Понятие жилищного правоотношения
является собирательным, охватывающим
правоотношения различной отраслевой
и видовой принадлежности. Это - отношения
по управлению и эксплуатации жилищного
фонда, обеспечению его сохранности,
учету нуждающихся в жилье
граждан и предоставлению жилых
помещений, а также отношения
по владению, использованию и распоряжению
пригодных для постоянного проживания
жилых помещений, полученных по самым
различным основаниям (социальный наем,
коммерческий наем, членство в жилищно-строительном
и жилищном кооперативе, семейные отношения
с гражданином, имеющим дом или
квартиру в собственности и т.д.).
Жилищное законодательство регулирует,
с одной стороны, организационные
отношения, которые складываются на
началах власти и подчинения, а
с другой - отношения, которые складываются
на началах равенства их участников.
Как самостоятельная отрасль законодательства
жилищное законодательство Российской
Федерации сформировалось относительно
недавно. Действие жилищного законодательства
распространяется на разнородные общественные
отношения, к которым применяются
различные методы правового регулирования,
хотя указанные отношения и попадают
под собирательное понятие «жилищные
отношения». Их регулирование происходит
путем применения различных по своей отраслевой
принадлежности правовых норм; государственного,
административного, гражданского и иных
отраслей права, причем далеко не все из
них кодифицированы. Именно поэтому жилищное
законодательство и относится к комплексным
правовым образованиям, состоящим из различных
по своей юридической природе нормативных
актов и норм.
Субъектами жилищных правоотношений
выступают юридические лица, органы
государственной власти и граждане.
Но самой незащищенной категорией в
жилищных правоотношениях являются
граждане. Радикальные преобразования
в обществе, особенно в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, затрагивает права и
обязанности каждого человека и
гражданина, проживающего в России.
Естественно, как и любой другой
процесс изменения общественных
отношений, реформирование жилищных правоотношений,
а особенно это касается отношений
по оказанию коммунальных услуг, является
сложным и болезненным для
каждого конкретного человека процессом,
требующим правового информирования
и защиты в случае нарушения прав.
Кроме того, жилищными отношения
имеют характерную особенность:
они складываются, как правило, по
поводу готового объекта, которым является
жилой дом или иное жилище, включенное
в установленном порядке в
состав жилищного фонда и предназначенное
для проживания. Жилищное законодательство
четко отличается от других отраслей
законодательства и права наличием
специфического объекта регулирования
общественных отношений.
Предметом жилищных правоотношений является
жилое помещение, которое должно
быть пригодным для постоянного
в нем проживания, хотя бы и было
предоставлено для удовлетворения
лишь временной потребности в
жилье, а объектом жилищных правоотношений
является жилой дом или иное жилище,
включенное в установленном порядке
в состав жилищного фонда и
предназначенное для проживания.
Хотя данная норма жилищных правоотношений
не всегда реализуется на деле. Многие
граждане России живут в жилых помещениях,
не соответствующих для проживания по
санитарным техническим и иным нормам.
Приобретение жилья в собственность
- наиболее острейшая проблема жилищного
правоотношения. Немногие граждане могут
позволить купить жилье. Поэтому
им приходите жить в условиях нарушающих
их конституционное право на жилье.
В некоторых городах люди живут
в домах, подлежащих сносу, но за неимением
денег они не могут приобрести
новое жилище, пригодное для проживания.
Хотя Жилищный кодекс РФ обязывает
органы государственной власти и
органы местного самоуправления (в
пределах их полномочий) обеспечивать
условия реализации этого права,
в том числе путем предоставления
им жилья из государственного и муниципального
жилищных фондов по договорам социального
найма, но на деле это не всегда происходит.
Кроме того, многие чиновники злоупотребляют
этим правом, то есть предоставляют
такое жилье лицам, которые не
нуждаются в этом. Этот способ приобретения
жилья сегодня стоит в ряду
остальных (покупка жилья на вторичном
рынке, строительство жилых домов
и прочее), но для малоимущих граждан
он остается единственно возможным.
Договор социального найма занимает
особое место. Статья 19 Жилищного кодекса
РФ определяет сферу, где применяется
такой договор: это жилые помещения
государственного и муниципального
жилищных фондов социального использования,
т.е. предназначенные для социально
незащищенных граждан, нуждающихся
в улучшении жилищных условий.
Жилищная проблема в России - одна
из острейших.
Поэтому цель жилищной политики на новом
этапе состоит в необходимости
создать надежные правовые гарантии
для реализации гражданами конституционного
права на жилище в современных
условиях.
Произведя анализ жилищного законодательства,
мы пришли к выводу, что для решения
проблем современного законодательства
необходимо урегулирование следующих
вопросов:'
- изменить содержание и усовершенствовать институт социального найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, и прежде всего ограничить категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- определить порядок и условия обеспечения граждан жильем в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма;
- четко разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по регламентации жилищных правоотношений с целью исключения возможности превышения субъектами Федерации своих полномочий в этой сфере, а также устранить противоречия между нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, необходимо осуществлять
дальнейшее совершенствование правовых
механизмов реализации прав по ипотеке,
регулировать привлечение долгосрочных
ресурсов в сферу ипотечного жилищного
кредитования, создавать благоприятную
налоговую среду для участников
этой деятельности и обеспечивать условия
для их эффективной работы.
Значимость выбранной темы подтверждается
тем, что за период проведения реформы
жилищно-коммунального хозяйства
ее основные направления неоднократно
корректировались с учетом практики
ее реализации. И, естественно, для внесения
корректив в ход реформ необходим
анализ существующей нормативно-правовой
базы и эффективности ее применения.
В настоящее время продолжается
процесс разграничения прав владения,
пользования и распоряжения объектами
жилищно-коммунального хозяйства, меняются
взаимоотношения собственников
в жилищной сфере с предприятиями
различных форм собственности, формируется
рыночный механизм ценообразования
и оплаты жилищно-коммунальных услуг,
происходит становление договорных отношений
в жилищной сфере. Совершенствуется система
оплаты жилья и коммунальных услуг, а также
предоставления мер социальной поддержки
граждан в период проведения реформы.
Каждый из приведенных факторов в той
или иной степени влияет на формирование
хозяйственного механизма и систему управления
жилищной сферой, на важнейшие аспекты
ее функционирования в условиях рыночной
экономики.
Практическая значимость данной работы
состоит еще в том, чтобы, предложить
наиболее эффективные формы и
способы защиты прав и законных интересов
граждан и организаций.
Список используемой литературы
I. Нормативно-правовые акты:
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.)
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. / Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993.- 25 декабря; 2008. - № 267.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 9 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2009. - № 15. - Ст. 1778.
- Жилищный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 октября 2004 г. №188-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть I). - Ст. 14; 2008. - № 30 (часть II). - Ст. 3616.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть I). - Ст. 16; 2009. - № 1. - Ст. 17.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (с изменениями от 7 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.
- №1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета.
- 2009. - № 83.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. - 1997. - № 145; 2008. - № 267.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 года) // Российская газета. - 2004. - № 292; 2008. - № 158.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (с изменениями от 23 июля 2008 года) // Российская газета. - 2004. - № 292; 2008. - № 158.
- Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями от 25 декабря 2008 года) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 32. - Ст.1227; Российская газета. - 2008. - № 266.
- Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 25 декабря 2008 года) // Российская газета. - 2004. - № 106; 2008. -№266.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» // Российская газета. - 2005. - № 112.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (с изменениями от 21 сентября 2005 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 19. - Ст. 1812; 2005. - № 39. - Ст. 3957.
- Постановление Правительства Российской Федерац</