Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 07:58, курсовая работа
Цель работы: системный анализ теоретических и практических проблем, связанных с применением ограниченных вещных прав на землю, и их решение; выявление особенностей данных прав и внесение предложений по совершенствованию законодательства.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач:
- раскрыть понятие и сущность ограниченных вещных прав на землю;
- проанализировать соотношение ограниченных вещных прав с правом собственности;
Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава I. Общие положения об ограниченных вещных правах……............6
1.1. Понятие ограниченных вещных прав…………………………………….…6
1.2. Соотношение ограниченных вещных прав с правом собственности…......8
Глава II.Виды ограниченных вещных прав на земельные участки…….17
2.1. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владение………………………………………………………….17
2.2.. Владение и пользование земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования………………………………………………………..20
2.3. Право на ограниченное пользование чужими земельными участками………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...33
Пункт 8 ст. 23 Кодекса гарантирует право на судебную защиту лицам, права и законные интересы которых могут быть ущемлены в результате установления публичного сервитута. В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 29 Постановления от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал на то, что при принятии искового заявления от лиц, права и законные интересы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходимо учитывать, что дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу ч. 2 ст. 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов. Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»28 и п. 2 ст. 23 Кодекса, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.
Сервитуты подлежат государственной регистрации, при которой применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»29, так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов. Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в указанном Едином государственном реестре.
Итак, юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Заключение
При написании курсовой работы были рассмотрены научные труды, посвященные различным аспектам рассматриваемой проблемы ограниченных вещных прав на земельные участки.
Подводя итоги курсовой работы можно утверждать, что цели и задачи, в целом были достигнуты.
И из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов:
1. Под вещным правом понимают право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Вещное право закрепляет отношение лица к вещи (имуществу), обеспечивая за счет этой вещи удовлетворение самых различных потребностей. Носитель вещного права не находится в безвоздушном пространстве, не остается с вещью один на один, он всегда действует в сложной сети социальных связей и отношений, в результате чего характер юридически значимого приобретает как его собственное поведение, так и поведение окружающих его третьих лиц. В юридической литературе указываются различные признаки, присущие вещным правам: они носят бессрочный характер; их объектом является вещь; требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав; вещным правам присуще право следования; они пользуются абсолютной защитой.
2. К ограниченным вещным правам по использованию чужих земельных участков относятся: 1) право пожизненного наследуемого владения землей; 2) право постоянного (бессрочного) пользования землей; 3) сервитуты (сервитутные права), которые могут иметь объектом (обременять в том или ином отношении) не только земельные участки (например, путем предоставления субъекту такого права возможности прохода или проезда через чужой земельный участок и т.п.), но и здания и сооружения. В ГК РФ они рассматриваются как права ограниченного пользования соседним участком (земельный сервитут), возникающие на основе соглашения собственников соседствующих участков (с возможностью, однако, принудительного установления судом такого сервитута). Водные сервитута в виде прав на забор воды, водопой скота, осуществления паромных и лодочных переправ через водные объекты по соглашению с их собственниками предусмотрены ст. 43-44 Водного кодекса РФ); 4) право на застройку чужого земельного участка, принадлежащее субъектам прав пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования.
Следует обратить внимание на то, что земельный участок (часть участка) может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы «описаны и удостоверены в установленном порядке». Это касается и способности земельного участка быть объектом права собственности, а также ограниченных гражданских прав на землю. Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства. Для того чтобы земельный участок или его часть могли стать объектом субъективных гражданских прав, соответствующий земельный участок (в том числе образованный в результате разделения другого земельного участка) должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 Земельного кодекса РФ.
4. Объем субъективных гражданских прав юридических лиц и граждан, являющихся носителями указанных прав, в той или иной степени ограничен по сравнению с объемом правомочий собственников земли. По этой причине иные, помимо права собственности, права в отношении земельных участков условно можно обозначить как ограниченные права.
5. Основные гражданские права и обязанности лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в отношении таких участков определяются в соответствии с гражданским законодательством. Однако поскольку отношения по использованию и охране земель регулирует земельное законодательство, постольку права и обязанности, связанные с использованием земельных участков указанными лицами, установлены в ст. 41 и 42 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков (кроме обладателей сервитутов), осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Кодекса, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи. Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, установившим такой сервитут. Права обладателей публичного сервитута определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
6. Земельные участки, закрепленные на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, являясь объектами гражданских прав, тем не менее, лишены самостоятельной оборотоспособности. При отчуждении строения такие земельные участки следуют его судьбе, т.е. переходят к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).
Право пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ) не может принадлежать иным, помимо граждан, участникам земельных отношений.
7. Итак, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного управления.
Не могут быть носителями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (землепользователями) юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ.
8. Юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Список использованных источников и литературы
Нормативные и правовые акты:
9. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
11. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Научная и учебная литература:
1 Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., ТК Велби, Проспект, 2007. С.117-119.
2 Гражданское право: Учебник. Т. I / Отв. ред. О.Н. Садикова. М.: Юрист. 2008. С. 158
3Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки. «Журнал российского права». 2002. С. 1.
4 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
5 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4147.
6 СЗ РФ. 1994г. № 32. Ст.3302.
7 Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации / Крашенинников П.В.М.; Статут, 2002. С. 21.
8 Конституция РФ. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
9 Российская газета от 20 июля 2001. № 2750.
10 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4148.
11 Можаровский В. Оборот земельных участков в свете нового земельного законодательства // Хозяйство и право. 2002. № 11. С. 42-48.
12 Право собственности: пределы и ограничения / Камышанский В.П., Филиппов П.М. М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С.144.
13 Станкевич Т.Б. Ограничение права собственности на землю: история и современность // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. 2002. № 2. С. 58-59.
14 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3594.
15 Андреева М.Б. Право собственности и иные вещные права на землю в свете нового земельного законодательства // Иваново-Вознесенский юридический вестник: Научно-практический журнал. Иваново, 2002. 200 лет Министерству юстиции Российской Федерации. № 10. С.16-21.
16 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.4147.
17 Тихомиров М. Ограничение права на земельные участки в Российской Федерации // Право и экономика, 2008. № 7. С. 87.
18 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
19 Тихомиров М. Ограничение права на земельные участки в Российской Федерации // Право и экономика, 2008. № 7. С. 87.
20 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
21 СЗ РФ. 1998. №16. Ст. 1801.
22 Вестник ВАС РФ. 2005. № 5.
23 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю.Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2001-2007. С. 154.
24 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 163.
25 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. ГВ.Чубукова, М.Ю.Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 165.
26 Постановление ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. по делу № А12-17236/02-С43.
27 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007. С. 166-167.
Информация о работе Ограниченные вещные права на земельные участки