Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, контрольная работа
Цель работы – изучить роль, задачи и направления работы юридической службы на предприятии. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть понятие юридической службы.
Проследить историю юридической службы в России.
Выяснить, каковы основные задачи, права и обязанности юридической службы на предприятии.
Представить классификацию форм организации юридической службы на предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ………………………………. 4
2. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ……..…….……. 6
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….
9
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ…………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…….. 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. БРАТСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Братске)
Кафедра Права
Специальность 030501 Юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
Руководитель
К.и.н., доцент
Выполнил
Студентка группы ЮПБу-11
Братск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 |
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ………………………………. | 4 |
2. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ……..…….……. | 6 |
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………. |
9 |
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ…………….. | 16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…….. | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы является актуальной, так как одно из основных условий нормального функционирования предприятий всех форм собственности, организаций и учреждений - точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований законодательства, и именно юридическая служба играет значительную роль в выполнении этих функций. Как правило, в осуществлении правовой работы задействованы все структурные подразделения предприятия. Однако главное место отводится юридической службе как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера.
Цель работы – изучить роль, задачи и направления работы юридической службы на предприятии. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие юридической службы.
2. Проследить историю юридической службы в России.
3. Выяснить, каковы основные задачи, права и обязанности юридической службы на предприятии.
4. Представить классификацию форм организации юридической службы на предприятиях.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: обработка и анализ научных источников, анализ учебников и пособий по дисциплине «Правоохранительные органы».
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Одно из главных мест в осуществлении правовой работы на предприятии отводится юридической службе, как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера.
Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.
В широком смысле под юридической службой понимается совокупность всех правовых подразделений или специально уполномоченных должностных лиц в хозяйственных и иных организациях с целью содействия законности в их деятельности.
В узком смысле этого понятия имеются в виду соответствующее подразделение, группа должностных лиц или лицо, занимающееся правовой работой на предприятии, в учреждении или организации.
Говоря о нормативных актах, регулирующих деятельность юридической службы, необходимо учитывать, что основным правовым актом, закрепляющем правовое положение юридической службы, остается «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г № 4678.
Данный нормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли не единственным источником, определяющим основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве. Многие предписания «Общего положения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий период возлагаются на юридическую службу.
2. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Юридическая служба в России имеет свою историю. Упоминание о работниках юридической службы имеется в первых актах, принятых в Советской республике. Организационное руководство и контрольные функции за деятельностью юридической службы в первые же годы Советской власти были возложены на Народный Комиссариат юстиции РСФСР. До 1922 г. в своей практической деятельности юрисконсульты руководствовались постановлениями Народного Комиссариата юстиции РСФСР, в частности, постановлением «Об отделах юстиции в Москве и Петрограде».
В постановлении указывалось, что отделы юстиции могут возлагать некоторые свои функции на районные юридические отделы, юрисконсультов райсоветов. Районные юридические отделы, юрисконсульты райсоветов должны были обслуживать нужды районных Советов депутатов в области юрисконсультской, административно-правовой и организационной деятельности.
В области юрисконсультской деятельности на них возлагались: дача заключений по юридическим вопросам, возникающим в работе Советов и их отделов; составление и редактирование издаваемых Советом депутатов обязательных постановлений, инструкций и наказов. Кроме того, они осуществляли предварительное рассмотрение и давали президиумам Советов депутатов заключения по жалобам на неправильные действия должностных лиц, состоящих на службе Совета депутатов; рассматривали случаи нарушения предприятиями установленного порядка их функционирования, причем в случае обнаружения признаков уголовного деяния все делопроизводство направляли в следственную комиссию или народный суд. Таким образом, правовая помощь предприятиям оказывалась как со стороны юрисконсультов ведомств, так и со стороны юрисконсультов Советов депутатов трудящихся.
В обязанности юрисконсультов входили функции по составлению списков кандидатов в народные судьи, членов коллегий защитников и др.
Общее руководство юристами - хозяйственниками осуществлялось законодательно - кодификационным отделом Наркомата юстиции республики, который имел право издавать по вопросам, относящимся к компетенции юридических органов, инструкции и распоряжения. Ему предоставлялось право созывать периодические или экстренные собрания заведующих юрисконсультскими органами или совещания юрисконсультов РСФСРВ 1929 г. функции непосредственного руководства юридической службой были переданы прокуратуре республики, которая являлась структурным подразделением Наркомата юстиции. И следует отметить, что вплоть до середины тридцатых годов формы связи прокуратуры и юрисконсультов предприятий и хозорганов успешно развивались и, несмотря на происходившие в различные периоды изменения этих форм, надзорные функции и помощь органов прокуратуры сыграли важную роль в работе юрисконсультов. Хозяйственные наркоматы и ведомства по своей линии стали также вырабатывать меры координации деятельности юрисконсультов подведомственных им предприятий, организаций.
Характерной чертой того периода было широкое привлечение юрисконсультов к выработке новых законопроектов в области экономической жизни страны. Важную роль в определении правового положения юриста на предприятии имели общесоюзные совещания юрисконсультов. Первое из них состоялось в 1925 г., а второе - в 1927 г. Широкое распространение получили совещания юристов-хозяйственников отдельных отраслей народного хозяйства. Во второй половине тридцатых годов, когда шел процесс создания отраслевых наркоматов, роль органов прокуратуры в организационном руководстве деятельностью юридической службы заметно снизилась. В отдельных наркоматах юридические службы аппарата взяли на себя функции методического руководства юрисконсультами системы.
Важную роль в повышении роли юриста на предприятии сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». На Министерство юстиции СССР и его органы на местах было возложено методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве. Этим постановлением Министерству юстиции предоставлено право проводить ознакомления с состоянием правовой работы на предприятиях и давать соответствующие рекомендации по ее улучшению. Еще одним этапом в организационном укреплении юридической службы, в регламентации ее прав и обязанностей явилось принятие Советом Министров СССР 22 июня 1972 г. Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Юридическая служба в народном хозяйстве фактически приравнена к основным службам предприятий, организаций и учреждений, юрист стал главной фигурой на предприятии.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Основными задачами, которые возлагаются на юридическую службу, являются:
1. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия.
2. Активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально - экономического развития.
3. Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины.
4. Защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся.
5. Правовое воспитание трудящихся.
Основными направлениями деятельности (обязанностями) юридической службы можно назвать следующие:
1. Проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера.
2. Осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства.
3. Подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии.
4. Участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины.
5. Организация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров.
6. Организация и ведение претензионно-исковой работы.
7. Участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этой задолженности.
8. Осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству.
Информация о работе Организация юридической службы на предприятии