Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей "Привереда" и др.).
Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).

Файлы: 1 файл

потреб право.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  п. 2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", предусматривающий  возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов  о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений  прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно  о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" общественные объединения  потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением  соответствующих мер общественного  воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских  структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел  при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

В государственном докладе  по защите прав потребителей было отмечено, что в настоящее время в  РФ действуют более 600 общественных объединений местного, регионального  и межрегионального уровней. На международном и национальном уровнях общественные объединения России представлены соответственно Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП), Союзом потребителей Российской Федерации (СП РФ), Всероссийской лигой защитников потребителей (ВЛЗП).

Государственным докладом о  защите прав потребителей специально обращено внимание на следующие организации  по защите прав потребителей.

Деятельность Конфедерации обществ потребителей, объединяющей общественное движение России и ряда стран - членов СНГ, сконцентрирована на законотворческой работе, проведении ряда специальных исследований, дальнейшем развитии потребительского образования, в том числе и на уровне СНГ.

Так, Конфедерация обществ  потребителей совместно с Институтом национального проекта "Общественный договор" выступила инициатором  разработки пакета законопроектов, направленных на снятие административных барьеров в экономике. Разработаны проекты  Федеральных законов "О государственной  регистрации юридических лиц", "О стандартизации и подтверждении  соответствия", "Об основах государственного контроля (надзора) на рынке товаров, работ и услуг", "Об организациях саморегулирования", новая редакция Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", поправки к Закону РФ "О защите прав потребителей".

Союз потребителей РФ - наиболее крупное национальное общественное объединение потребителей национального  уровня - включает более ста региональных обществ. Деятельность Союза потребителей РФ направлена как на представительство интересов потребителей в различных органах федерального уровня, так и на проверки соблюдения прав потребителей, судебную защиту, проведение независимой экспертизы качества товаров. Одна из основных задач Союза - участие в выработке решений, затрагивающих права и интересы потребителей, и оппонирование властям по решениям, эти права и интересы ущемляющим.

Всероссийская лига защитников потребителей в отличие от Конфедерации обществ потребителей и Союза  потребителей РФ объединяет профессионалов в области защиты прав потребителей, что и определяет специфику работы этой организации. В качестве наиболее важных направлений определены просвещение и информирование потребителей, тестирование товаров, независимая потребительская экспертиза, анализ нормативной базы, касающейся прав потребителей.

Всероссийская лига защитников потребителей имеет около пятидесяти региональных отделений, на правах национальной организации входит в Координационный  совет Конфедерации обществ потребителей, является его членом. Кроме того, Лига представляет интересы потребителей в ФЭК, Ассоциации потребителей электроэнергии, Межведомственном совете по защите прав потребителей, Общественном совете по рекламе.

Лига разработала систему  организации защиты прав потребителей в регионе. Одновременно с разработкой  системы началось ее частичное внедрение  в регионах. В развитие системы организации защиты прав потребителей Лига разработала Программу регионального потребительского сравнительного тестирования товаров, работ, услуг (РПСТ), которая подразумевает независимую экспертизу и испытания качества и безопасности ряда образцов товаров, работ, услуг. Уделяя большое внимание вопросам потребительского образования, Всероссийская лига защитников потребителей разработала программу школьного потребительского образования, которая включает обучение потребительским знаниям в течение всего срока пребывания в общеобразовательной школе.

Особое место в реализации потребительской политики занимает некоммерческая благотворительная  организация - Национальный фонд защиты потребителей. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъектов Фонд последовательно осуществляет выполнение целевых программ и проектов по организации системы независимой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фальсифицированной и некачественной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.

 

 

Права общественных объединений потребителей

 

Граждане  могут объединяться в общественные организации на добровольной основе.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 2006 г., общественные объединения имеют право:

свободно  распространять информацию о своей  деятельности;

  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;
  • выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения.

Кроме того, Закон наделил общественные объединения  потребителей широким кругом прав. Объединения вправе:

  • участвовать в разработке требований к безопасности товаров, стандартов, проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей,
  • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров,
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей,
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,
  • участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен,
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих требованиям к безопасности и качеству товаров, а также в нарушении прав потребителей,
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей,
  • обращаться в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Данные права  могут осуществляться объединениями, если они отражены в уставе организации. Рассмотрим некоторые из них.

Закон предоставляет  потребительским организациям право  проводить экспертизу качества и  безопасности товаров. Для реализации этого права общественные объединения  потребителей могут учреждать собственные  испытательные лаборатории, заключать  договора с действующими лабораториями. Одно из достоинств потребительских  испытаний – их независимость. В  информации о своем продукте продавец старается предоставлять лишь те сведения, которые будут способствовать росту спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичным по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний обычно публикуются в средствах массовой информации. Иногда в процессе испытаний обнаруживается, что товар не соответствует требованиям безопасности. В этом случае потребительская организация вправе обратиться в органы государственного контроля, чтобы пресечь попадание опасного товара на потребительский рынок, либо предъявить иск к производителю товара с требованием о прекращении выпуска такой продукции.

Еще одно право  потребительских организаций –  проверять соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов  обслуживания, участвовать по поручению  потребителей в проведении экспертиз  по фактам нарушения их прав. Потребительские  организации вправе самостоятельно или вместе с уполномоченными  органами проводить проверки соблюдения прав потребителей и требований законодательства при продаже товаров и оказании услуг. Проводить проверки могут  только уполномоченные представители  общественного объединения. Они  должны составить акт проверки, указав в нем все обнаруженные нарушения. Если по результатам проверки составлен  протокол об административном правонарушении, то общественное объединение обязано  передать его в органы местной  власти, а при серьезных правонарушениях  – в прокуратуру.

Организации потребителей вправе предъявлять в  интересах потребителей иски в суд. При этом они освобождаются от уплаты госпошлины. В случае удовлетворения иска, предъявленного в интересах  неопределенного круга лиц или  отдельного потребителя, суд принимает  решение о возмещении общественному  объединению судебных расходов, связанных  с рассмотрением дела.

 

 

Потребительское движение в США 
 
Потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века. Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые начали создаваться еще в XIX веке. В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели социального и экономического характера. В Лиге были выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый Белый список.  
 
В 1905 году Президент США Теодор Рузвельт направил в Конгресс послание: 
 
“Я рекомендую принять закон, который бы касался межштатной торговли неправильно маркированными и фальсифицированными продовольственными продуктами, напитками и лекарственными средствами. Такой закон защищал бы интересы честных промышленников и коммерсантов, а также способствовал бы охране здоровья потребителей. Торговля порченными и фальсифицированными пищевыми продуктами, вредными для здоровья или вводящими покупателя в заблуждение, должна быть запрещена”. 
 
30 июня 1906 года Президент Рузвельт подписал два билля, ставшие законами: один о пищевых продуктах и медикаментах, запрещающий торговлю между штатами неправильно маркированными и фальсифицированными продуктами, напитками и лекарствами, другой – о санитарной инспекции мяса. 
 
С 1906 по 1927 год за проведением в жизнь закона следило Химическое бюро Министерства сельского хозяйства. В 1927 году Конгресс учредил отдельное агентство с той же функцией: Управление по санитарному надзору за пищевыми продуктами, медикаментами и инсектицидами. Через четыре года название изменилось. В 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (ФДА) перешло от Министерства сельского хозяйства к Федеральному агентству социального обеспечения, которое в 1953 году стало Министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения. 
 
Хотя принятый в 1906 году Закон о пищевых продуктах и медикаментах много значил для обеспечения безопасности этих товаров, он оказался недостаточным. Фальсификация продуктов продолжалась; кроме того, закон не запрещал продажу опасных, непроверенных или токсических препаратов. Разногласия между членами Конгресса мешали проведению каких либо новых законодательных мер вплоть до 1938 года.  
 
В феврале 1936 года в США был создан Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юристов выработала устав и согласилась в том, что основной задачей организации будет “снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах” и “содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний”. Организация также брала на себя задачу сообщать об условиях работы, при которых эти товары производятся и распространяются. 
 
Успешно развиваются и другие движения, например, в конце 60—х годов возникло направление, связанное с именем юриста Ральфа Нейдера и названное “новым консюмеризмом”. Входящие в это направление организации предпочитают методы политической борьбы. Они добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации, бойкоты недоброкачественных товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям. 15марта 1962 году Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей. Он сказал: “Потребители - это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно”.  
 
Американский Президент провозгласил: 
 
* Право на безопасность;  
* Право на информацию; 
* Право на выбор; 
* Право быть выслушанным; 
 
В 70-х годах Р. Нейдер основал несколько групп, самая внушительная из них – “Общественный деятель” – насчитывает 50 тысяч платящих взносы членов. Ее исследовательское подразделение по проблемам здравоохранения поддерживает компанию против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной рекламы медикаментов и химических добавок в пищевых продуктах.  
 
К 80-м годам в США обрело широкую социальную базу экологическое движение. Оно все более вбирает в себя задачи защиты потребителей, поскольку для населения борьба с загрязнением окружающей среды и снижением экологического риска означает не угрожающие здоровью условия труда и отдыха, чистые продукты питания и безопасные потребительские товары. Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы. 
 
В настоящее время потребительские организации в США – мощный фактор в регулировании качества товаров и услуг и с ним считаются как производители и торговля, так и государственные структуры. 
 
Потребительское движение в странах ЕЭС 
 
Европейским экономическим сообществом накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Этот опыт представляется весьма полезным для стран, в которых как в России, законодательство о защите прав потребителей появилось совсем недавно. 
 
Первой организацией потребителей был Потребительский Совет Норвегии – всеобщая организация потребителей Норвегии, основанный в 1953году и имеющий дело с широким спектром потребительских вопросов. Это включает как юридические и экономические вопросы, так и работу, ориентированную на продукты и услуги. Нидерландский союз потребителей создан в 1954году. Союз является независимой организацией, тесно взаимодействующий с государственными органами по вопросам экономики, здравоохранения, экологической чистоты и безопасности товаров. Основная задача Нидерландского союза потребителей – обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.  
 
Договор о создании ЕЭС 1957года (Римский договор) практически не содержал положений, которые прямо касались бы защиты прав потребителей. В наиболее общей форме потребность в обеспечении и защите таких прав сформулирована в ст.2 Договора, провозгласившей, что задачей Сообщества является создание общего рынка, постоянное и равномерное развитие, возрастающая стабильность, скорейшее повышение уровня жизни. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями – изготовителями и продавцами – появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты, облекаемые в форму директив Совета ЕЭС.  
 
Идея защиты прав потребителей на уровне Сообщества, а не только на национальном уровне стран-участниц возникла в 1961году, когда впервые, четыре года спустя после заключения Договора о создании ЕЭС, представители национальных обществ потребителей собрались в помещении Комиссии Европейских сообществ. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕЭС был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС была создана одновременно с принятием в 1975 г. Первой программы действий по защите прав потребителей. Основные принципы и нормы Римского договора дополнены положениями, содержащимися в Едином европейском акте, ратифицированном парламентами всех стран-участниц и вступившими в силу с 1июля 1987года. Расширение ЕЭС до объединенного рынка без границ ставит задачу совершенствовать национальное законодательство в направлении повышения уровня защиты прав своих граждан, включая защиту прав граждан – потребителей. 
 
На международном уровне защита прав потребителей привела к созданию в 1960 году Международной организации потребительских союзов. МОПС был создан пятью потребительскими союзами (СЩА, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия) и её членами могут быть частные независимые организации и государственные организации.  
 
Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей:

  • право на безопасность товара;
  • право на информацию;
  • право на выбор товара;
  • право на выражение своих интересов;
  • право на удовлетворение основных потребностей;
  • право на возмещение ущерба;
  • право на потребительское образование;
  • право на здоровую окружающую среду.

Защита  прав потребителей в СССР и России 
 
22 мая 1991года был принят Закон СССР "О защите прав потребителей", который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу. В условиях образования Содружества независимых государств в ряде республик были приняты законы о защите прав потребителей, для которых союзный закон стал моделью. К таким республиканским законам можно отнести:

  • Закон УССР от 12мая 1991года "О защите прав потребителей", введенный в действие на территории Украины с 01октября 1991года;
  • Закон Казахской ССР от 5июня 1991года "О защите прав потребителей", введенный в действие в Казахстане с 1января 1992года;
  • Закон Республики Кыргызстан от 28 февраля 1992года "О защите прав потребителей;
  • Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993года "О защите прав потребителей", введенный в действие в Беларуси с 1января 1994года.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в  действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей». В законе нашла  отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и другие.  
 
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программы Правительства Российской Федерации до 2010 г. – повышению уровня жизни населения. 
 
В России под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях. При этом следует отметить, что этими структурами далеко не исчерпывается перечень лиц, участвующих в защите прав потребителей. 
 
Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ).В министерстве действует Управление по защите прав потребителей. МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.  
 
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, другими законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Департамент координирует деятельность других органов власти города Москвы, в том числе префектур и управлений районов, контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг.  
 
Основными задачами Департамента является проведение государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг, подготовка и контроль за реализацией городских целевых программ в сфере потребительского рынка и услуг; координация деятельности органов исполнительной власти города и подведомственных организаций в сфере потребительского рынка и услуг; анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка города Москвы, разработка предложений о совершенствовании механизмов экономического и правового регулирования деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм и форм собственности и организаций бытового обслуживания населения; координация деятельности контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы; координация и организация системы защиты прав потребителей; содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг, создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли; поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительского рынка и услуг. 

Информация о работе Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей