Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:06, курсовая работа
Закон не содержит понятия «стадия исполнительного производства», однако под стадией необходимо понимать такую относительно обособленную и сравнительно самостоятельную часть исполнительного производства (совокупность действий и т.д.), которая, наряду с его общими задачами (в самом общем виде это своевременное, полное и законное фактическое исполнение требований исполнительного документа), имеет свойственные только ей задачи и особенности. На каждой стадии имеют место определенные действия, которые являются частными по отношении к общей цели исполнительного производства. Стадии органично связаны между собой и последующая начинается только после окончания предыдущей.
Введение…………………………………...............................................................3
Глава 1. Возбуждение исполнительного производства………………………...5
Возбуждение исполнительного производства…………………...………5
Возвращение исполнительного документа на стадии возбуждения исполнительного производства…………………………………………………..9
Глава 2. Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе………………………………………………………………………...14
2.1. Добровольное исполнение………………………………………………….14
2.2. Меры принудительного исполнения …………………………………...…16
2.3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды дохода должника …………………………..……………………………...21
2.4. Отложение исполнительных действий…………………………………….38
2.5. Приостановление исполнительного производства………………………..40
Глава 3. Окончание исполнительного производства………………………….46
3.1. Прекращение исполнительного производства……………………………46
3.2. Окончание исполнительного производства……………………………….47
3.3. Возвращение исполнительного документа………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы...................................................................55
В отличие от двух предыдущих и ряда последующих случаев указанная норма защищает не только права и интересы должника (на что, большей частью и направлена реализация института приостановления исполнительного производства), но и интерес взыскателя, если он по тем или иным причинам не может непосредственно принять исполнение. Как в отношении должника, так и в отношении взыскателя приостановление исполнительных действий обязательно, однако в последнем случае приостановление может быть произведено только по просьбе взыскателя76.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях77.
Законодательство не содержит определения понятия «боевые действия», однако из смысла п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об обороне» следует, что боевые действия — это действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны2. Подпункт «а» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» разграничивает понятия участия в боевых действиях и выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.
Учитывая отсутствие легитимного определения «боевых действий» представляется разумным широкое толкование данного термина для целей исполнительного производства, что позволит защитить права и охраняемые законом интересы должника и взыскателя, не только участвующих в боевых действиях, но и выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, тем более, что расширительное толкование понятия «боевые действия» содержится в подзаконных актах.
7) В случае предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание78.
В юридической науке и практике сложилось определенное мнение, что споры об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в тех случаях, когда нарушены права третьих лиц, относятся к сфере применения исков, связанных с устранением препятствий в распоряжении (иногда пользовании) имуществом — негаторных исков по правилам ст. 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Напротив, иски об освобождении имущества от ареста, которые подают собственники (обладатели иных вещных прав), лишенные права реально владеть этим имуществом, следует квалифицировать как виндикационные: они могут быть заявлены по правилам ст. 301 и 305 ГК РФ79.
Возможность подачи негаторного иска прямо предусмотрена и статьей 92 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в которой прямо указано, что в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи80.
К числу факультативных (возможных) случаев приостановления исполнительного производства относятся случаи, указанные в ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В этих случаях производство может быть приостановлено, но обязанности приостановления нет.
Так, исполнительное производство может быть приостановлено:
1) В случае обращения
судебного пристава-
Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа. Вместе с тем, представляется ошибочным включение в число фактических обстоятельств, при наличии которых приостановление исполнительного производства лишь возможно. Правильнее было бы признать обязательность приостановления в данном случае. Действительно, судебный пристав-исполнитель не зная как правильно исполнить требования исполнительного документа и обратившись для этого за разъяснением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, просто не может до решения судом вопроса по существу совершать юридически безупречные исполнительные действия, так как всегда существует потенциальная возможность того, что суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, разъяснит его иначе, чем это понимает пристав-исполнитель.
2) В случае просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации81.
Указанная норма схожа с нормой, предусмотренной п. 3 ст. 20 Закона, где указано, что исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях. Вся разница, таким образом, в участии или неучастии должника именно в боевых действиях. Видимо, законодатель посчитал, что участие в боевых действиях однозначно исключает для должника возможность исполнения и не позволяет произвести исполнение судебному приставу-исполнителю.
Кроме того, такого рода права для взыскателя в данном случае не предусмотрено, что ставит стороны в неравное положение, так как взыскатель может проходить службу и не иметь возможности принять исполнение от должника82.
3) В случае нахождения
должника в длительной
В законодательстве понятие «длительная командировка» не определено. Думается, что в данном случае и нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное, поэтому под «длительными командировками» следует иметь «те служебные командировки, которые носят длительный характер. При выезде в командировку на небольшой срок, когда возвращение стороны заранее определено, рассмотрение дела откладывается с указанием конкретного дня судебного заседания с таким расчетом, чтобы лицо, находящееся вне места рассмотрения дела, было надлежащим образом извещено и имело реальную возможность после возвращения из командировки принять участие в судебном заседании». С точки зрения исполнительного производства показателен не временной или какой-либо другой фактор, а сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства84.
4) В случае нахождения
должника на лечении в
5) В случае подачи жалобы на действия судебного пристава- исполнителя или отказ в его отводе85. Такая норма представляется разумной. Правда, при подготовке проекта Закона были предложения о том, что в данном случае приостановление необходимо сделать обязательным. Между тем, такая позиция привела бы к фактическому уклонению должников от исполнения требований исполнительных документов путем «перманентного» оспаривания действий судебных приставов-исполнителей и требования их отвода86.
Думается, что эту норму следует толковать расширительно. С другой стороны, предприниматель может, например, изменить место деятельности и фактического проживания без изменения места жительства, что не позволит передать исполнительный документ в другую службу судебных приставов и решение фактически не будет исполнено. Таким образом, следует распространять правило об отпуске и на других трудоспособных занятых или самозанятых лиц, однако к определению временных рамок следует также подходить, пользуясь критериями трудового права - 1 -2 месяца в году87.
Законом предусмотрены сроки приостановления исполнительного производства.
Так, в соответствии п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается в случаях:
1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, недееспособным, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - до определения его правопреемников, передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства, или назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу;
2) прохождения взыскателем или должником военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, нахождения в длительной служебной командировке, стационарном лечебном учреждении или розыска должника, его имущества или розыска отобранного у него ребенка — до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения либо завершения розыска должника, его имущества или завершения розыска отобранного у него ребенка;
Согласно п.2 ст. 22 Закона после устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава - исполнителя. Вместе с тем, представляется, что обязанность своевременного обращения в суд с заявлением о возобновлении исполнительного производства должна лежать на судебном приставе-исполнителе, как должностном лице органа принудительного исполнения, ответственном за своевременное и полное исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем, в заявлении взыскателя не должно быть необходимости.
В п. 3 ст. 22 Закона предусмотрено, что установленные настоящей статьей сроки приостановления исполнительного производства могут быть сокращены судом, однако, такая формулировка некорректна в отношении сроков приостановления исполнительного производства в случаях обязательного его приостановления. Действительно, как быть, например, в случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации? Пунктом 3 статьи 20 Закона должнику в таком случае гарантировано приостановление исполнительного производства, так как, находясь в рядах Вооруженных Сил и участвуя в боевых действиях фактически не может исполнить требования исполнительного документа.
В п.п. 2 п. 1 ст. 22 Закона должнику гарантируется приостановление исполнительного производства до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, сокращение срока приостановления явно приведет (как и в случаях с нахождением должника в длительной командировке, на стационарном лечении и т. п.) к нарушению его прав, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Более правильным будет сокращение срока приостановления исполнительного производства лишь в случаях его факультативного приостановления89.
Как уже отмечалось, рассмотрение вопросов о приостановлении исполнительного производства относится к компетенции судебных органов. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя90.
Решение о приостановлении суд доводит до заинтересованных лиц судебный пристав-исполнитель. Он, как это предусмотрено п. 3 ст. 24 Закона, в трехдневный срок сообщает об этом сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.