Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 04:25, курсовая работа
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Основные черты и юридические свойства Конституции...5
1.1. Конституция - основной закон государства……………………6
1.2. Юридическое верховенство……………………………………10
1.3. База текущего законодательства……………………………….12
1.4. Особый порядок принятия и изменения………………………14
Глава 2. Фунции Конституции…………………………………….16
Учредительная функция……………………………………..16
Организаторская функция …………………………………..18
Внешнеполитическая функция ………………………..……20
Идеологическая функция ……………………………………21
Юридическая функция ………………………………………23
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………….26
Также возникает вопрос: не считать ли равными конституции или ее частью законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, об исключении из нее каких-либо положений, о провозглашении конституции. Представляется, что нет оснований считать частью единого текста конституции законы, что-то в нее включающие или что-то из конституции исключающие. Они выполнили свою служебную роль и тем самым исчерпали себя.
Что касается деклараций или законов о провозглашении конституций, введении их в действие, у них свое назначение, ставящее акты, безусловно, на уровень самой конституции. Однако считать ли такие декларации, законы частью текста конституции - зависит от того, что было конкретно решено на этот счет при принятии конституции. Например, принятая 30 декабря 1922 г. Декларация об образовании Союза ССР была с некоторыми коррективами включена в Конституцию СССР 1924 г. 7 октября 1977 г. были приняты не только Конституция СССР, но также и Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении этой Конституции, Закон о порядке введения в действие Конституции СССР. Однако эти документы не объявлены частью данной Конституции. В Конституции РФ 1993 г. есть раздел второй "Заключительные и переходные положения", как раз и определяющий порядок ее введения в действие. Это также подтверждает вывод о том, что одно дело - научная оценка норм как конституционно-правовых, другое дело - их официальное существование в рамках отдельного акта либо как части конституционного текста.
1.2. Юридическое верховенство
Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.
Здесь следует отметить то,
что в Конституции РФ (также
и в других нормативных актах)
намечены основные характеристики источников
права в РФ; в ней "нашли
закрепление множественность
И.А. Кравец рассматривает два аспекта высшей юридической силы конституции – формальный и материальный.
«Формальный аспект высшей
юридической силы означает, что предусмотренные
Конституцией правовые акты должны приниматься
с соблюдением конституционной
процедуры. Если зафиксированная
Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям».2
Акты, конечно, могут развивать
положения конституции. Но при этом,
если первое слово по какому-то вопросу
уже сказано конституцией, они
не вправе говорить что-то иное, содержать
в себе другое предписание. К этому,
так сказать, формальному аспекту
добавляется и сущностный: нельзя
в другом акте путем интерпретаций,
словесных манипуляций
Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
1.3. База текущего законодательства
К числу юридических свойств
конституции относится и то, что
она является базой текущего законодательства,
определяет его характер. Текущее
законодательство развивает предписания
Конституции, исходит из ее духа при
детальном регулировании
"Выступая в качестве
юридической базы для развития
всех отраслей российского
Наряду с этим конституции
часто предусматривают
- прямо указывает виды
федеральных конституционных
- использует указание
на то, что определенные общественные
отношения регулируются "федеральным
законом", не называя конкретный
по наименованию или
- говорит о необходимости
дополнительного регулирования
общественных отношений либо
закрепления гарантий для их
участников в акте текущего
законодательства, оставляя на последующее
разрешение вопроса о виде
акта и принимающем его органе.
Например, в ст. 43 говорится, что
Российская Федерация "
- Конституция РФ зачастую
содержит такие формулировки
статей, что из текста очевидна
обязательность последующего
Также Конституция во многих
случаях говорит о том, что
права и интересы граждан гарантируются
либо охраняются законом, а соответствующие
действия органов и должностных
лиц регулируются законом; при этом
подразумевается не акт в форме
закона, а вся гамма правовых норм,
необходимых для
"Таким образом, проблема
соотношения конституции и
1.4. Особый порядок принятия и изменения
Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законадательные (представитель-ные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Поправки к главам
3-8 Конституции России
Положения глав 1, 2 и
9 Конституции не могут быть
пересмотрены Федеральным
Конституционное Собрание
либо подтверждает
При проведении всенародного
голосования (референдума)
Глава 2. Функции Конституции РФ
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.1
Как пишет С.А. Авакъян, «функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства».2
В науке конституционного права, как правило, выделяют следующие функции: учредительную; организаторскую; внешнеполитическую; идеологическую и юридическую.
2.1. Учредительная функция
Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
Опыт собственной истории подтверждает это. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.
Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...".1
Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Родилось конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.
Информация о работе Основные черты и юридические свойства конституции