Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направлениям:
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации и её регионах как источников правового регулирования опеки и попечительства;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.
В рамках данных направлений необходимо решить следующие задачи:
выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.
Введение 3
1 Понятие и сущность опеки и попечительства 5
1.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей 5
1.2 Прекращение опеки и попечительства 8
1.3 Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка 10
1.4 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 14
2 Установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами. Патронаж 17
2.1 Установление опеки над совершеннолетним гражданином 17
2.2 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами 19
2.3 Патронаж 22
2.4 Полномочия органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в патронаже 24
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 31
Приложения
Приложения
Все граждане с рождения обладают правоспособностью т. е способны иметь права и обязанности, независимо от возраста, состояния здоровья, но не все способны самостоятельно их осуществлять в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для защиты прав и интересов граждан, восполнения недостающей или отсутствующей у них дееспособности используется институт опеки и попечительства. Таким образом, опека и попечительство служат для осуществления государственной защиты личности, дают возможность устроить судьбу ребенка, его проживание в семье, возможность контролировать соблюдение прав и интересов граждан.
Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике. На сегодняшний день опека и попечительство признаны в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что приводит к необходимости исследования новых положений законодательства и определяет актуальность темы курсовой работы, в которой будут рассмотрены новые подходы к исследованию опеки и попечительства, систематизированы накопленные юридической наукой знания.
Целью курсовой работы является комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направлениям:
В рамках данных направлений необходимо решить следующие задачи:
Хотя отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства по опеке и попечительству хорошо изучены, но в то же время в правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятия опеки и попечительства, так как многие авторы сводят их сущность к государственной заботе о личности, к законному представительству, способу определния места жительства ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Объектом курсовой работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности, предметом нормативно-правовые источники, научные теоретические положения.
Теоретической основой курсовой работы составляет Конституция РФ1, нормативно-правовые акты, федеральные, областные законы, материалы периодической печати, научные работы различных ученых в области семейного и гражданского права, рассматривающие вопросы регулирования опеки и попечительства.
Структура курсовой работы определяется её целью, задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих тематические параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
1.1 Основания
и порядок установления опеки
или попечительства над детьми,
оставшимися без попечения
Опека и попечительство является важнейшим социально-правовым институтом, но в области его правового регулирования не происходило изменеий до 1 сентября 2008 года, до вступиления в силу с федерального закона "Об опеке и опечительстве", послужившего развитию различных видов и формы опеки, уяснившего внешнюю и внутреннюю составляющую правоотношений по опеке и попечительству. В ФЗ «Об опеке и попечительстве» используются следующие основные понятия (Приложение А): опека, попечительство, подопечный-гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство2.
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими родительского попечения. Согласно п. 1 ст. 32 ГК РФ, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК РФ относит детей, не достигших 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
Имея ввиду детей в качестве подопечных выделяют опеку и попечительство над: детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, не относящимися к данной категории. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей с момента установления этого факта приобретают специальный правовой статус включающий права, установленные главой 11 Семейного кодекса для всех детей, и права, предусмотренные специальными нормативными актами, выражающиеся в дополнительных социальных льготах и гарантиях. При этом основополагающим правом является право детей на семейное воспитание, а формой семейного устройства является опека и попечительство, которая преследует цели - защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, воспитания ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей3.
Опекун, попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК РФ) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка, а при наличии особых обстоятельств по месту жительства кандидата в опекуны или попечители4. Если в месячный срок не удается оформить опеку, то исполнение обязанностей опекуна детей временно возлагается на органы опеки и попечительства5. При невозможности передачи ребёнка в семью, он помещается под надзор в образовательные, медицинские организации, оказывающие социальные услуги, временно исполненияющие обязанности по воспитанию, образованию, содержанию, защите их прав, законных интересов, при этом опекуны или попечители не назначаются. В этом случае применению подлежат нормы законодательства об опеке и попечительстве в части, определяющей права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей.
Установление опеки и попечительства над детьми оставшимися без попечения родителе допускается в случае детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в зарегистрированном браке. Так как по п.2 ст. 62 Семейного кодекса несовершеннолетние родители обладают только правом на совместное проживание с ребёнком и участие в его воспитании, но не могут осуществлять родительские права в полном объеме вседствие незрелости, поэтому происходит ограничение родительских прав, продиктованное заботой о детях. Поэтому ребёнку несовершеннолетних родителей до достижения им 16-летнего возраста может быть назаначен опекун, на которого возлагается весь комплекс прав и обязанностей по воспитанию, образованию, материальному обеспечению, защите имущественных, личных неимущественных прав и интересов.
Закон "Об опеке и
попечительстве" дает возможность
назначения опеки по заялению родителей,
которые в письменном заявлении
в орган опеки обосновывают уважительные
причины, в силу которых они не
могут исполнять своих
Ни при каких условиях не могут быть опекунами и попечителями:
При установлении опеки и попечительства не требуется согласия: родителей несовершеннолетнего, супруга будущего опекуна, несовершеннолетнего любого возраста. Опекун (попечитель) назначается только с согласия несовершеннолетнего6.
Назначение опекуна (попечителя) обжалуется заинтересованными лицами в установленном порядке в суде.
Различие между опекой и попечительством заключается в степени совершения юридических действий. При назначении опеки над недееспособными гражданами опекуны от их имени совершают все действия, а попечители лишь помогают подопечному7, не заменяя полностью опекаемго, а лишь помогая принимать разумные решения, охраняя от злоупотреблений со стороны третьих лиц8.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие свои права и обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований, включая органы местного самоуправления поселений, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим ФЗ, законом субъекта РФ, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Так в Ивановской области по областному закону от 19.05.2008 года "Об организации опеки и попечительства в Ивановской области" №45-оз функии органа опеки и попечительства выполняет территроиальный отдел социальной защиты населения (Приложение Б). В соотвествии со статьями 14.1, 15.1 федерального закона от 06.10 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления муниципального района или поселения могут принимать участие в осуществлении функций опеки и попечительства. В соответствии с письмом Министтерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 года "Об организации опеки и осуществлении деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних" органы местного самоуправления должны подписывать соглашение с органами опеки и попечиительства на проведение такой деятельности, но на территории Ивановской области такие соглашения не разработаны, что не позволяет задествовать все возможности по осуществлению контроля за деятельностью опекунов и попечителей.
Деятельность органов опеки, попечительства по оказанию помощи подопечным, опекунам, попечителям, а так же подготовка граждан желающих стать опекунами и попечителями осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами исполнительной власти, образовательными, медицинскими организациями, оказывающими социальные услуги для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями (Приложение В).
1.2 Прекращение опеки и попечительства
Основаниями прекращения опеки и попечительства предусмотреными ст.ст. 39 и 40 ГК РФ являются (Приложение Г):
1. «Автоматическое» прекращение: достижение несовершеннолетним 14 лет прекращает опеку9, достижение 18 лет – попечительство;
2. Освобождение от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин;
3. Отстранение: опекун (попечитель) может быть отстранен от выполнения своих обязанностей, если он исполняет их ненадлежащим образом10.
Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится на основании приказа руководителя территориального отдела социальной защиты населения. Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию, из-за ухудшения состояния здоровья, материального положения, при невозможности установления психологического контакта с подопечным, при этом опека или попечительство не прекращаются, а обязанности опекуна (попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения11. Смерть или признание умершим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки или попечительства, а соответствующие права и обязанности переходят на других лиц.
Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под строгий контроль органов опеки и попечительства, так например необходимо согласие на совершение некоторых сделок, контроль за условиями, в которых живет подопечный, проведение консультаций по наиболее значимым вопросам. При этом ненадлежащее исполнение попечителем (опекуном) своих обязанностей может быть следствием недостаточного опыта или злоупотребления своим положением. использованием его в корыстных целях, поэтому такие действия обжалуются органами опеки и попечительства, любым заинтересованным лицом, в том числе и самим подопечным12. Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Орган опеки и попечительства отстраняет от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), при установлении умышленого ненадлежащего выполнения своих обязанностей.
1.3 Права и
обязанности опекуна или
Закон устанавливая общие требования к опекунам и попечителям, обеспечивает интересы и благополучие подопечных, их воспитание, заботу об их здоровье. В первую очередь рассматриваются нравственные и личные качества опекунов и попечителей, способность к самоограничению ради опекаемого, который социально слабо защищен13.
Семейный Кодекс РФ устанавливает, что не могут быть назначены опекунами и попечителями лица: