Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:45, реферат

Описание работы

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном - органами конституционной юстиции субъектов РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………............2
Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации………………………………………………………………….3
Заключение…………………………………..……………………………..9
Список использованных источников и литературы……………...……11

Файлы: 1 файл

реферат по конституционному правосудию.docx

— 43.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………............2
  2. Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации………………………………………………………………….3
  3. Заключение…………………………………..……………………………..9
  4. Список использованных источников и литературы……………...……11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С принятием новой Конституции РФ1 у субъектов Федерации появилась возможность решать по собственному усмотрению целый ряд вопросов в области государственного устройства. Нормотворчество перестает быть уделом элитарных групп, в этот процесс вовлекаются сотни, тысячи депутатов различных уровней, руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, работающих во всех уголках страны. Однако ни для кого не секрет, что нормотворчество в субъектах Российской Федерации находится в стадии становления и принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовые акты, а также правовые акты органов местного самоуправления содержат значительное число ошибок, что приводит в ряде случаев к нарушению прав граждан. Такая юридическая практика ставит под угрозу создание в России демократического государства, высшей ценностью которого являются правовые возможности человека. Действующее федеральное законодательство содержит установления, позволяющие осуществлять судебный конституционный контроль, как на уровне Российской федерации, так и ее субъектов.

В условиях формирования институтов гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство права, конституции и закона, конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему России и ее субъектов.

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном - органами конституционной юстиции субъектов РФ.

Конституционный контроль  уже обрел ряд проблем, требующих решения. Увеличение числа названных судов, рассмотрение практики их работы ставят немало вопросов. Особую остроту приобретают проблемы организации, правового статуса и компетенции органов конституционного правосудия. Непосредственно, вместе с тем, целью работы является анализ организационной деятельности конституционных судов субъектов Российской Федерации, выявления причин и проблем функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ УСТАВНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Конституционное правосудие является принципиально новым для России правовым институтом, предназначение которого состоит в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, защите прав и свобод личности, упорядочении властных полномочий органов государства. Главной и отличительной особенностью конституционного правосудия является его функция подчинения политики праву. Это единственный вид правосудия, наделенный полномочием официального толкования Конституции, оценивающий законодательные нормы с позиции соответствия их Конституции Российской Федерации и определяющий конституционно-правовые критерии толкования оспариваемых норм.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепила федерализм демократического правового государства, который предусматривает равноправие субъектов, составляющих Российскую Федерацию.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый субъект Федерации имеет свою конституцию или устав, самостоятельно определяет свои органы государственной власти, в том числе и судебные, которые должны содействовать обеспечению охраны конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Юридическая природа Конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации определяется конституциями и уставами субъектов, а также законодательством субъектов о конституционных (уставных) судах. Конституции и уставы субъектов Федерации имеют учредительное значение для конституционных и уставных судов, поскольку субъекты самостоятельно определяют свою систему органов государственной власти, куда входят конституционные и уставные суды. Следовательно, нормативным правовым актом, учреждающим Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации, является не Конституция РФ, которая установила систему федеральных органов государственной власти, а Конституция (Устав) субъекта.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, говорит о том, что "каждый из судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, является, с одной стороны, самостоятельным субъектом, осуществляющим судебный конституционный контроль, а с другой - одним из элементов, составляющих эту единую систему", и "действует он только в порядке и в пределах, установленных этой системой. Вкладываемый Конституционным Судом Российской Федерации в содержание рассматриваемого положения смысл состоит в том, что Конституционные (уставные) суды, как и мировые судьи, вместе с федеральными судами входят в судебную систему Российской Федерации.

В непродолжительной истории становления конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации М.А. Митюков выделяет четыре этапа: 1) зарождение идеи учреждения специализированных органов конституционного надзора (контроля) в российских регионах; 2) создание первых республиканских конституционных судов (1991 - 1993 гг.); 3) образование специализированных органов конституционного контроля в республиках и областях после принятия Конституции РФ (1994 - 1996 гг.); 4) возникновение конституционных (уставных) судов на основе Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"2.

В настоящее время создание и развитие органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации регламентируется тремя Федеральными законами: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"  и Федеральным законом от 20 июня 2000 г. "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

После выхода Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"3 начался современный этап конституционной юстиции в субъектах. Он связан с тем, что названный Закон не только признал возможность создания Конституционных (уставных) судов субъектов, но и установил следующие доктринальные принципы их функционирования:

- Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации входят в судебную систему Российской Федерации и относятся к судам субъектов Федерации (ст. 4);

- учреждение органа конституционного  контроля в субъекте Федерации  не является обязательным, субъект  самостоятельно принимает решение  об образовании такого органа (ч. 1 ст. 27);

- к компетенции Конституционного (уставного) суда субъекта Федерации относится рассмотрение вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления Конституции (Уставу) субъекта, а также толкование соответствующего учредительного акта субъекта (ч. ч. 1, 3 ст. 27);

- финансирование Конституционного (уставного) суда производится исключительно за счет средств бюджета субъекта Федерации (ч. 2 ст. 27);

- процессуальный порядок деятельности Конституционных (уставных) судов определяется законодательством субъекта Федерации (ч. 1 ст. 30);

- решение Конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено никаким иным судом (ч. 4 ст. 27).

Учреждение в субъектах Российской Федерации судебных органов конституционного контроля явилось позитивным моментом в укреплении российской государственности и демократического конституционного строя Российской Федерации. Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации была создана исходя из реальной необходимости авторитетного и эффективного конституционного контроля за деятельностью региональных органов государственной власти и местного самоуправления в целях признания и соблюдения ими конституционных норм, защиты прав и свобод человека и гражданина.

По своей природе Конституционные (уставные) суды субъектов РФ аналогичны природе Конституционного Суда РФ. Это судебные органы конституционного контроля, осуществляющие самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства - той формы судопроизводства, которая предусмотрена ст. 118 Конституции РФ4. Обоснованность и целесообразность их создания не вызывает сомнения, поскольку появление в субъектах РФ собственных органов конституционного (уставного) правосудия повышает роль регионов в развитии федеративных отношений в соответствии с принципами конституционного строя, способствует обеспечению верховенства Конституции РФ и на этой основе упрочению Российского государства.

 Таким образом, проблема образования Конституционных (уставных) судов субъектов РФ имеет принципиально важное значение не только для развития отечественной судебной системы, но и для развития Российской Федерации как единого и целостного федеративного государства. Вопрос же о самостоятельности субъектов Российской Федерации в вопросе формирования органов конституционной (уставной) юстиции, наделении Конституционных (уставных) судов полномочиями, не предусмотренными Федеральным конституционным законом и не затрагивающими компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, остается предметом ведения субъектов Российской Федерации. И тому есть объяснение.

Следующие основания, позволяющие охарактеризовать систему Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации:

1) создание Конституционных (уставных) судов является решением самих субъектов Российской Федерации;

2) перечень вопросов, подведомственных Конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации при условии их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, определяется непосредственно субъектами Российской Федерации;

3) возможность осуществления  Конституционными (уставными) судами правосудия провозглашается как Федеральным конституционным законом, так и основными законами субъектов Российской Федерации, а процесс отправления правосудия регламентируется соответствующими законами о Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации;

4) решения Конституционных (уставных) судов обязательны для исполнения и соблюдения только на территории субъектов Российской Федерации, их действие и сила распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждан субъектов Российской Федерации;

5) деятельность Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Законы о Конституционных (уставных) судах  субъектов Российской Федерации закрепляют:

- финансирование Конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и обеспечение возможности независимого осуществления конституционного (уставного) судопроизводства в полном объеме

- самостоятельность и  независимость Конституционных (уставных) судов в финансовом, материально-техническом, организационном, информационном и кадровом обеспечении от любых органов и издаваемых ими актов.

После принятия Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" ст. 27 данного Закона отбросила юридические основания для споров о легитимности Конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Однако процесс становления конституционной юстиции идет медленно. В частности, исследование основных законов субъектов РФ позволяет выделить следующие группы регионов, относительно формирования Конституционных судов в субъектах:

а) субъекты РФ, которые вообще не разрешают вопросы по определению полномочий уставных судов: (Архангельская область)

б) регионы, законодательство которых, упоминая о наличии у суда субъекта РФ собственной компетенции, делает отсылку к специальному закону, в котором она должна быть установлена, - Конституция Республики Алтай (ст. 126);

в) субъекты РФ, акты которых просто воспроизводят дефиницию ч. 1 ст. 27 ФКЗ о судебной системе РФ, - Конституция Карелии (ч. 2 ст. 68);

г) субъекты РФ, законодательство которых апеллирует к ч. 1 ст. 27 ФКЗ о судебной системе РФ, но допускает также, что полномочия суда могут закрепляться и региональными нормативными актами, - Уставы Калужской области (ч. 3, 5 ст. 32);

д) субъекты РФ, которые нормативно закрепляют за органами конституционного (уставного) контроля более широкий круг полномочий, чем установлен ч. 1 ст. 27 ФКЗ о судебной системе РФ, - Конституции Адыгеи (ст. 69, 101);

е) регионы, использующие вышеуказанный вариант правового регулирования, но при этом выделяющие также субъекты (физические и юридические лица), которые имеют право обращаться в Конституционный (уставной) суд, - Конституция Республики Удмуртии (ч. 2 ст. 105)5.

Информация о работе Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации