Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:45, реферат

Описание работы

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном - органами конституционной юстиции субъектов РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………............2
Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации………………………………………………………………….3
Заключение…………………………………..……………………………..9
Список использованных источников и литературы……………...……11

Файлы: 1 файл

реферат по конституционному правосудию.docx

— 43.80 Кб (Скачать файл)

В ряде субъектов Федерации существуют затруднения в разработке проектов законов о судебных органах конституционного (уставного) контроля из-за отсутствия квалифицированных экспертов и недостатка средств для оплаты таких проектов. В связи с этим остро встает вопрос о подготовке и принятии рекомендательных актов - модельных законов о Конституционном и уставном судах, которые могли бы затем с учетом специфики региона трансформироваться в законы соответствующих субъектов Федерации либо использоваться для корректировки уже действующих нормативных актов.

Требует разрешения вопрос о праве законодательной инициативы Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации. С одной стороны, реализация такого права стала бы элементом обратной связи и послужила бы совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации. С другой стороны, возникает вопрос о том, насколько корректна ситуация, при которой орган, создавший закон, впоследствии оценивает его конституционность10.

Общая характеристика актов конституционного правосудия в нашей стране позволяет утверждать, что появился новый эффективный источник права, влияющий на укрепление российской государственности, развитие федерального и регионального законодательства, обеспечивающий, в конечном итоге, верховенство Конституции и динамику конституционных норм в правоприменении и нормотворчестве11.

Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации в своей практической деятельности систематически и достаточно широко опираются на правовые позиции, сформулированные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что региональная конституционная и уставная юстиция является активным проводником правовых позиций Конституционного Суда России в правовую систему субъектов Российской Федерации. Кроме того, данная практика позволяет эффективно гармонизировать федеральный и региональные уровни правовой системы и тем самым способствует укреплению федеративных отношений в нашем многонациональном государстве.

 Именно Конституционные (уставные) суды должны сыграть важную роль в поисках четкой правовой процедуры согласования интересов центра и регионов.

Анализ работы Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод об их значительном вкладе в укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод граждан, очищение правового пространства от нелегитимных актов.

Таким образом, признавая возможность существования исключений из общеустановленных нормативных правил, на настоящий момент приходится реально констатировать, что конституционное (уставное) правосудие как раз и выступает правовым исключением из общей системы российского судопроизводства. Причина заключается в недостаточной политической воле федерального законодателя в учреждении Конституционных судов в субъектах РФ. Примером этого является существующая до настоящего времени диспозитивная норма, содержащаяся в ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем можно констатировать наличие устойчивой тенденции, для которой характерно приведение анализируемых нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; думается, что она будет, безусловно, содействовать повышению авторитета органов конституционного (уставного) контроля в общероссийском масштабе.

Приведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ еще не стали правилом и ветвью государственной власти в подавляющем большинстве субъектов РФ. Однако можно смело утверждать, что они стали уже неотъемлемой частью нашей правовой действительности. И, думается, недалеко то время, когда эти исключения в судебной системе России станут ее правилом.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. Лит., 2010. – 61с.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010)"О Конституционном Суде Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011)
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ(ред. от 27.12.2009)"О судебной системе Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М.: Юристъ, 2005. С. 689.
  5. Анисимова Т.В. Юридическая природа конституционных и уставныхсудов субъектов Российской Федерации//
  6. Боброва В.К. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии законодательства о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Часть 34 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 2006.
  7. Будаев К.А. Обеспечение единого правового пространства - важный аспект деятельности органов конституционного контроля субъектов РФ // Журнал российского права. М., 2001. N 10.
  8. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб.пособие. 2-е изд. М.: Юристъ, 2005. С. 467.
  9. Гусев А.В. К вопросу о вхождении конституционных (уставных) судов субъектов российской федерации в единую судебную систему Российской Федерации//
  10. Григорьева Н.В., Поликутин Ю.С. Проблемы становления и легитимизацииконституционных (уставных) судов в субъектах российской федерации//
  11. Зражевская Т.Д., Медведев С.В. Становление конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2003
  12. Лапаев С.И., Суменков С.Ю. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ как особое звено судебной системы: правило или исключение//
  13. Митюков М.А.  Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ. // "Журнал российского права".2001 г. N 6.
  14. Павликов С.Г. О совершенствовании правового регулирования статусаконституционных (уставных) судов субъектовРоссийской Федерации//
  15. Павликов С.Г. К вопросу о статусе конституционных (уставных) судов субъектов РФ//
  16. Консультант Плюс [электронный ресурс]: для студентов юридических, финансовых экономических специальностей.- М.: КонсультантПлюс, осень 2011.- вып. 14

 

1Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

2Митюков М.А. К истории региональной конституционной юстиции в России // Конституционная юстиция в Российской Федерации. Сб. статей. Екатеринбург, 2003. С. 8 - 9.

3Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ(ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)

 

4Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М.: Юристъ, 2005. С. 689.

5Конституционное право субъектов Российской Федерации // Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002. С. 504 - 508.

6Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия. Томск, 1999

7Будаев К.А. Обеспечение единого правового пространства - важный аспект деятельности органов конституционного контроля субъектов РФ // Журнал российского права. М., 2001. N 10.

8Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах. //"Российская юстиция". 2002 г. N 1. С. 32.

9Митюков М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения. //"Российская юстиция". 2000 г. N 4. С. 30.

10 Боброва В. К., Кровельщикова В. В., Митюков М.А.  Закон об Уставном суде субъекта Российской Федерации: каким он может быть (модель закона, анализ зарубежного и отечественного опыта, нормативные акты, комментарии и пояснения). М., 2000.

11Митюков М.А.  Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ. // "Журнал российского права".2001 г. N 6.


Информация о работе Организация деятельности Конституционных уставных судов субъектов РФ и проблемы, возникающие при ее реализации