Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение основных конституционных обязанностей человека и гражданина РФ, способы и препятствия реализации их в настоящей действительности.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
1) дать понятие и попытаться проанализировать конституционные обязанности человека и гражданина;
2) проследить их законодательное закрепление в нашей стране;
Введение.
1. Понятие конституционных обязанностей человека и гражданина.
1.1. Сущность конституционных обязанностей
1.2. Классификация конституционных обязанностей.
2. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ.
2.1. Перечень конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ.
2.2. Трудности реализации конституционных обязанностей.
Заключение.
Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. По существу, речь идет о соблюдении всего действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы, а именно: граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.
Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Например, статья 13, часть 5 запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.
Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3 Конституции РФ).
Согласно данного положения Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Человек не может быть свободен от общества и государства, в котором он живет, и его права и свободы в той или иной мере затрагивают интересы других людей, социальных групп или общества в целом. Баланс интересов, толерантность, достижение компромиссов несовпадающих целей и действий, общественное согласие и социальное партнерство являются основными признаками гражданского общества. Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка.
Фактически Конституции РФ устанавливает общепризнанный правовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе
Уважение к чужим
правам требует развитого
Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2 и 3 Конституции РФ).
В данных положениях Конституции закреплены сразу две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях и их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи.
Данные конституционные обязанности нашли более полное отражение в Семейном Кодексе РФ (главы 12-13, 15).
Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их право и как их обязанность. Таким образом, в законодательном порядке отражено воспитание детей в двух аспекта: частноправовой – так как воспитание детей является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой - так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей.
Данная норма статьи Конституции РФ также обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи, родителей (статья 87 Семейного Кодекса РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (статья 95 Семейного Кодекса РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.
Получение основного общего образования (статья 43, часть 4 Конституции РФ).
Согласно данного положения Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования. Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ, но в более категоричной и однозначной форме - " Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования".
Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но за нарушение обязанности не предусмотрено какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной, а отсутствие аттестата зрелости станет препятствием для поступления высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность и других ступеней образования.
Требования к содержанию
и качеству образования всех ступеней
устанавливаются
С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) начального общего образования. В 2015 году, когда эти дети перейдут в 5 класс, все школы начнут работать по новому стандарту основной школы. Его апробация начинается с сентября 2012 года. Разработан и федеральным государственным образовательным стандарт старшей школы. После общественного обсуждения в течение года, с учетом замечаний и предложений, поступивших на сайт, а также от группы по доработке стандарта под руководством М.В. Ковальчука, ФГОС среднего (полного) общего образования был утвержден 17 мая 2012 года приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России. Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования.
4 сентября 2012 года в
Государственной Думе
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится новый закон «Об образовании в РФ».
Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3 Конституции РФ).
Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, так как данная обязанность не может выполнять только государство, тем более что есть культурные ценности, находящиеся в частной собственности у граждан.
Отношения в области
охраны объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации регулируются Граждан
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации" направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В статье 62 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями) предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре. В статье 240 Гражданского Кодекса РФ говорится об изъятии у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения. Уголовный кодекс РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.
Уплата налогов и сборов (статья 57 Конституции РФ).
Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства, так как с помощью данного рычага государство осуществляет перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета, с помощью которого государство финансирует реализацию своих функций. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.
При этом Конституция РФ не конкретизирует цели взимания налогов и указывает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В целях конкретизации статья 57 Конституции РФ принят Налоговый Кодекс РФ, дающий определения налога и сбора.
Обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении, как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.
Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ. При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ на первое место поставил публичные интересы.
Обязанность своевременно и полностью уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом: знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций, дает право пользоваться благами государственной деятельности (бесплатное образование, бесплатная медицина и др.).
Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
Охрана природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции РФ).
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты.
Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Обязанность конкретизирована в Федеральных Законах РФ «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О недрах», Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, "Об экологической экспертизе" и иных природоохранных актах.
Обязанность, предусмотренная данной статьей Конституции РФ, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства и связана с ухудшением экологической обстановки, что стало одной из важнейших глобальных проблем человечества. Данная обязанность распространяется на юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды» в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и т.д.
Информация о работе Обязанности человека и гражданина по Конституции Российской Федерации