Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение основных конституционных обязанностей человека и гражданина РФ, способы и препятствия реализации их в настоящей действительности.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
1) дать понятие и попытаться проанализировать конституционные обязанности человека и гражданина;
2) проследить их законодательное закрепление в нашей стране;
Введение.
1. Понятие конституционных обязанностей человека и гражданина.
1.1. Сущность конституционных обязанностей
1.2. Классификация конституционных обязанностей.
2. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ.
2.1. Перечень конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ.
2.2. Трудности реализации конституционных обязанностей.
Заключение.
Законодательство России сочетает административные и экономические меры охраны природы и окружающей среды.
Защита Отечества (статья 59 Конституции РФ).
Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является не только обязанностью гражданина Российской Федерации, но и долгом. В отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России, и помимо юридической обязанности имеет еще и моральный аспект. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации встать на защиту государства. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.
В соответствии с Конституцией РФ обязанностью гражданина также является несение военной службы, порядок которой определяется Федеральным Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе". Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. - 12 месяцев. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу - в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.
Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин - граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры к увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.
Часть 3 статьи 59 Конституции РФ устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы. Прямо указано только исключение для граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Например, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Стоит отметить, что альтернативная служба имеет смысл при наличии в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Переход России полностью на военную службу по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.
За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.
Контрактная служба регулируется Положением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в редакции от 6 января 2007 г.).
2.2. Трудности реализации конституционных обязанностей.
Несмотря на кажущуюся простоту, институт обязанностей в современном российском обществе находит немало проблем при своей реализации. Почти все они связаны с несовершенством законодательства и низким уровнем правосознания у населения. Это выражается в игнорировании гражданами своих обязанностей, их несоблюдении или появлении противоречий между гражданами и органами исполнительной власти при попытке их осуществления.
Невыполнение конституционных обязанностей влечёт к неосуществлению их основной задачи - поддержания равновесного баланса прав различных людей, что противоречит конституционным принципам правового государства.
С реализацией каждой обязанности связаны свои проблемы. Это может быть отсутствие нормативных актов конкретизирующих саму обязанность и порядок её выполнения, а также отсутствие меры ответственности за невыполнение оной (обязанность получения основного общего образования). Также препятствием к выполнению обязанности может быть нежелание граждан или уклонение от её исполнения (обязанность нести военную службу). Или даже может существовать широкая нормативная регламентация исполнения обязанности во множественных актах различных законодательных органов, которая приводит к внутренним противоречиям положений этих актов друг другу и делающая исполнение обязанности гражданином трудновыполнимой задачей (обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов).
В большинстве случаев проблемы невыполнения человеком и гражданами своих обязанностей связано с морально-этическим или даже культурным уровнем развития человека и основывается на его осознанном волеизъявлении, а законодательно в большинстве случаев закреплена мера ответственности за неисполнение человеком возложенных на него обязанностей. Хотя вина государства в этом определённо есть, поскольку именно государство оказывает значительное влияние на формирование правосознания личности, которое в дальнейшем и является основой правопослушного поведения.
Заключение.
Проанализировав содержание конституционных обязанностей и формы их закрепления в Конституции РФ и других нормативных актах, можно сделать вывод, что в целом конституционные обязанности гражданина составляют существенную часть Конституции РФ. Однако в тексте Конституции РФ не прослеживается четкого противопоставления конституционных обязанностей с сопряженными с ними правами и свободами. Даже название главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» не содержит указание на содержание в данной главе конституционных обязанностей. В результате нет четкого восприятия содержания обязанностей и сопряженности их с правами и свободами. Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь разработчикам законов, так как регулирование отношений между обществом, государством и личностью успешнее осуществляется при опоре на два рычага управления одновременно: права и обязанности.
В целях развития правовых механизмов регулирования отношений в области конституционных обязанностей человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства необходимо осуществлять совершенствование федерального нормативного правового обеспечения и приводить его в соответствие с Конституцией РФ.
Конституционные обязанности являются юридической базой для всех обязанностей человека и гражданина, записанных в текущем законодательстве, так как они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Поэтому необходима их конкретизация и развитие посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют остаться в значительной степени нереализованными.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Семейный Кодекс РФ от 29.19.1995 г. №223-ФЗ (ред. от 30.11.2011). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об альтернативной гражданской службе. Федеральный закон от 25.07.2002 №113-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Об образовании. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 12.11.2012). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Федеральный закон от 25.06. 2002 г. №73-ФЗ (ред. от 12.11.2012, с изм. от 03.12.2012). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный Закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (с изм. внесенными Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов -6-е изд., изм. и доп. Норма, 2007. - 784 с.
11. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 858 с.
13. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Деловой двор, 2009 г. – 600 с.
Информация о работе Обязанности человека и гражданина по Конституции Российской Федерации