Основные экономические и социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Содержание работы

Введение ..............................................................................................................
1. Основные экономические и социальные права человека и гражданина
в Российской Федерации.
1.1. Право на экономическую деятельность..........................................................
1.2. Право частной собственности..........................................................................
1.3. Трудовые права и свободы...............................................................................
1.4. Право на защиту материнства, детства и семьи.............................................
1.5. Право на социальное обеспечение...................................................................
1.6. Право на жилище...............................................................................................
1.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь......................................
1.8. Право на благоприятную окружающую среду...............................................
Заключение............................................................................................................ ..
Список использованных источников ........................................................... .......

Файлы: 1 файл

Правовые основы хозяйственной деятельности.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как  право каждого свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек  вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о  привлечении к административной ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Конституционной обязанности  трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как  в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в  переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода  труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии  предпринимательской деятельностью  и т.д.

Свобода труда связана  с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный  ст.8 Международного пакта о гражданских  и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский  труд, что в наше время встречается  крайне редко, но и любые формы  принуждения человека работать на недобровольно  принятых условиях или под угрозой  какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается  принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в  условиях чрезвычайного положения  или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о труде РФ ( ст.2 ).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ  была включена норма о запрете  принудительного труда (ст.2), а  из числа мер дисциплинарного  взыскания исключено такое наказание,  как перевод на нижеоплачиваемую  работу или смещение на низшую  должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике  государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству  или брать ее на себя, поскольку  оно уже не управляет всеми  предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный  работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а  именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось  без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это  материальную, а в определенных случаях  и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный  орган принимать законы о минимальном  размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым  предполагается, что по договору ( коллективному  или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое законодательство запрещает  какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости  от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В регулировании трудовых отношений  на основе социального партнерства  на двухсторонней основе (между работодателями и работниками ) и трехсторонней  основе ( т.е. еще и с участием государственных  органов ) важную роль играет Закон  о коллективных договорах и соглашениях  от 11 марта 1992 г. ( с изменениями и  дополнениями, внесенными Федеральным  законом от 24 ноября 1995 г. ).

Право на защиту от безработицы  предполагает обязанность государства  проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно  помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов  о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие  по безработице в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера  оплаты труда, предоставляется возможность  бесплатного обучения новой профессии  или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в  связи с добровольным переездом  в другую местность. Эти нормы  предусмотрены Законом о занятости  населения а Российской Федерации  от 19 апреля 1991 г.5 с изменениями и  дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г. Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

Действующий КЗоТ устанавливает  максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для  отдельных категорий работников с учетом условий и характера  труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается  сокращенная продолжительность  рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены  все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более  высокие стандарты.

Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства  и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и  имеет право на защиту со стороны  общества и государства" ( ч.3 ст.16 ).из общего конституционного положения  вытекают семейные права граждан, и  прежде всего - определенные права матери и ребенка.

1.4. Право на защиту  материнства, детства и семьи.

Защита государством материнства  и детства, семьи как конституционный  принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной  политики в данной области в новом  Основном Законе Российской Федерации  соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и  свидетельствует о том значении, которое придается в современном  обществе семье, женщине-матери, детям

Защита материнства и  детства, семьи носит комплексный  социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных  мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Государство защищает эти  права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает  оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов  и 70 календарных дней после родов ( при осложненных родах - 86 дней, а при рождении близнецов - 110 дней ). При рождении ребенка женщина  получает право на единовременное пособие  в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской  консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной  оплаты труда.

Отпуска по уходу за ребенком ( частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы  до достижения ребенком трехлетнего  возраста ) предоставляются женщине  по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций ( см. ст.39 ). По усмотрению семьи такие отпуска  могут быть использованы ( полностью  или частично ) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и  создание им благоприятных условий  труда, отвечающих их физиологическим  особенностям. Это включает:

* повышение гарантии в  связи с материнством при приеме  на работу и увольнении. Так,  запрещено отказывать женщинам  в приеме на работу и снижать  им заработную плату по мотивам,  связанным с беременностью и  наличием детей. Беременным, женщинам  имеющим ребенка до 3 лет, а  одиноким матерям - ребенка до 14 лет ( ребенка инвалида - до 16 лет  ), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;

* специальные правила  по охране труда и здоровья  женщин: запрещение их труда (выделяя  особо женщин детородного возраста ) на тяжелых работах и работах  с вредными или опасными условиями  труда; установление предельно  допустимых нагрузок при подъеме  и перемещении тяжестей вручную;  ограничение труда в ночное  время и др.

Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда  с материнством:

* использование труда  женщин, имеющих детей, на работе  с неполным рабочим днем или  неполной рабочей неделей; по  желанию женщин, имеющих детей  до 14 лет ( детей- инвалидов - до 16 лет ), администрация обязана  установить им такой режим  работы по скользящему ( гибкому  графику ), на дому;

* предоставление одному  из родителей ( лицам, их заменяющим ) 4 дополнительных оплачиваемых  выходных дней в месяц для  ухода за детьми-инвалидами, а  также ежегодно двухнедельного  отпуска без сохранения заработной  платы женщинам, имеющим двух  и более детей до 12-летнего  возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи  с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без  матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Охрана материнства и  детства осуществляется и другими  отраслями права. Так, основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г., предусматривают  необходимость повышения заботы о здоровье женщины во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей. Кодекс о браке и семье содержит основания для лишения родительских прав в случаях злостного нарушения прав ребенка.

Государство всемерно содействует  укреплению семьи, устраняя дискриминацию  при вступлении в брак, утверждая  равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" ( ч.2 ст.38 ). Следовательно, родители не в праве перекладывать на государство  функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме  случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности  по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального  положения. Расторжение брака родителей ( или их раздельное проживание ) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать  участие в воспитании ребенка, другой не в праве ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка ( в браке и при его расторжении ) разрешаются отцом и матерью  совместно. В случае спора они  разрешаются органом опеки и  попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие  своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могу быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности , если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей ( ст.78 Кодекса о браке и семье ).

Семейное право, опирающееся  на ст.38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая  многочисленные права их участников.

1.5. Право на социальное  обеспечение.

Непререкаемым принципом  демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом  обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии делать это. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто  оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения  и т.д. Общество не может бросить  таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную  систему их обеспечения материальными  благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может  оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Поэтому  следующей важной категорией является право на социальное обеспечение, закрепленное в Конституции Российской Федерации  в ст.39.

Согласно Конституции, каждому  гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Каждый из этих случаев ( социальных рисков ) характеризуется утратой  заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и  нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление  пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями  труда и по ряду других оснований  пенсии назначаются с более раннего  возраста ). Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в  связи с потерей кормильца ( вследствие его смерти или безвестного отсутствия ). Как бы в развитие положений  Конституции об охране материнства  и детства предусматриваются  основания социального обеспечения для воспитания детей ( пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека "выталкивают" на пенсию без его согласия ( например, при наличии "выслуги лет" ), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

Информация о работе Основные экономические и социальные права человека и гражданина в Российской Федерации