Органы исполнительной власти и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Государственные органы исполнительной власти образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. Структура – это перечень конкретных органов, входящих в систему государственных органов исполнительной власти. Совокупность существующих органов исполнительной власти должна действовать как единая система, призванная решать задачи и функции государства средствами и способами, присущими исполнительно-распорядительной управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Система государственных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти…………………………………4
1.1. Органы исполнительной власти: понятие система…………………..4
1.2. Федеральные органы исполнительной власти……………………….5
1.2.1. Правительство РФ……........................................................................5
1.2.2. Федеральные министерства………………………………………..10
1.2.3. Федеральные службы…………….………………………...………15
1.2.4. Федеральные агентства…………………………………………….16
1.2.5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти………………………………………………………………….17
Глава II. Функции федеральных органов исполнительной власти………….21
2.1. Функции по принятию нормативных правовых актов……...……..21
2.2. Функции по контролю и надзору………….......................................23
2.3. Функции по управлению государственным имуществом…………25
2.4. Функции по оказанию государственных услуг…………………….26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………….....29

Файлы: 1 файл

органы исп власти курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Функции федеральных органов исполнительной власти

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство за деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ. В этом указе перечисляются следующие функции:

- функции по принятию нормативных правовых актов;

- функции по контролю и надзору;

- функции по управлению государственным имуществом;

 - функции по оказанию государственных услуг.

 Следует отметить, что в первоначальной редакции Указа Президента РФ № 314 среди функций перечислялась и правоприменительная, под которой понималось «издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров», но впоследствии она была отменена. При осуществлении всех других функций федеральный орган исполнительной власти реализует правоприменительную функцию27.

 

2.1. Функции по принятию нормативных правовых актов

Под функциями по принятию нормативных  правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц28.

При реализации функции по принятию нормативных правовых актов следует учитывать, что Правительство РФ утвердило Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. В нем закреплен порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями)29.

Нормативные правовые акты издаются федеральным органом исполнительной власти в виде приказа или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации30. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности).

Структурные подразделения федерального органа исполнительной власти и его  территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.

В целях подготовки проектов нормативных  правовых актов межведомственного  характера руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за их подготовку, по согласованию с  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов нормативных правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства РФ порядку согласования проектов нормативных правовых актов Правительства РФ.

Проекты нормативных правовых актов  федеральных служб или федеральных  агентств, находящихся в ведении  федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством.

Типовым регламентом внутренней организации  федеральных органов исполнительной власти установлено, что федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывают проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе31.

 

2.2.Функции по контролю и надзору

Под функциями по контролю и надзору  понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов32.

Функции по контролю и надзору осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, устанавливаемых актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Объекты контроля и надзора, требования к осуществлению контроля и надзора, в том числе особенности осуществления контроля и надзора в отдельных сферах государственного управления, устанавливаются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Плановый контроль и надзор осуществляются с периодичностью, установленной федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Внеплановый контроль проводится с  целью проверки исполнения предписаний  об устранении выявленных нарушений  и в иных случаях, установленных  федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Органы государственного контроля и надзора и их должностные  лица не вправе приостанавливать деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, производственных участков, а также прекращать эксплуатацию агрегатов, зданий или сооружений, проведение отдельных работ, за исключением случаев, установленных федеральными законами33.

 

 

2.3.Функции по управлению государственным имуществом

Под функциями по управлению государственным  имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ34.

Характеризуя функцию по управлению государственным имуществом необходимо сослаться на Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренную Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 (в ред. от 29.11.2000 г.)35.

В Концепции дается понятие управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс)36.

Концепция содержит два раздела:

  • в первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом;
  • во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества.

Целями управления государственным  имуществом названы:

    • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
    • вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
    • повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
    • Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
    • полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
    • классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
    • оптимизация количества объектов управления и переход к по объектному управлению;
    • определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
    • обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

 

 

2.4.Функции по оказанию государственных услуг

Следует отметить, что в положении о том или ином федеральном органе исполнительной власти (федеральном агентстве), как правило, говорится не о предоставлении определенных услуг, а об организации их оказания. В большинстве же случаев государственные услуги должны оказываться не самим федеральным органом исполнительной власти, а, как правило, делегируется государственным учреждениям37.

По мнению Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова при более четком разграничении «функции собственно управления и функции оказания государственных услуг» отмечается, что последними «должны заниматься не органы исполнительной власти, а государственные учреждения, работающие на началах самоокупаемости38. Данная позиция свидетельствует о том, что в отличие от органов исполнительной власти подобные образования непосредственно от имени государства не выступают»39.

Типовым регламентом внутренней организации  федеральных органов исполнительной власти установлено, что федеральные органы исполнительной власти:

  • организуют разработку административных регламентов исполнения государственных функций.
  • разрабатывают и утверждают в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительнойвласти перечни предоставляемых ими государственных услуг, а также обеспечивают их опубликование40.

 

 

 

 

 

Заключение

В целом органы исполнительной власти представляют собой единую систему органов, эффективно осуществляющих задачи и функции государства. Система и структура органов исполнительной власти еще не сформировалась окончательно. Предстоит их усовершенствование на федеральном уровне и поиск форм создания системы территориальных органов федеральных министерств, ведомств в регионах. А ведь от организационной структуры зависит специализация и конкретизация управления, его комплексность, правильность распределения нагрузки между различными частями.

Единство и целостность  системы органов исполнительной власти в РФ обеспечивается тремя  факторами:

  • всеобщими обязательными для всех требованиями – принципами их организации и деятельности;
  • всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, различными формами административной соподчиненности;
  • общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.
  2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. №2 ФКЗ // СЗ РФ . 1997. №51. Ст. 5712.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»  // СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 12. 05. 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. №20. Ст. 2290.
  5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (в действ. ред.) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. ст. 3895.
  6. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024 (ред. от 29.11.2000 г.) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 39. ст. 4626.
  7. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 (в действ. ред.) «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. ст. 3233.
  8. Мельников В. А. Система органов исполнительной власти РФ // Административное Право России. М.: 2006 г.
  9. Административное право: Учебник // Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.
  10. Лапина М.А. Административное право: органы исполнительной власти // Учебник. М.: 2009.
  11. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Органы исполнительной власти // Административное Право России. 3-е издание. М.: 2007 г.

Информация о работе Органы исполнительной власти и их функции