Органы исполнительной власти и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Государственные органы исполнительной власти образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. Структура – это перечень конкретных органов, входящих в систему государственных органов исполнительной власти. Совокупность существующих органов исполнительной власти должна действовать как единая система, призванная решать задачи и функции государства средствами и способами, присущими исполнительно-распорядительной управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Система государственных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти…………………………………4
1.1. Органы исполнительной власти: понятие система…………………..4
1.2. Федеральные органы исполнительной власти……………………….5
1.2.1. Правительство РФ……........................................................................5
1.2.2. Федеральные министерства………………………………………..10
1.2.3. Федеральные службы…………….………………………...………15
1.2.4. Федеральные агентства…………………………………………….16
1.2.5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти………………………………………………………………….17
Глава II. Функции федеральных органов исполнительной власти………….21
2.1. Функции по принятию нормативных правовых актов……...……..21
2.2. Функции по контролю и надзору………….......................................23
2.3. Функции по управлению государственным имуществом…………25
2.4. Функции по оказанию государственных услуг…………………….26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………….....29

Файлы: 1 файл

органы исп власти курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное министерство принимает  нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему  федеральных служб и федеральных  агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства15.

Виды принимаемых федеральным  министерством актов устанавливаются  федеральным законодательством. Раскрывая значение таких направлений деятельности, как координация и контроль федеральных министерств над деятельностью находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, необходимо остановиться на характеристике функций, которыми для этих целей наделены федеральные министры.

Федеральные министры наделены следующими функциями:

- утверждают ежегодный план  работы и показатели деятельности  федеральных служб и федеральных  агентств, а также отчеты об  их исполнении;

- вносят в Правительство Российской  Федерации по представлению руководителей федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о федеральных службах и федеральных агентствах, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников федеральных служб и федеральных агентств;

- вносят в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

- вносят в Правительство Российской  Федерации проекты нормативных  правовых актов, другие документы,  относящиеся к их сфере деятельности;

- вносят в Правительство Российской  Федерации предложения о назначении  на должность и об освобождении  от должности руководителей государственных  внебюджетных фондов;

- принимают нормативные правовые  акты по сферам деятельности  государственных внебюджетных фондов;

- вносят в Правительство Российской  Федерации проекты нормативных  правовых актов, регулирующих  деятельность государственных внебюджетных  фондов;

- вносят в Правительство Российской  Федерации по представлению руководителей  государственных внебюджетных фондов проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

- представляют в Правительство  Российской Федерации в установленном  порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных  государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств;

- дают поручения федеральным  службам и федеральным агентствам, и контролирует их исполнение;

- отменяют противоречащие федеральному законодательству решения федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

- назначают на должность и  освобождают от должности по  представлению руководителей федеральных  служб и федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководителей территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств16.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 19.01.2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» федеральными органами исполнительной власти разрабатываются административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти. содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий17.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12. 05. 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время выделяется 2 группы Министерств:

    1. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации:
      1. Министерство внутренних дел РФ
      2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
      3. Министерство иностранных дел РФ
      4. Министерство обороны РФ
      5. Министерство юстиции РФ
    2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
      1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ
      2. Министерство культуры РФ
      3. Министерство образования и науки РФ
      4. Министерство природных ресурсов и экологии РФ
      5. Министерство промышленности и торговли РФ
      6. Министерство регионального развития РФ
      7. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
      8. Министерство сельского хозяйства РФ
      9. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ
      10. Министерство транспорта РФ
      11. Министерство финансов РФ
      12. Министерство экономического развития РФ
      13. Министерство энергетики РФ18.

 

 

 

1.2.3. Федеральные службы

Федеральная служба является19:

- федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по контролю и надзору в  установленной сфере деятельности, а также специальные функции  в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

- в пределах своей  компетенции издает индивидуальные  правовые акты на основании  и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

- не вправе осуществлять в  установленной сфере деятельности  нормативно-правовое регулирование,  кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента Российской  Федерации или постановлениями  Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

                                     1.2.4. Федеральные агентства

Федеральное агентство20:

- является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

- в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые  акты на основании и во исполнение  Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

- не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

1.2.5.Территориальные органы федеральных органов исполнительной   власти

Территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти21.

Такая возможность создания территориальных  органов федеральными органами исполнительной власти для реализации своих функций предусмотрена ч. 1 ст. 78 Конституции РФ.

Территориальные органы действуют  на основе Конституции Российской Федерации  и иных законодательных актов  Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, руководствуются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных  органов производятся соответствующим  федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями  субъектов РФ.

Назначение  на должность и освобождение от должности  руководителей территориальных  органов производятся соответствующим  федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями  субъектов РФ, кроме случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации22.

Финансирование  деятельности территориальных органов  осуществляется, как правило, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также соответствующих  бюджетов субъектов Федерации и  других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации.

В случаях передачи федеральными органами исполнительной власти части своих  полномочий на региональный уровень  или передачи органами исполнительной власти субъектов РФ части своих  полномочий на федеральный уровень  условия финансирования и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих территориальных органов определяются на основе взаимных соглашений23.

Территориальные органы являются юридическими лицами, имеют свой расчетный и  другие счета в отделениях банков, обособленное имущество, гербовую печать.

Основными принципами в деятельности территориальных органов являются: соблюдение законности, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разграничение предметов ведения  между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, персональная ответственность.

Основные задачи и функции территориальных  органов определяются исходя из задач  и функций соответствующих министерств  и ведомств Российской Федерации  с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Территориальные органы:

- принимают участие в соответствии  с профилем их деятельности  в выработке мер и способов  государственного регулирования  социально-экономического развития  субъектов Федерации, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих министерств и ведомств;

- участвуют в совместной работе  с органами исполнительной власти  субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, касающихся сферы их деятельности;

- систематически информируют министерства  и ведомства Российской Федерации,  органы исполнительной власти  субъектов Федерации о проводимой  ими работе в регионах24.

Территориальные органы имеют право:

- представлять соответствующие  министерства и ведомства Российской  Федерации в их отношениях  с органами исполнительной власти  субъектов РФ;

- запрашивать и получать:

от соответствующих министерств  и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации - необходимую для осуществления своей деятельности информацию;

от предприятий, организаций и  учреждений независимо от форм собственности - сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;

от органов статистики - информационно-аналитические  материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;

- участвовать в работе соответствующих  федеральных органов исполнительной  власти;

- вносить предложения соответствующим  федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации25.

Численность аппарата, структура, штаты  и фонд оплаты труда территориальных  органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих  министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти могут иметь несколько разновидностей территориальных органов в зависимости  от целей их создания и реализуемых  ими функций. Как правило, федеральными министерствами создаются региональные и межрегиональные территориальные органы, обеспечивающие различный уровень территориального управления, в некоторых случаях – специализированные органы, имеющие конкретную компетенцию, например, органы налогового контроля, органы валютного контроля и т.д.26.

Информация о работе Органы исполнительной власти и их функции