Основные экономические и социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Содержание работы

Введение ..............................................................................................................
1. Основные экономические и социальные права человека и гражданина
в Российской Федерации.
1.1. Право на экономическую деятельность..........................................................
1.2. Право частной собственности..........................................................................
1.3. Трудовые права и свободы...............................................................................
1.4. Право на защиту материнства, детства и семьи.............................................
1.5. Право на социальное обеспечение...................................................................
1.6. Право на жилище...............................................................................................
1.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь......................................
1.8. Право на благоприятную окружающую среду...............................................
Заключение............................................................................................................ ..
Список использованных источников ........................................................... .......

Файлы: 1 файл

Правовые основы хозяйственной деятельности.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  России действуют также: Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении  родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, от 21 мая 1993 г.6 и др.

Государственные пенсии для  отдельных категорий граждан  установлены также Законами о  занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, о государственных гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях7

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РСФСР о  государственных пенсиях ( с последующими изменениями и дополнениями )8. Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые ( связанные с наличием определенного стажа работы ) и  социальные ( назначаемые престарелым  и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию ). Социальные пособия устанавливаются несколькими  законами. Так, Закон от 19 апреля 1991 г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. о занятости населения в Российской Федерации ввел пособия по безработице. Указ Президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров от 10 декабря 1993 г.9 установил ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет ( на учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания обучения ). Несколькими актами регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности ( болезни ), а также ряд других пособий ( Законом РФ о ритуальном пособии от 12 марта 1992 г.10 установлено единовременное пособие на погребение ). Эти выплаты производятся соответственно из средств федеральных учреждений: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии и пособия, т.е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств. Согласно ст.1 Закона о государственных пенсиях в РСФСР ( 1990 г. ) местные органы государственной власти, предприятия, учреждения ( в том числе общественные ) вправе издавать акты о пенсионном обеспечении. Дополнительные по сравнению с установленными законодательством социальные льготы могут закрепляться также в коллективных договорах с учетом экономических возможностей предприятия согласно ст.13 Закона о коллективных договорах и соглашениях ( 1992 г. ).

1.6. Право на жилье.

Конституционное право на жилье выражает сущность системы  удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит  система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости  от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих  субъектов при выборе вариантов  решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной  ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим  возможностям, хотя норма ст.40 Конституции  конкретно не содержит такой юридической  формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в  домах всех разновидностей жилищного  фонда; обеспечение здоровой среды  обитания, жилой среды, достойной  цивилизованного человека (последнее  вытекает из норм международного

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения "в  общем котле" для последующего государственного и муниципального жилищного строительства, и распределения  свободных квартир нуждающимся  в жилье. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство  жилья как в городе, так и  в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций ( субсидий ), кредиты для приобретения жилья.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные  в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами  из государственных, муниципальных  и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых  помещений по договору найма в  домах государственных или муниципальных  жилищных фондов, как и прежде, будет  осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение  указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

В Конституции не названы, естественно, все, для кого сохраниться  планово-распределительная система  выделения жилья. Это должно быть предусмотрено законами - федеральными и субъектов Федерации. Так, ст.9 Закона РСФСР о приватизации жилищного  фонда в РСФСР от 4 июля 1991 г.12 для  инвалидов Великой Отечественной  войны и приравненных к ним  в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов  с детства, ветеранов войны, семей  погибших при исполнении государственных  обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок предоставления жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилищных фондов на условиях договора найма. Статья 10 на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке очередности с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения ( ст.14 Закона РФ об основах федеральной жилой политики от 24 декабря 1992 г.13 ).

Никто не может быть произвольно  лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором  или нанимателем; ни собственником  жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного ( жилищного ) кооператива  и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения  граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения  вправе истребовать занимаемое ими  жилое помещение из чужого незаконного  владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны  с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд ( по ст.46 ).

1.7. Право на охрану  здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный  институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые  обязано проводить государство  в интересах своих граждан. Право  на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций  создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных  условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством  и реализацией доброкачественных  продуктов питания, а также предоставлением  населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам  охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств.

Государство гарантирует  гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них  каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся  за ее пределами, гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся  на территории России, также гарантируется  право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно  проживающие а России, и беженцы  пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным  гражданам, лицам без гражданства  и беженцам определяется Минздравмедпромом России и министерствами здравоохранения республик в составе Федерации.

Конституция указывает ( ч.2 ст.41 ) на обязанность государства  финансировать федеральные программы  охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения. Государство  должно поощрять деятельность. Способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию. Тем самым закладывая правовые основы для соответствующей  деятельности органов государственной  власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую  помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют  специальные программы и законы: Федеральная целевая программа  на 1993-1995 гг. по предупреждению распространения  заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г., Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г., Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. и др. Целями охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Другое дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских  учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной  нетрудоспособности.

Права отдельных групп  населения гарантируются государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан ( принятыми 22 июля 1993 г. ) гарантии в области  охраны здоровья установлены: семье ( ст.22 ); беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним ( ст.24 ); военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную  службу и поступающим на военную службу по контракту ( ст.25 ); гражданам пожилого возраста ( ст26 ); инвалидам ( ст.27 ); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах ( ст.28 ) и др.

При обращении за медицинской  помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ граждане имеют право  на:

* уважительное и гуманное  отношение со стороны медицинского  и обслуживающего персонала;

* выбор врача, в том  числе семейного и лечащего  врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического  учреждения в соответствии с  договорами обязательного и добровольного  медицинского страхования;

* обследование, лечение и  содержание в условиях, соответствующих  санитарно-гигиеническим требованиям;

* проведение консилиума  и консультаций других специалистов;

* облегчение боли, связанной  с заболеванием и ( или )медицинским  вмешательством, доступными способами  и средствами;

* сохранение в тайне  информации о факте обращения  за медицинской помощью, о состоянии  здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании  и лечении, в соответствии со  ст.61 Основ;

* информированное добровольное  согласие на медицинское вмешательство  в соответствии со ст.32 Основ;

* отказ от медицинского  вмешательства в соответствии  со ст.33 Основ;

* получение информации  о своих правах и обязанностях  и состоянии своего здоровья  в соответствии со ст.31 Основ,  а также выбор лиц, которым  в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;

* получение медицинских  и иных услуг в рамках программ  добровольного медицинского страхования  в соответствии со ст.30 Основ;

* возмещение ущерба в  соответствии со ст.68 Основ в  случае причинения вреда здоровью  при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой  непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического  учреждения, в котором ему оказывается  медицинская помощь, в соответствующие  профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Граждане имеют право  и на дополнительные медицинские  и иные услуги на основе программ добровольного  медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР о медицинском  страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г.15, а также  за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств  и иных источников.

Информация о работе Основные экономические и социальные права человека и гражданина в Российской Федерации