Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей "Привереда" и др.).
Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).

Файлы: 1 файл

потреб право.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

 

СТАТЬЯ 45. Права общественных объединений  потребителей (их ассоциаций, союзов) 
 
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и их уставами.  
 
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:  
 
участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;  
 
проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);  
 
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей (абзац дополнен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);  
 
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;  
 
участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;  
 
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;  
 
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;  
 
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).  
 
КОММЕНТАРИЙ 
 
Государство может многое, но не все. Поэтому на помощь потребителю помимо государственных органов приходят общественные организации потребителей. Общественные организации создаются в случае необходимости объединить усилия людей для защиты каких-то интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации - ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.  
 
Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей изначально возникло в крупных городах. В сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже - Московский союз потребителей. Потом стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Ростове, Челябинске... На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей. Для координация своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Кроме того, создаются различные объединения потребителей в отдельных сферах деятельности: Союз вкладчиков сбербанка, Союз потребителей автотехники России, Лига защиты прав путешествующих и т.д. Движение потребителей существует не только в Российской Федерации, но и во многих странах СНГ. Для координации потребительского движения в этих странах, была создана Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) - межгосударственная неправительственная организация. На сегодняшний день КонфОП объединяет 8 национальных и около 50 региональных организаций.  
 
Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях", другим законодательством и может использовать права, предоставленные законом РФ "О защите прав потребителей".  
 
В соответствии со ст.27 Федерального Закона "Об общественный объединениях" (в ред. от 19.07.98г.) общественное объединение граждан имеет право:  
 
- свободно распространять информацию о своей деятельности;  
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;  
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;  
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;  
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;  
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;  
- участвовать в избирательных кампаниях (при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).  
 
В дополнение к этим полномочиям Закон "О защите прав потребителей" предоставляет потребительским организациям дополнительные возможности. Рассмотрим некоторые из них:  
 
Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров (работ услуг). Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации активно используют это право и проводят испытания различных товаров, для того, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний - их независимость. Рассказывая о своем продукте, продавец или производитель постараются предоставить лишь ту информацию, которая будет способствовать росту покупательского спроса. Задача же потребительских организаций сравнить рекламируемый товар с аналогичными по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний потребительские организации обычно публикуют в средствах массовой информации, либо в собственных изданиях.  
 
Еще одно право общественного объединения потребителей - это право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей. Потребительские организации вправе самостоятельно или вместе с уполномоченными государственными органами проводить проверки соблюдения прав потребителей, соблюдения требований законодательства при продаже товаров и оказании услуг. Проводить проверку могут только уполномоченные представители общественного объединения. Они должны в обязательном порядке составить акт проверки, указав в нем все обнаруженные нарушений. Если по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, то общественное объединения обязано передать его в органы местной власти, а при серьезных нарушениях и в прокуратуру для принятия мер к нарушителю.  
 
Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей - независимость. От государства, от политики, от бизнеса. Представьте себе, глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и добиться отмены незаконного постановления.  
 
Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник общества столкнулся в течение дня с каким-то нарушением потребительских прав (одного человека или целого города), то уже вечером общество может начать их защищать.  
 
В последние годы на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнают о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать им некачественные товары и оказывать плохие услуги.  
 


Информация о работе Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей