Окончание исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Закон не содержит понятия «стадия исполнительного производства», однако под стадией необходимо понимать такую относительно обособленную и сравнительно самостоятельную часть исполнительного производства (совокупность действий и т.д.), которая, наряду с его общими задачами (в самом общем виде это своевременное, полное и законное фактическое исполнение требований исполнительного документа), имеет свойственные только ей задачи и особенности. На каждой стадии имеют место определенные действия, которые являются частными по отношении к общей цели исполнительного производства. Стадии органично связаны между собой и последующая начинается только после окончания предыдущей.

Содержание работы

Введение…………………………………...............................................................3
Глава 1. Возбуждение исполнительного производства………………………...5
Возбуждение исполнительного производства…………………...………5
Возвращение исполнительного документа на стадии возбуждения исполнительного производства…………………………………………………..9
Глава 2. Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе………………………………………………………………………...14
2.1. Добровольное исполнение………………………………………………….14
2.2. Меры принудительного исполнения …………………………………...…16
2.3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды дохода должника …………………………..……………………………...21
2.4. Отложение исполнительных действий…………………………………….38
2.5. Приостановление исполнительного производства………………………..40
Глава 3. Окончание исполнительного производства………………………….46
3.1. Прекращение исполнительного производства……………………………46
3.2. Окончание исполнительного производства……………………………….47
3.3. Возвращение исполнительного документа………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы...................................................................55

Файлы: 1 файл

Стадии исполнительного производства.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Определение о приостановлении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и порядке, которые предусмотрены ГПК РФ и АПК РФ (п. 4 ст. 24 Закона).

 

Глава 3. Окончание исполнительного производства

 

3.1. Прекращение  исполнительного производства

 

Прекращение исполнительного производства означает прекращение каких-либо мер (в том числе исполнительных действий), направленных как на добровольное, так и на принудительное взыскание, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: «по прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются». В силу п.п. 6 п. 1 ст. 27 Закона прекращение исполнительного производства является одним из оснований для его окончания91.

Статья 23 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований прекращения исполнительного производства, к которым относятся:

  1. принятие судом отказа взыскателя от взыскания;
  2. утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  3. смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявление его умершим, признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования 
    или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;

4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;

  1. истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;
  2. отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;
  3. отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю92.

Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 24 Закона).

После принятия решения о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ (п. 3 ст. 24 Закона)93.

Так же как и определение о приостановлении, определение о прекращении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и порядке, которые предусмотрены ГПК РФ и АПК РФ, о чем уже говорилось ранее.

После вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению. Указанное определение и исполнительный документ, в котором судебный пристав-исполнитель должен произвести соответствующие отметки, возвращаются в суд или другой орган, выдавший этот документ94.

В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику (п. 4 ст. 81 Закона)95.

При прекращении исполнительного производства из-за безосновательного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и возвращения исполнительного документа взыскателю, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению исполнительного документа, взыскателю возвращается часть авансового взноса, превышающая расходы по совершению исполнительных действий (п. 3 ст. 83 Закона). В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены постановления, на основании которого был выдан исполнительный документ, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета (п. 2 ст. 84 Закона).

Таковы основные последствия прекращения исполнительного производства96.

 

3.2. Окончание исполнительного производства

 

Окончание исполнительного производства является обязательной стадией исполнительного процесса. Любое исполнительное производство в предусмотренных законом случаях должно быть окончено. Окончание исполнительного производства — естественное завершение исполнительного процесса97.

Окончание недопустимо смешивать с прекращением исполнительного производства: это близкие, хотя и не тождественные понятия. Прекращение связано лишь с прекращением исполнительных действий, а окончание — это окончание всего исполнительного процесса. Прекращение наступает по материальным основаниям, а окончание — по процессуальным; последствия различаются также: в первом случае они материальные (см., например, статью 25 Закона), во втором — процессуальные. Прекращение является лишь одним из оснований окончания исполнительного производства (п.п. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), прекращения производства может и не быть, но оно оканчивается по другим основаниям98.

Прекращение или приостановление исполнительного производства относится к компетенции суда, при этом суд рассматривает вопрос по существу: все ли меры к осуществлению принудительного взыскания предприняты судебным приставом-исполнителем. Вопрос об окончании производства решает судебный пристав-исполнитель самостоятельно. При этом он не рассматривает вопроса по существу, а принимает процессуальное решение при наличии определенных процессуальных обстоятельств.

Пункт 1 статьи 27 Закона предусматривает, что исполнительное производство оканчивается:

  1. В случае фактического исполнения исполнительного документа. 
    Это самое желаемое основание для окончания производства. Документ 
    исполнен и с отметкой судебного пристава-исполнителя об исполнении 
    возвращается в суд или иной выдавший его орган.
  2. В случае возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя. Это может быть вызвано различного рода обстоятельствами: рассмотрением вопроса в суде, который может повлечь поворот исполнения решения, признания решения о взыскании, принятого контролирующим органом неправомерным и т. п. Отдельно оговаривается, что это возможно по заявлению взыскателя, что еще раз подчеркивает диспозитивный характер исполнительного производства в современных российских условиях, так как позволяет взыскателю самому решать, необходимо ли ему принудительное исполнение государственными органами или нет.

3) В случае возвращения  исполнительного документа по  основаниям, указанным в статье 26 Закона. В п. 1 ст. 26 Федерального закона 
«Об исполнительном производстве» предусмотрены исчерпывающие 
основания для возвращения исполнительного документа.

4) В случае направления  исполнительного документа в  организацию 
для единовременного или периодического удержания из заработка (до 
хода) должника99. На практике это связано, как правило, с удержанием 
алиментных платежей из заработной платы, однако случаи направления исполнительного документа не ограничиваются указанными.

В соответствии с п. 115 применявшейся ранее Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной приказом Минюста СССР от 15.11.1985 г. № 22 , судебный исполнитель обязан был периодически, не реже одного раза в квартал, лично или с помощью народных заседателей проверять непосредственно на месте в учреждениях, предприятиях, совхозах, колхозах и других организациях правильность и своевременность производимых удержаний из заработной платы и других видов доходов должника и пересылки удержанных сумм взыскателю. О проведенной проверке судебным исполнителем составлялся акт.

Данная Инструкция перестала применяться в соответствии с п. 1 Приказа Министра юстиции Российской Федерации от 20 декабря 1999 года № 364, однако определенное время она действовала наряду с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» как не противоречащий данному Закону акт. При этом требования п. 115 инструкции нередко игнорировались судебными приставами-исполнителями100.

В настоящий момент вышеуказанная инструкция не применяется, однако проверка правильности и своевременности удержаний по исполнительным документам, направленных судебным приставом-исполнителем по месту работы должника приветствуется, а по взысканию алиментов даже обязательна101.

5) В случае направления исполнительного документа из одной 
службы судебных приставов или одного подразделения в другие. На 
правление осуществляется в соответствии со статьей 11 Федерального 
закона «Об исполнительном производстве».

6) В уже упомянутом выше случае прекращения исполнительного 
производства102.

Несмотря на то, что окончание исполнительного производства имеет строго процессуальный характер, закон предусматривает важную гарантию защиты правил интересов сторон: на основании п. 2 ст. 27 Закона постановление судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок103.

 

3.3. Возвращение исполнительного документа

 

Закон предусматривает общие основания возвращения исполнительного документа. Так, в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю104:

  1. По заявлению взыскателя. Эта норма также свидетельствует о 
    диспозитивности отношения взыскателя к исполнению исполнительно 
    го документа: взыскатель может самостоятельно решить — нужно ему 
    принудительное исполнение или нет. В связи с вышеуказанным, неправомерными вторжением в сферу частных интересов представляются рекомендации Генеральной прокуратуры РФ для нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве, в соответствии с которыми «при отказе взыскателя от взыскания или не предъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить долю воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое было». Вместе с тем, представляется верным, учитывая статус и задачи органов прокуратуры, вмешательство прокурора в данном случае, «если решение вынесено в пользу 
    взыскателя — органа государственного управления, государственного 
    предприятия или предприятия, в котором учредителем является государство»105.
  2. В том случае, если нарушен срок предъявления исполнительного 
    документа к исполнению (ст. 14-16 Закона).

3) В случае если невозможно установить адрес должника - организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом предусмотрен розыск должника или его имущества. Это те случаи, когда предпринятые судебным приставом-исполнителем к осуществлению принудительного исполнения меры не привели к какому-либо положительному результату.

  1. В том случае, если у должника отсутствуют имущество или до 
    ходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.
  2. В том случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа. В п. 4 ст. 54 Закона предусмотрено: если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ — взыскателю.
  3. В том случае, если взыскатель своими действиями (бездействием) 
    препятствует исполнению исполнительного документа. Указанное может быть, например, в той ситуации, когда взыскатель не принимает исполнения106.

В четырех последних случаях невозможности взыскания судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается начальником отдела – старшим судебным приставом.

Исполненный исполнительный документ возвращается не взыскателю, а в суд или другой орган, выдавший документ (п. 2 ст. 26 Закона).

Возвращение исполнительного документа имеет определенные последствия.

Прежде всего, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона возвращение исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя является основанием для окончания исполнительного производства.

В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 26 Закона (по заявлению взыскателя и при отказе последнего оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа) взыскателю полностью возвращается авансовый взнос, предусмотренный статьей 83 настоящего Федерального закона. В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в п.п. 3 и 4 п. 1 ст. 26 Закона, авансовый взнос возвращается взыскателю лишь в части, превышающей произведенные судебным приставом-исполнителем расходы по совершению исполнительных действий (ст. 26 Закона).

Информация о работе Окончание исполнительного производства