Общие положения о жилищных правоотношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы заключается в изучении понятия и особенностей жилищных правоотношений.
Для достижения цели работы предлагается решение следующих задач:
1) Изучить понятие и признаки жилищных правоотношений
2) Проанализировать основные источники правового регулирования жилищных правоотношений.
3) Дать характеристику субъективным правам и обязанностям в сфере жилищных правоотношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие положения о жилищных правоотношениях 7
§1. Понятие и признаки жилищных правоотношений 7
§2. Нормативное регулирование жилищных отношений 10
Глава 2. Содержание жилищных правоотношений 18
§1. Субъективные жилищные права 18
§2. Субъективные жилищные обязанности 23
Заключение 29
Список используемой литературы 34
I. Нормативно-правовые акты: 34
III. Специальная литература: 37

Файлы: 1 файл

курсов жилищное право.docx

— 71.22 Кб (Скачать файл)

Понятие жилищного правоотношения является собирательным, охватывающим правоотношения различной отраслевой и видовой принадлежности. Это - отношения  по управлению и эксплуатации жилищного  фонда, обеспечению его сохранности, учету нуждающихся в жилье  граждан и предоставлению жилых  помещений, а также отношения  по владению, использованию и распоряжению пригодных для постоянного проживания жилых помещений, полученных по самым  различным основаниям (социальный наем, коммерческий наем, членство в жилищно-строительном и жилищном кооперативе, семейные отношения  с гражданином, имеющим дом или  квартиру в собственности и т.д.).

Жилищное законодательство регулирует, с одной стороны, организационные  отношения, которые складываются на началах власти и подчинения, а  с другой - отношения, которые складываются на началах равенства их участников.

Как самостоятельная отрасль законодательства жилищное законодательство Российской Федерации сформировалось относительно недавно. Действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются  различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и попадают под собирательное понятие «жилищные отношения». Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм; государственного, административного, гражданского и иных отраслей права, причем далеко не все из них кодифицированы. Именно поэтому жилищное законодательство и относится к комплексным правовым образованиям, состоящим из различных по своей юридической природе нормативных актов и норм.

Субъектами жилищных правоотношений выступают юридические лица, органы государственной власти и граждане. Но самой незащищенной категорией в  жилищных правоотношениях являются граждане. Радикальные преобразования в обществе, особенно в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, затрагивает права и  обязанности каждого человека и  гражданина, проживающего в России. Естественно, как и любой другой процесс изменения общественных отношений, реформирование жилищных правоотношений, а особенно это касается отношений  по оказанию коммунальных услуг, является сложным и болезненным для  каждого конкретного человека процессом, требующим правового информирования и защиты в случае нарушения прав.

Кроме того, жилищными отношения  имеют характерную особенность: они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в  состав жилищного фонда и предназначенное  для проживания. Жилищное законодательство четко отличается от других отраслей законодательства и права наличием специфического объекта регулирования  общественных отношений.

Предметом жилищных правоотношений является жилое помещение, которое должно быть пригодным для постоянного  в нем проживания, хотя бы и было предоставлено для удовлетворения лишь временной потребности в  жилье, а объектом жилищных правоотношений является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке  в состав жилищного фонда и  предназначенное для проживания. Хотя данная норма жилищных правоотношений не всегда реализуется на деле. Многие граждане России живут в жилых помещениях, не соответствующих для проживания по санитарным техническим и иным нормам.

Приобретение жилья в собственность - наиболее острейшая проблема жилищного  правоотношения. Немногие граждане могут  позволить купить жилье. Поэтому  им приходите жить в условиях нарушающих их конституционное право на жилье. В некоторых городах люди живут  в домах, подлежащих сносу, но за неимением  денег они не могут приобрести новое жилище, пригодное для проживания.

Хотя Жилищный кодекс РФ обязывает  органы государственной власти и  органы местного самоуправления (в  пределах их полномочий) обеспечивать условия реализации этого права, в том числе путем предоставления им жилья из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального  найма, но на деле это не всегда происходит. Кроме того, многие чиновники злоупотребляют этим правом, то есть предоставляют  такое жилье лицам, которые не нуждаются в этом. Этот способ приобретения жилья сегодня стоит в ряду остальных (покупка жилья на вторичном  рынке, строительство жилых домов  и прочее), но для малоимущих граждан  он остается единственно возможным.

Договор социального найма занимает особое место. Статья 19 Жилищного кодекса  РФ определяет сферу, где применяется  такой договор: это жилые помещения  государственного и муниципального жилищных фондов социального использования, т.е. предназначенные для социально  незащищенных граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий.

Жилищная проблема в России - одна из острейших.

Поэтому цель жилищной политики на новом  этапе состоит в необходимости  создать надежные правовые гарантии для реализации гражданами конституционного права на жилище в современных  условиях.

Произведя анализ жилищного законодательства, мы пришли к выводу, что для решения  проблем современного законодательства необходимо урегулирование следующих  вопросов:'

  • изменить содержание и усовершенствовать институт социального найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, и прежде всего ограничить категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • определить порядок и условия обеспечения граждан жильем в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма;
  • четко разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по регламентации жилищных правоотношений с целью исключения возможности превышения субъектами Федерации своих полномочий в этой сфере, а также устранить противоречия между нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование правовых механизмов реализации прав по ипотеке, регулировать привлечение долгосрочных ресурсов в сферу ипотечного жилищного  кредитования, создавать благоприятную  налоговую среду для участников этой деятельности и обеспечивать условия  для их эффективной работы.

Значимость выбранной темы подтверждается тем, что за период проведения реформы  жилищно-коммунального хозяйства  ее основные направления неоднократно корректировались с учетом практики ее реализации. И, естественно, для внесения корректив в ход реформ необходим  анализ существующей нормативно-правовой базы и эффективности ее применения.

В настоящее время продолжается процесс разграничения прав владения, пользования и распоряжения объектами  жилищно-коммунального хозяйства, меняются взаимоотношения собственников  в жилищной сфере с предприятиями  различных форм собственности, формируется  рыночный механизм ценообразования  и оплаты жилищно-коммунальных услуг, происходит становление договорных отношений в жилищной сфере. Совершенствуется система оплаты жилья и коммунальных услуг, а также предоставления мер социальной поддержки граждан в период проведения реформы. Каждый из приведенных факторов в той или иной степени влияет на формирование хозяйственного механизма и систему управления жилищной сферой, на важнейшие аспекты ее функционирования в условиях рыночной экономики.

Практическая значимость данной работы состоит еще в том, чтобы, предложить наиболее эффективные формы и  способы защиты прав и законных интересов  граждан и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

I. Нормативно-правовые акты:

    1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
    2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.)
    3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. / Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993.- 25 декабря; 2008. - № 267.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 9 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2009. - № 15. - Ст. 1778.
    5. Жилищный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 октября 2004 г. №188-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть I). - Ст. 14; 2008. - № 30 (часть II). - Ст. 3616.
    6. Градостроительный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть I). - Ст. 16; 2009. - № 1. - Ст. 17.
    7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (с изменениями от 7 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.

- №1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета. - 2009. - № 83.

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. - 1997. - № 145; 2008. - № 267.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 года) // Российская газета. - 2004. - № 292; 2008. - № 158.
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (с изменениями от 23 июля 2008 года) // Российская газета. - 2004. - № 292; 2008. - № 158.
    4. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями от 25 декабря 2008 года) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 32. - Ст.1227; Российская газета. - 2008. - № 266.
    5. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 25 декабря 2008 года) // Российская газета. - 2004. - № 106; 2008. -№266.
    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» // Российская газета. - 2005. - № 112.
    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (с изменениями от 21 сентября 2005 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 19. - Ст. 1812; 2005. - № 39. - Ст. 3957.
    8. Постановление Правительства Российской Федерац</

Информация о работе Общие положения о жилищных правоотношениях