Организация юридической службы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить роль, задачи и направления работы юридической службы на предприятии. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть понятие юридической службы.
Проследить историю юридической службы в России.
Выяснить, каковы основные задачи, права и обязанности юридической службы на предприятии.
Представить классификацию форм организации юридической службы на предприятиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ………………………………. 4
2. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ……..…….……. 6
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….
9
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ…………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…….. 19

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы бАРАНОВА.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)
fy">9.      Представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов.

10. Обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков.

11. Участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию.

12. Консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия.

13. Участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

14. Подготовка с участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иных правонарушениях для передачи следственным органам и товарищеским судам, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию.

15. Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.

Рассмотрим некоторые направления деятельности юридической службы.

1.      Обеспечение выполнения договорных обязательств.

Данное направление складывается из договорной и претензионно-исковой работы.

Договорная работа – совокупность действий по составлению, рассмотрению, заключению, контролю за исполнением договоров, разработке и принятию локальных нормативных актов, регулирующих данную деятельность.

Первоочередной задачей при осуществлении договорной работы является подготовка и внедрение локального нормативного акта, в котором регулируется порядок заключения договоров, определяются функции каждого из структурных подразделений организации, в том числе и юридической службы.

Наличие такого документа (например, Положение о договорной работе) позволит упорядочить процедуру заключения договоров и согласования их условий.

Как показывает практика, применение типовых форм договоров положительным образом сказывается на качестве договорной работы. Типовые формы разрабатываются юристами предприятия и, следовательно, содержат условия, в максимальной степени защищающие его интересы.

Обычно типовые формы договоров не используются при заключении сделок, имеющих существенное значение для предприятия (договоры на крупные суммы, договоры с наиболее перспективными контрагентами, сделки, связанные с выходом на новые рынки). В таких случаях текст договора разрабатывается под конкретную сделку, с учетом ее индивидуальных особенностей. Для разработки и заключения такого договора целесообразно создавать рабочую группу, в которую помимо юристов входят представители других служб (финансовой, бухгалтерской, производственной и других).

Необходимо отметить, что деятельность юристов не должна ограничиваться только договорами. Не менее (а зачастую и более) важное значение, чем сам договор, имеют документы, составляемые в ходе его исполнения (акты приемки продукции и выполненных работ, накладные, счета, документы об оплате, доверенности). Требования к оформлению данных документов должны в обязательном порядке разъясняться работникам предприятия.

Претензионно-исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и исков. В ходе осуществлении претензионно-исковой работы происходит урегулирование гражданско-правовых споров, в которых участвует предприятие.

Помимо юридической службы, в осуществлении претензионно-исковой работы участвуют и другие структурные подразделения. Так, инициатором предъявления претензии или иска, как правило, выступает специалист, ответственный за исполнение договора. Документы и информация, необходимые для предъявления и рассмотрения претензий и исков, находятся в различных подразделениях (бухгалтерия, финансовая служба и другие). Надлежащее взаимодействие различных подразделений между собой при осуществлении претензионно-исковой работы является важным фактором, определяющим ее результаты. Часто оперативно подготовленный ответ на претензию, основанный на изучении всех имеющихся документов, позволяет избежать судебного разбирательства, а своевременно предъявленной претензии бывает достаточно для понуждения контрагента к исполнению обязательств. Исходя из этого, организация претензионно-исковой работы должна осуществляться на основании локального нормативного акта (Положения о претензионно-исковой работе).

Актуальным является вопрос контроля за своевременностью передачи в юридическую службу материалов для предъявления претензий. Практика показывает, что подразделения-контрактодержатели не всегда должным образом относятся к исполнению данной обязанности. Достаточно эффективным средством контроля является периодическое изучение данных о дебиторской задолженности с указанием момента ее возникновения. Это позволяет определить контрагентов, нарушивших свои обязательства, момент возникновения задолженности и специалистов, не обратившихся в юридическую службу.

Одним из наиболее сложных направлений претензионно-исковой работы является исполнение судебных решений. Для того, чтобы сделать данную работу эффективной, необходимо работать в тесном контакте с подразделениями службы судебных приставов, участвовать в исполнительных действиях, предоставлять транспорт, организовывать присутствие понятых, оказывать другую помощь. Такая работа зачастую носит разъездной характер. С учетом изложенного, представляется целесообразным поручить данное направление деятельности одному работнику юридической службы, который бы сосредоточил на нем все усилия и не привлекался для решения других вопросов.

2. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами государственной власти и местного самоуправления.

В рамках данного направления юристы участвуют в рассмотрении дел о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства (таможенного, валютного, налогового и другого), вырабатывают правовую позицию фирмы, готовят документы для ее подтверждения, обжалуют неправомерные решения, действия и ненормативные акты органов власти и должностных лиц.

В последнее время большое значение приобрели вопросы оформления прав на занимаемый предприятием земельный участок: согласование границ участка, оформление кадастрового плана, согласование условий договора, на основании которого участок передается предприятию. Работники юридической службы должны активно участвовать в данных процессах.

3. Взаимоотношения с трудовым коллективом.

Это направление работы имеет большое значение для крупных предприятий с большим трудовым коллективом. Споры, которые возникают между работниками и администрацией, чаще всего связаны с неправомерным, по мнению работников, привлечением их к ответственности или увольнением. Необходимо отметить, что в таких спорах суды зачастую встают на сторону работника. Поэтому задачей юридической службы, в первую очередь, является профилактика данных споров.

Прежде всего, необходимо создать на предприятии нормативную базу, принять локальные нормативные акты, регулирующие деятельность администрации и работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции). Эти нормативные акты должны достаточно подробно регламентировать деятельность участников трудовых правоотношений и содержать четкие, недвусмысленные формулировки, что впоследствии позволит избежать спорных ситуаций, которые, как правило, возникают при различном толковании сторонами правовых норм.

Важное значение имеет разработка локальных нормативных актов, регулирующих процедуры приема на работу, перевода, увольнения. Соблюдение предписаний, содержащихся в таких документах, позволит избежать нарушений прав работника и законодательства, избежать судебных разбирательств.

Юридическая служба должна обеспечить знание работниками, занятыми решением кадровых вопросов, данных инструкций и неукоснительное их соблюдение.

По итогам состоявшихся судебных разбирательств целесообразной представляется подготовка информационных писем, в которых следует указывать на выявленные в ходе процесса ошибки, допущенные представителями администрации, разъяснять последствия этих ошибок, давать рекомендации по их повторному недопущению.

Работники юридической службы правомочны:

- проверять соблюдение законности в деятельности предприятия в целом, а также в его отдельных структурных подразделениях;

- требовать в случаях необходимости от руководителей и иных должностных лиц соответствующую документацию;

- с согласия руководства привлекать соответствующих работников для оказания помощи в осуществлении мероприятий, проводимых юридической службой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Существует следующая классификация форм организации юридической службы:

1. Юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты.

Они ведут правовую работу как в государственных, так и в частных организациях.

Численность персонала юридического отдела определяется исходя из объема и основных направлений юридической работы. Подготовку материалов для предъявления претензий, исков и ответов на предъявляемые претензии и иски целесообразно возложить на претензионистов. Ими могут быть специалисты-юристы, но, учитывая необходимость подготовки документов с бухгалтерскими вкладами для предъявления претензий и исков, проверки правильности калькуляций и т.д., желательно иметь в числе претензионистов лиц со специальным бухгалтерским и, возможно, экономическим образованием. Нормальное функционирование юридического подразделения, особенно крупного, невозможно без вспомогательных (технических) работников. Ими являются секретари. В штат крупного юридического подразделения должна быть введена должность кодификатора. Кодификационная работа предполагает систематизацию нормативного материала не только государственных органов, но и нормативных актов, издаваемых администрацией данной организации.

2. Выполнение юридических функций по совместительству.

Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно. Следует особо отметить, что законодательством запрещено работать по совместительству (кроме научной, преподавательской деятельности) прокурорам, помощникам прокуроров, следователям, народным судьям, нотариусам, работникам органов внутренних дел.

3. Юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.

Организации, заключившие договоры с юридическими фирмами или юридическими консультациями коллегий адвокатов, должны осуществлять контроль за качеством выполнения фирмами и адвокатами договорных обязательств. В необходимых случаях договоры на юридическое обслуживание могут быть расторгнуты. Общим недостатком правового обслуживания предприятий юридическими фирмами, как правило, является то обстоятельство, что последние не в состоянии изучать технологию, производственные особенности и другие стороны деятельности предприятия, что отражается на качестве проводимой ими работы. Постоянные же юрисконсульты теснее соприкасаются с жизнью рабочего коллектива.

4. Выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности.

Подобное «внутреннее совместительство» нежелательно и может практиковаться лишь там, где объем юридической работы невелик. Основная причина нежелательности названной формы состоит в том, что выполняемая в порядке «нагрузки» юридическая работа вольно или невольно отодвигается на второй план. Кроме того, при такой форме юридической службы из числа работников данной организации очень трудно, а подчас и невозможно, подыскать лицо, имеющее специальное юридическое образование и необходимый опыт.

5. Юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.

Суть такой формы состоит в том, что юридическая служба вышестоящей организации систематически или в отдельных случаях проводит правовую работу на безвозмездных началах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юридическая служба – самостоятельная функциональная служба предприятия, оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделениям предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

Единственным нормативным актом, регулирующим правовое положение юридической службы на предприятии, на сегодняшний день является постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения».

В ходе реализации определенных учредительными документами задач юридические лица взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе надзорными и контролирующими). Одним из направлений правовой работы является обеспечение защиты прав и интересов предприятия в рамках данных отношений.

Информация о работе Организация юридической службы на предприятии