении за медицинской помощью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить права пациентов и выявить проблемы их реализации в РФ.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие литературные и иные источники по проблеме защиты прав пациента.
2. Систематизировать законодательные требования к защите прав пациент
3. Выполнить сравнительный анализ законодательной базы Российской Федерации и США в области защиты прав пациента..

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….………………………….3
I. Права пациента и их защита……………………………………………...................5
1.1. Права пациента в Российской Федерации…………………………………..6
1.2. Проблема защиты прав пациента …………………………..…………………16
II. Сравнение правовой защиты пациента в России и США………………29
Заключение……………………………………………….…………….…………………………37
Список использованной литературы ……………………………………..………..45

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 76.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

на тему

«Общая  характеристика прав пациентов при  обращении за медицинской помощью»

 

 

 

 

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ………………………………………………………………….………………………….3

I. Права пациента  и их защита……………………………………………...................5

1.1. Права  пациента  в Российской Федерации…………………………………..6

1.2. Проблема  защиты прав пациента …………………………..…………………16

II. Сравнение  правовой защиты пациента в России и США………………29

Заключение……………………………………………….…………….…………………………37

Список использованной литературы ……………………………………..………..45

Приложения………………………………………………………………….......................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.     

       Мир современного человека, его жизнь невозможно представить без вмешательства медицины. Жизнь, здоровье, физическая (психическая) неприкосновенность - все это объекты воздействия врачебного ремесла. С развитием медицинской науки ее влияние приобретает новые формы, которые, в свою очередь, детерминируют специфические общественные отношения. Любого, даже мало посвященного, не могут не озадачить вопросы, сопровождающие практику современной медицины: «дарение органов», «трупное донорство», «плановое прекращение жизни», «репродуктивные права». В данном случае проблемы реализации прав пациентов приобретают особую значимость. В силу сложившихся обстоятельств, одной из важнейших задач для российского государства в области общественного здоровья, является реализации прав граждан в этой области. Права пациента, как наиболее важная часть этих прав, стали достаточно болезненной темой в России, а проблемы, связанные с ней, затрагивают рано или поздно, более или менее, но каждого гражданина.

 Слово пациент в буквальном переводе означает «страдающий» или «терпящий». В документах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и законах многих стран это понятие определяется как - «лицо, нуждающееся в медицинской помощи независимо от состояния здоровья». Сегодня права пациентов стали важным элементом в политической повестке дня для большинства Европейских стран, и все большее их число следует этой тенденции и поддерживает права личности в качестве потребителя услуг системы здравоохранения.

 «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»

(Конституция РФ, статья 41)

В силу современной специфики  врачебной деятельности врач обязан хорошо ориентироваться в текущем  законодательстве в области здравоохранения, в частности, касающейся охраны здоровья граждан. В практическом отношении  для врача любой специальности  наибольший интерес должно представлять изучение прав граждан (пациентов) в  области здравоохранения.

Таким образом, тема нашего исследования очень актуальна.

Объект исследования: правовые основы оказания стоматологической помощи.

Предмет исследования: проблема защиты прав пациента.

Цель работы - изучить права пациентов и выявить проблемы их реализации в РФ.

В соответствии с целью  в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующие литературные и иные источники по проблеме защиты прав пациента.

2. Систематизировать законодательные требования к защите прав пациент

3. Выполнить сравнительный анализ законодательной базы Российской Федерации и США в области защиты прав пациента..

I. Права пациента  и их защита

1.1. Права пациента  в Российской Федерации

Конституция Закон № 323 от 21.11.2011, в редакции федеральных законов № 89, № 93

Статья  №18

1. Каждый  имеет право на охрану здоровья.(Конституция РФ ст. 41)

2. Право  на охрану здоровья обеспечивается  охраной окружающей среды, созданием  безопасных условий труда, благоприятных  условий труда, быта, отдыха, воспитания  и обучения граждан, производством  и реализацией продуктов питания  соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных  препаратов, а также оказанием  доступной и качественной медицинской  помощью.

Статья  №19 

1. Каждый имеет  право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет  право на медицинскую помощь  в гарантированном объеме, оказываемую  без взимания платы в соответствии  с программой государственных  гарантий бесплатного оказания  гражданам медицинской помощи, а  также на получение платных  медицинских услуг и иных услуг,  в том числе в соответствии  с договором добровольного медицинского  страхования.

3. Право на  медицинскую помощь иностранных  граждан, проживающих и пребывающих  на территории Российской Федерации,  устанавливается законодательством  Российской Федерации и соответствующими  международными договорами Российской  Федерации. Лица без гражданства,  постоянно проживающие в Российской  Федерации, пользуются правом  на медицинскую помощь наравне  с гражданами Российской Федерации,  если иное не предусмотрено  международными договорами Российской  Федерации.

4. Порядок оказания  медицинской помощи иностранным  гражданам определяется Правительством  Российской Федерации.

5. Пациент имеет  право на:

1) выбор врача  и выбор медицинской организации  в соответствии с настоящим  Федеральным законом;( ст.21)

     Это право так же закреплено также в законе «О медицинском страховании граждан в РФ». Данное право является одним из важнейших прав пациента и при его реализации пациент гарантированно может получить качественную медицинскую помощь. У пациента есть возможность выбрать квалифицированного специалиста, возможность выбора лечебного учреждения, оснащенного современной аппаратурой. 
Но, к сожалению, данное право реализуется не в полной мере и не везде. 
Возможности реализации данного права для сельского жителя и городского совершенно разные. Высокоспециализированную дорогостоящую медицинскую помощь осуществляют в лечебных учреждениях, расположенных в столичных городах, естественно у жителей этих городов есть больше возможностей для выбора. 
Реализовать данное право трудно из-за отсутствия системы информирования пациентов относительно учреждений, в которых можно получить ту или иную медицинскую помощь, и квалификации специалистов ее оказывающих. Ниже приведены некоторые рекомендации для решения этого вопроса. 
При хроническом заболевании или неопасном для жизни остром заболевании госпитализация осуществляется в плановом порядке. Пациенты обращаются к своему участковому врачу в поликлинику, и он самостоятельно или после консультаций со своими коллегами дает направление в больницу. Надо стремиться лечиться в тех больницах, где ваше заболевание лечат систематически (например, в кардиологическом диспансере, где лечат заболевания сердечнососудистой системы, вам окажут более качественную помощь, чем в районной больнице, потому что они постоянно, систематически лечат именно этих больных и накопили большой опыт, и имеют более современное оборудование). При оперативных вмешательствах также лучше искать специалиста, который постоянно выполняет эту операцию. Ищите информацию среди медицинских работников, в специализированных газетах и журналах, в Интернете, через знакомых и родственников. 
При необходимости срочной госпитализации, подобную информацию можно узнать у врача скорой медицинской помощи (СМП). У врача можно узнать номера дежурящих в этот день стационаров и обсудить с ним, его коллегами, знакомыми, вопрос о том, какую больницу лучше выбрать. Надо настаивать на доставке больного в специализированное отделение, где ему при его заболевании будет оказана самая лучшая помощь. Обычно врачам скорой помощи известно, где располагаются такие отделения. СМП обязана ждать, пока пациент в письменной форме не отказался от госпитализации. 
Ссылки врача на различные обстоятельства, кроме невозможности оказания вам помощи в данном лечебном учреждении из-за отсутствия мест или отсутствия специалистов нужного профиля, будут необоснованными. 
Скорая помощь должна оказываться бесплатно за счет бюджета всем лицам, независимо от гражданства и наличия страховки. 

2) профилактику, диагностику, лечение,  медицинскую реабилитацию в медицинских  организациях в условиях, соответствующих  санитарно-гигиеническим требованиям; 
3) получение консультаций врачей-специалистов;

Российские  пациенты пользуются этим правом редко. В действительности, мало кто из пациентов знает, что не только врач, но и сам пациент может решать, что ему требуется консилиум  или консультация специалиста. Но это  право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать  консилиум, то пациенту будет отказано в этом праве. Еще более вероятен отказ в консультации специалиста (наиболее вероятно в сельской местности  из-за отсутствия специалистов). 
Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациент (представитель) берет с собой соответствующие документы (или их копии) и получает консультацию и заключение от другого специалиста. 

4) облегчение боли, связанной с  заболеванием и (или) медицинским  вмешательством, доступными методами  и лекарственными препаратами;

    Медицина  считает своими первичными целями  лечение заболеваний, сохранение  и продление жизни. Облегчение  страданий остается лишь вторичной,  то есть непринципиальной целью.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной  жизнью. Острые боли доставляют человеку массу неприятностей. Поэтому это  право пациента предусматривает  обязанность медицинского персонала  доступными способами и средствами облегчать боль.

Недопустимо применение методов лечения или  диагностики без должного обезболивания.

 

5) получение информации о своих  правах и обязанностях, состоянии  своего здоровья, выбор лиц, которым  в интересах пациента может  быть передана информация о  состоянии его здоровья;

    Сведения  о состоянии здоровья человека  представляют, в первую очередь,  интерес для него самого. «Основы»  установили право беспрепятственного  и непосредственного знакомства  пациента (представителя) с медицинской  документацией, а также право  на получение в доступной форме  полноценной и подробной информации  от врача.

Определено  лицо, которое обязано предоставить всю эту информацию — это лечащий  врач, либо заведующий отделением. Однако предусмотрено, что ее могут предоставлять  и другие специалисты, принимающие  непосредственное участие в обследовании и лечении пациента.

 

Указаны лица, которым предоставляются сведения — это сам пациент (если он специально не распорядился не информировать его по этим вопросам), лицо, назначенное пациентом в качестве своего представителя, а в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация предоставляется их законным представителям (родителям, опекунам).

Информация  о состоянии здоровья не может  быть предоставлена гражданину против его воли.

Информирование  пациентов и их родственников  является частью ежедневных профессиональных обязанностей врача. Согласно должностной  инструкции лечащего врача отделения, врач обязан в определенные часы принимать  посетителей, сообщать им о состоянии  больных и получать от них необходимые  сведения.

Это означает, что если пациент (представитель) обратится  к лечащему врачу, постовой медицинской  сестре в период нахождения в стационаре, либо к медрегистратору поликлиники  или лечащему врачу, ему обязаны  дать для ознакомления медкарту, а администрация любой медицинской организации, где человек получал услуги, обязана по письменному его требованию предоставить ее копию.

Для пациента жизненно необходимо, чтобы он имел на руках максимальное количество информации о состоянии своего здоровья и  о проведенных ранее вмешательствах. Это существенно влияет на качество обследования и лечения, поскольку  позволяет избегать необоснованного  порой дублирования исследований, позволяет  избегать опасных ситуаций, например, аллергических или иных неблагоприятных  реакций на вводимые препараты.

В интересах  человека, особенно страдающего хроническим  заболеванием, не подвергаться повторно аналогичным исследованиям только из-за того, что предшествующие результаты в выписных справках не представлены или их полнота неудовлетворительна. Наилучший вариант решения этой проблемы — на момент завершения обследования и лечения получить полную копию  всей истории болезни. В дальнейшем это сэкономит время, средства и  усилия многих людей, в первую очередь, самого правообладателя.

 

6) получение лечебного питания  в случае нахождения пациента  на лечении в стационарных  условиях;( ст. № 39)

 

7) защиту сведений, составляющих врачебную  тайну;( ФЗ № 323 ст.13), (Конституция ст.23 п.1)

 Врачебная тайна, обязанность врача не оглашать сведения о больном без его согласия, если речь идёт о заболевании, связанном с интимной жизнью больного (женские болезни, психические нарушения, некоторые пороки развития и т.д.). Обязанность врача соблюдать В. т. отпадает, если это противоречит интересам общества. Так, врач обязан сообщать о выявленных им случаях инфекционных и паразитарных заболеваний, подлежащих обязательной регистрации, привлекать больных к принудительному лечению в тех случаях, когда это предусмотрено законом, давать сведения о больном по требованию органов суда и следствия.

 

8) отказ от медицинского вмешательства;( ст.20)

      Можно различить два вида отказа пациента от лечения: 
— полный отказ; 
— частичный отказ. 
Полный отказ означает то, что пациент отказывается госпитализироваться или разрывает отношения с медучреждением (требует выписки). 
Частичный отказ от лечения является следствием права на ИДС. При частичном отказе пациент не соглашается с каким-то конкретным предложением врача, но продолжает у него лечиться. 
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. 

Информация о работе Общая характеристика прав пациентов при обращении за медицинской помощью