Опека и попечительство в гражданском праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения данной курсовой работы, является рассмотрение положение опеки и попечительства в гражданском и семейном праве.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие опеки и попечительства, их разграничение;
- охарактеризовать права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
- показать установление попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами
- рассмотреть основания прекращения опеки и попечительства;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства и их разграничения. 5
§1. Понятие и особенности опеки и попечительства. 5
§2. Опека и попечительство в гражданском праве РФ. 6
§3. Опека и попечительство в семейном праве РФ. 10
Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства. 14
§1. Установление опеки и попечительства. 14
§2. Прекращение опеки и попечительства. 17
§3. Органы опеки и попечительства в РФ. 21
Заключение 25
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

kursovaya_rbota1 (1).docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна  или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия  акта о назначении опекуна  или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении  опекуна или попечителя от  исполнения своих обязанностей;

4) в таких в случаях как:

-Суд вынес решение о признании  подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

-По достижении малолетним подопечным  четырнадцати лет, а гражданин, осуществлявший  обязанности опекуна, становится  попечителем несовершеннолетнего  без дополнительного решения  об этом.

-Попечительство над несовершеннолетним  прекращается без особого решения  по достижении несовершеннолетним  подопечным восемнадцати лет, а  также при вступлении его в  брак и в других случаях  приобретения им полной дееспособности  до достижения совершеннолетия.

-Опека над детьми несовершеннолетних  родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей  статьи, а также по достижении  такими родителями возраста восемнадцати  лет и в других случаях приобретения  ими гражданской дееспособности  в полном объеме до достижения  совершеннолетия.

-Опекун (попечитель) могут быть  освобождены от исполнения своих  обязанностей по их просьбе.

-Орган опеки и попечительства  может освободить опекуна или  попечителя от исполнения своих  обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий  между интересами подопечного  и интересами опекуна или попечителя.

-Орган опеки и попечительства  вправе отстранить опекуна или  попечителя от исполнения возложенных  на них обязанностей. Отстранение  опекуна или попечителя от  исполнения возложенных на них  обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных  на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных  интересов подопечного, в том  числе при осуществлении опеки  или попечительства в корыстных  целях либо при оставлении  подопечного без надзора и  необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и  попечительства фактов существенного  нарушения опекуном или попечителем  установленных федеральным законом  или договором правил охраны  имущества подопечного и (или) распоряжения  его имуществом.

-В случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, права и  обязанности опекуна или попечителя  прекращаются с момента принятия  органом опеки и попечительства  акта об освобождении опекуна  или попечителя от исполнения  возложенных на них обязанностей  либо об их отстранении от  исполнения возложенных на них  обязанностей.

-Акт органа опеки и попечительства  об освобождении опекуна или  попечителя от исполнения возложенных  на них обязанностей либо об  их отстранении от исполнения  возложенных на них обязанностей  может быть оспорен лицом, в  отношении которого он принят, в судебном порядке.

       Последствия прекращения  опеки и попечительства:

1. Лицо, выполнявшее обязанности  опекуна или попечителя, не позднее  трех дней с момента, когда  ему стало известно о прекращении  опеки или попечительства, обязано  представить в орган опеки  и попечительства отчет в соответствии  с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

 

§3. Органы опеки и попечительства в РФ.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Основными задачами органов опеки и попечительства:

1) защита прав и законных интересов  граждан, нуждающихся в установлении  над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой  или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов  и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные  или не полностью дееспособные  граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.11

Основные полномочия органов опеки и попечительства:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся  в установлении над ними опеки  или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением  о признании гражданина недееспособным  или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного  дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был  признан недееспособным или был  ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью  опекунов и попечителей, деятельностью  организаций, в которые помещены  недееспособные или не полностью  дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение  в соответствии с настоящим  Федеральным законом опекунов  и попечителей от исполнения  ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с  настоящим Федеральным законом  разрешений на совершение сделок  с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного  управления имуществом подопечных  в соответствии со статьей 38 Гражданского  кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов  несовершеннолетних граждан и  недееспособных граждан, находящихся  под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если  действия опекунов или попечителей  по представлению законных интересов  подопечных противоречат законодательству  Российской Федерации и (или) законодательству  субъектов Российской Федерации  или интересам подопечных либо  если опекуны или попечители  не осуществляют защиту законных  интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное  проживание попечителей и их  несовершеннолетних подопечных  в соответствии со статьей 36 Гражданского  кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка  в порядке, определяемом Правительством  Российской Федерации, граждан, выразивших  желание стать опекунами или  попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в  иных установленных семейным  законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам  и попечителям, проверка условий  жизни подопечных, соблюдения опекунами  и попечителями прав и законных  интересов подопечных, обеспечения  сохранности их имущества, а также  исполнения опекунами и попечителями  требований к осуществлению ими  прав и исполнению обязанностей  опекунов или попечителей, определяемых  в соответствии с частью 4 статьи 15 (ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об опеке и попечительстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) п. 1, ст. 8)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, направленные на достижение основной цели опеки и попечительства, помещены в Гражданский Кодекс РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели – обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в Семейном кодексе РФ.

Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

  • регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
  • предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
  • состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
  • осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно но при материальной поддержке со стороны государства;
  • решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Опека и попечительство могут прекращаться. Для этого существует несколько оснований. Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. Существуют и некоторые исключения из общего правила (вступление в брак до достижения совершеннолетия п.2 ст. 21 ГК РФ и эмансипация ст. 27 ГК РФ). Опека и попечительство так же могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения органа опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015). // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32 ст. 3301, «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1,ст. 16, «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
  3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об опеке и попечительстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, № 17, ст.1755, «Российская газета», № 94, 30.04.2008, «Парламентская газета», № 31-32, 07.05.2008.

 

Монографии, учебные пособия и справочные издания

 

  1. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой Гражданское право: Учебник. Часть 1/ Под ред. проф. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого - М.: М.: Проспект, 2010.-765с.
  2. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова; Учебник. Семейное право. Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2008.– 302 с.
  3. В.П. Камышанский, Н.М. Коршунов, В.И. Иванов (ред.) Гражданское право./Учебник для вузов в трех частях. Часть первая — М.: Эксмо, 2009.-480 с.
  4. Е.В. Чефранова Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. / Е.В. Чефранова // Российская юстиция.- 2002- №10. - С.43
  5. Н.И. Крашенинников Постатейный Комментарий к «Семейному Кодексу  РФ»/ Крашенинников Н.И. - М.: Статут,2006.-557 с.
  6. Н.М. Ершова Опека, попечительство, усыновление: Учебник/ Н.М. Ершова М.: Юристъ, 2000.-400 с.
  7. Ю.Н. Аргунова Права граждан с психическими расстройствами. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М: ФОЛИУМ, 2007.-128 с.

Информация о работе Опека и попечительство в гражданском праве РФ