Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 04:25, курсовая работа
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Основные черты и юридические свойства Конституции...5
1.1. Конституция - основной закон государства……………………6
1.2. Юридическое верховенство……………………………………10
1.3. База текущего законодательства……………………………….12
1.4. Особый порядок принятия и изменения………………………14
Глава 2. Фунции Конституции…………………………………….16
Учредительная функция……………………………………..16
Организаторская функция …………………………………..18
Внешнеполитическая функция ………………………..……20
Идеологическая функция ……………………………………21
Юридическая функция ………………………………………23
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………….26
В итоге, Конституция СССР
1977 г. сыграла исключительно важную
роль в постепенном движении нашей
страны в сторону реального
Безусловно, учредительный
характер свойствен и Конституции
РФ 1993 г., причем в целом и несмотря
на то, что ряд включенных в нее
конституционных институтов появился
ранее, благодаря изменениям и дополнениям
предшествующей Конституции РФ 1978 г.,
неоднократно реформировавшейся. Учредительная
роль данного Основного Закона состоит
в полном и окончательном оформлении
отказа России от социалистического
пути развития и ее перехода на рельсы:
в политике - к общедемократическим
институтам и политическому плюрализму,
в экономике - к многообразию форм
собственности, включая и частную
(т.е. собственности отдельных
2.2. Организаторская функция
Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.1 Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.
Кроме того, следует учитывать
то, что конституция является документом
прямого действия - это зачастую
подчеркивается в самом ее тексте.
И ее организующее начало состоит
в том, что многие общественные отношения
могут возникать
Сказанное в полной мере
относится и к российским конституциям,
в том числе и к Конституции
1993 г. Ее организаторская функция
проявляется во многих отношениях.
В социально-экономической
2.3. Внешнеполитическая функция
Здесь уместно будет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.
Близко к ней примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.
Кроме того, внешнеполитическая
функция Конституции нашей
2.4. Идеологическая функция
Идеология вообще - это "система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений".1
Идеологическая функция
проявляется в способности
Такая функция также присуща и нашей Конституции. Но есть ли основания для этого утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция - как бы деидеологизированный документ.
Действительно, идеологическая
функция конституции может
Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ 1993 г.).
Или, к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни.
Прямо различные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (Конституция РФ 1993 г.).
Перечень примеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.
2.5. Юридическая функция
Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы. Суть этой функции конституции заключается в том, что она: - становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);
- сама регулирует общественные
отношения и как документ
- дает импульс развитию
законодательства и принятию
большого массива новых
Сказанное в полной мере
относится к действующей
Юридическими признаками конституции являются:
1. Высшая юридическая
сила: все нормативные правовые
акты не должны противоречить
конституции. При этом
Функции конституции отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства выделяются следующие виды функций: учредительная; организаторская; внешнеполитическая; идеологическая и юридическая.
Юридические свойства конституции характеризуют ее и отражают наиболее значимые особенности; функции конституции – это основные ее направления, которые отражают ее роль в государстве.
Информация о работе Основные черты и юридические свойства конституции